Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цель: совершенствовать умение читать вслух, регулируя речевое дыхание и отчетливо произнося звуки; совершенствовать навык чтения молча, вслух, по цепочке; развивать умение читать выразительно; фор­мировать умения коллективной деятельности; способствовать разви­тию речи, формированию творческих способностей, умения сравнивать героев произведений; создавать условия для активной познавательной и творческой деятельности, воспитания уважительного отношения к сво­ей семье и маме.

Оборудование: выставка рисунков о маме, конверты с заданиями.

Подготовительная работа: учащиеся рисуют портреты своих мам, готовят выразительное чтение стихов.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Учащиеся читают рассказ Ю. Яковлева «Мама».

Артикуляционная и речевая разминка

1. Упражнение «Шины»

— Представьте, что мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты. Подкачаем их насосом: «С-с-с». (Дети имитируют звуки насоса.) Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как вы­ходит воздух из шины? «Ш-ш-ш».

2. Произнесите потешку:

Шла с базара кошка.

У кошки лукошко.

Подготовка к восприятию новой темы

Вступительное слово учителя.

Есть на Земле важная миссия, целиком принадлежащая Матери: стоять у колыбели, бороться с любыми трудностями, за­щищая огонь новой жизни, вводить маленького человечка в жизнь и учить делать по ней первые шаги.

Мама не спит долгими ночами, сидя возле колыбели, это она учит нас ходить по земле, это она следит, чтобы вы были на­кормлены и одеты, это она придет на помощь, когда вам в жизни будет тяжело.

Мама — особенный человек, самый лучший, самый добрый, самый заботливый, самый нежный и самый красивый. Разве не так? (Учитель обращает внимание учащихся на выставку дет­ских работ «Портрет моей мамы».)

Мама, мамочка... Сколько тепла таят эти слова! Материнская любовь способна греть нас всегда, потому что дети — самое до­рогое для матери.

Ученики читают стихотворение Ю. Шуткова "Обойди весь мир вокруг".

Существуют понятия: мудрость матери, мужество матери. Люди слагают стихи, пишут рассказы о чутком сердце матери...

Работа с текстом рассказа Я. Брыля «Просто и ясно»

Чтение рассказа учителем.

Проверка первичного эмоционального восприятия.

Понравился ли рассказ? Чем? Что понравилось?

Лексическая работа.

• Сучить ножками — двигать ножками попеременно.

Чтение текста учащимися («цепочкой»),

Обсуждение прочитанного.

В чем проявляется любовь матери к сыну?

Какое настроение навевают писателю его воспоминания?

Какими словами автор выражает любовь к своей маме? Прочитайте.

Какова тональность рассказа: грустная, радостная? По­чему вы так решили?

Меняется ли настроение в рассказе? Когда? Почему?

Каким хочет стать писатель? Почему?

Как нужно относиться к маме?

Какие ласковые слова вы говорите своей маме?

Выборочное чтение.

Найдите строки в первой части рассказа (когда герой еще маленький), которые говорят о добре, заботе мамы о своем ребенке.

Как детские воспоминания взрослого человека помогают нам понять его любовь к матери? В каких словах и предложени­ях это выражается? Прочитайте.

Выразительное чтение.

Передайте голосом любовь матери к сыну.

Физкультминутка

VI. Работа в группах

Мамы бывают разные...

Сейчас вы получите конверты с рассказами об удивительных мамах. Вам необходимо прочитать рассказы о мамах и ответить на вопрос:

Чем отличаются мамы в рассказах от ваших мам?

Задание для 1 группы

Жила-была мама, которая больше всего на свете любила шум, грохот и барабанный бой! У неё было четыре больших барабана и один маленький! А ещё она била молотком в желез­ный таз! Эта странная мама совершенно не выносила тишину. Она шумела, как целый детский сад. И детям своим говорила: «Шумите, пожалуйста, громче!» Поэтому, когда мама наконец ложилась спать, вокруг неё все ходили на цыпочках.

Задание для 2 группы

Жила-была мама, которая умела очень хорошо разбрасывать вещи. Увидит, что вещи аккуратно сложены на стуле, и сразу начинает их разбрасывать.

Однажды мама забыла закрыть окно и установила мировой рекорд по разбрасыванию вещей. Она их бросала, бросала... Вскоре стали приходить посылки с мамиными вещами. Из Аф­рики, Америки... Но никто на маму не жаловался, потому что она разбрасывала свои вещи, а не чужие.

Задание для 3 группы

Жила-была мама, которая обожала летать на воздушных ша­риках. Поэтому её никогда не было дома. Надует шарик и улета­ет! А дети ждали её у окна и кричали: «Ура! Наша мама летит!» Эта мама всегда возвращалась с подарками, так что никто на неё не сердился.

Задание для 4 группы

Жила-была мама, у которой всё валилось из рук. Особенно не везло ей с бутербродами. Намажет хлеб маслом, посыплет сахаром, чтобы масло крепче держалось, — а бутерброд уже на полу! Если мама открыла дверцу шкафа — дверца отвали­валась! А когда хотела смахнуть пыль с люстры, все кричали «Караул!» и поскорей разбегались. Потому что люстра падала на ковёр и на всех, кто на нём стоял. Вот почему этой удиви­тельной маме категорически запрещали до чего-нибудь дотраги­ваться. И всё делали сами.

Т. Шульга «Жили-были мамы»

Проверка выполненных заданий

Подведение итогов урока

— Вот и подошел к концу наш урок. Мне хочется сказать вам, ребята: «Цените любовь мамы. Берегите ее. Не оскорбляйте грубостью, резким словом, непослушанием». Пусть на лицах ва­ших мам сияют улыбки.

Ученик читает стихотворение.

Слово о матери

(отрывок из поэмы) 

"..Как бы ни манил вас бег событий, 

Как ни влёк в свой водоворот, 

Пуще глаза маму берегите 

От обид, от тягот, от забот. 

...Если стали сердцем вы суровы, 

Будьте, дети, ласковее с ней, 

Берегите мать от злого слова, 

Знайте — дети ранят всех больней! 

...Мать уйдёт, в душе оставив рану, 

Мать уйдёт — и боли не унять... 

Заклинаю: берегите маму! 

Дети мира, берегите Мать!

Р. Гамзатов

Домашнее задание

Перечитать рассказ Я. Брыля «Просто и ясно».

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев