Цель: совершенствовать умение читать вслух, регулируя речевое дыхание и отчетливо произнося звуки; совершенствовать навык чтения молча, вслух, по цепочке; развивать умение читать выразительно; формировать умения коллективной деятельности; способствовать развитию речи, формированию творческих способностей, умения сравнивать героев произведений; создавать условия для активной познавательной и творческой деятельности, воспитания уважительного отношения к своей семье и маме.
Оборудование: выставка рисунков о маме, конверты с заданиями.
Подготовительная работа: учащиеся рисуют портреты своих мам, готовят выразительное чтение стихов.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Учащиеся читают рассказ Ю. Яковлева «Мама».
Артикуляционная и речевая разминка
1. Упражнение «Шины»
— Представьте, что мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты. Подкачаем их насосом: «С-с-с». (Дети имитируют звуки насоса.) Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? «Ш-ш-ш».
2. Произнесите потешку:
Шла с базара кошка.
У кошки лукошко.
Подготовка к восприятию новой темы
Вступительное слово учителя.
Есть на Земле важная миссия, целиком принадлежащая Матери: стоять у колыбели, бороться с любыми трудностями, защищая огонь новой жизни, вводить маленького человечка в жизнь и учить делать по ней первые шаги.
Мама не спит долгими ночами, сидя возле колыбели, это она учит нас ходить по земле, это она следит, чтобы вы были накормлены и одеты, это она придет на помощь, когда вам в жизни будет тяжело.
Мама — особенный человек, самый лучший, самый добрый, самый заботливый, самый нежный и самый красивый. Разве не так? (Учитель обращает внимание учащихся на выставку детских работ «Портрет моей мамы».)
Мама, мамочка... Сколько тепла таят эти слова! Материнская любовь способна греть нас всегда, потому что дети — самое дорогое для матери.
Ученики читают стихотворение Ю. Шуткова "Обойди весь мир вокруг".
Существуют понятия: мудрость матери, мужество матери. Люди слагают стихи, пишут рассказы о чутком сердце матери...
Работа с текстом рассказа Я. Брыля «Просто и ясно»
Чтение рассказа учителем.
Проверка первичного эмоционального восприятия.
Понравился ли рассказ? Чем? Что понравилось?
Лексическая работа.
• Сучить ножками — двигать ножками попеременно.
Чтение текста учащимися («цепочкой»),
Обсуждение прочитанного.
В чем проявляется любовь матери к сыну?
Какое настроение навевают писателю его воспоминания?
Какими словами автор выражает любовь к своей маме? Прочитайте.
Какова тональность рассказа: грустная, радостная? Почему вы так решили?
Меняется ли настроение в рассказе? Когда? Почему?
Каким хочет стать писатель? Почему?
Как нужно относиться к маме?
Какие ласковые слова вы говорите своей маме?
Выборочное чтение.
Найдите строки в первой части рассказа (когда герой еще маленький), которые говорят о добре, заботе мамы о своем ребенке.
Как детские воспоминания взрослого человека помогают нам понять его любовь к матери? В каких словах и предложениях это выражается? Прочитайте.
Выразительное чтение.
Передайте голосом любовь матери к сыну.
Физкультминутка
VI. Работа в группах
Мамы бывают разные...
Сейчас вы получите конверты с рассказами об удивительных мамах. Вам необходимо прочитать рассказы о мамах и ответить на вопрос:
Чем отличаются мамы в рассказах от ваших мам?
Задание для 1 группы
Жила-была мама, которая больше всего на свете любила шум, грохот и барабанный бой! У неё было четыре больших барабана и один маленький! А ещё она била молотком в железный таз! Эта странная мама совершенно не выносила тишину. Она шумела, как целый детский сад. И детям своим говорила: «Шумите, пожалуйста, громче!» Поэтому, когда мама наконец ложилась спать, вокруг неё все ходили на цыпочках.
Задание для 2 группы
Жила-была мама, которая умела очень хорошо разбрасывать вещи. Увидит, что вещи аккуратно сложены на стуле, и сразу начинает их разбрасывать.
Однажды мама забыла закрыть окно и установила мировой рекорд по разбрасыванию вещей. Она их бросала, бросала... Вскоре стали приходить посылки с мамиными вещами. Из Африки, Америки... Но никто на маму не жаловался, потому что она разбрасывала свои вещи, а не чужие.
Задание для 3 группы
Жила-была мама, которая обожала летать на воздушных шариках. Поэтому её никогда не было дома. Надует шарик и улетает! А дети ждали её у окна и кричали: «Ура! Наша мама летит!» Эта мама всегда возвращалась с подарками, так что никто на неё не сердился.
Задание для 4 группы
Жила-была мама, у которой всё валилось из рук. Особенно не везло ей с бутербродами. Намажет хлеб маслом, посыплет сахаром, чтобы масло крепче держалось, — а бутерброд уже на полу! Если мама открыла дверцу шкафа — дверца отваливалась! А когда хотела смахнуть пыль с люстры, все кричали «Караул!» и поскорей разбегались. Потому что люстра падала на ковёр и на всех, кто на нём стоял. Вот почему этой удивительной маме категорически запрещали до чего-нибудь дотрагиваться. И всё делали сами.
Т. Шульга «Жили-были мамы»
Проверка выполненных заданий
Подведение итогов урока
— Вот и подошел к концу наш урок. Мне хочется сказать вам, ребята: «Цените любовь мамы. Берегите ее. Не оскорбляйте грубостью, резким словом, непослушанием». Пусть на лицах ваших мам сияют улыбки.
Ученик читает стихотворение.
Слово о матери
(отрывок из поэмы)
"..Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот, от забот.
...Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней,
Берегите мать от злого слова,
Знайте — дети ранят всех больней!
...Мать уйдёт, в душе оставив рану,
Мать уйдёт — и боли не унять...
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите Мать!
Р. Гамзатов
Домашнее задание
Перечитать рассказ Я. Брыля «Просто и ясно».