Оборудование:
учебник литературного чтения;
детские рисунки всех сказочных человечков, предметы кинжала, хвостика, колпачка, пропеллера, бочонка меда. (Хоббит, Муми-тролль, Буратино, Винни-Пух, Чиполлино, Карлсон);
диски с мультфильмами (песни Винни-Пуха, Буратино, Чиполлино);
карточки с названиями произведений, именами авторов, названия стран - на 5 команд;
шифровка с вопросами и буквами - на 5 команд;
слова с пропущенными буквами - на 5 команд;
жетоны за правильные ответы;
слайды с фотографиями стран и писателей;
листы самоконтроля и самооценки, цветные карандаши – на 5 команд;
ЦОР по литературному чтению. Раздел «Сказочные человечки»;
Цели:
обобщение знаний по произведениям раздела «Сказочные человечки».
учить высказыванию своих впечатлений о прочитанных сказках;
способствовать воспитанию взаимопомощи, доброжелательного отношения к окружающим, толерантности;
развивать умение самоконтроля, самоанализа и самореализации, работать в малых группах;
Ход урока
I. Организационный момент
Слушание фрагмента из песни Винни-Пуха.
II. Сообщение темы и цели урока
– Что прослушали?
– Из какого произведения этот герой поет песню?
– Назовите тему раздела, в который входит эта сказка?
– Все ли произведения этого раздела прочитали?
– Пожалуйста, определите тему урока.
– Ребята, сегодня обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки».
– Для чего мы будем проводить этот урок?
– А цель нашего урока – обобщить знания по прочитанным произведениям и подготовиться к сочинению и проверочной работе.
III. Работа по теме урока
– Урок пройдет в виде соревнования по группам (дети делятся на группы, проговариваются правила игры, выбирается капитан, раздаются листы самоконтроля).
– Отгадайте загадки (после каждой загадки появляются детские рисунки с изображением сказочных героев).
Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек ириски жует.
Смешной человечек скучать не привык.
Смешной человечек – большой озорник.
(Карлсон)
По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлуча, Чиполетто.
Чиполлочьо, Чиполлотто
И, конечно, я.
(Чиполлино)
Он веселый и задорный
Человечек озорной!
В колпачке и с носом длинным,
Ищет ключик золотой.
(Буратино)
Он и весел и не злобен
Этот милый чудачек.
С ним хозяин мальчик Робин,
И приятель – Пятачок,
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх,
Это плюшевый проказник –
Медвежонок .... (Винни-Пух)
– Про кого забыли? (Хоббит, Муми-тролль)
Задания для групп: Дети зарабатывают жетоны-баллы, капитаны с ребятами работают с листами самоконтроля.
1. « Кто я?»
Кто это? Расскажите об этих героях (каждая команда выбирает по герою и рассказывает о нем).
План рассказа.
Кто это?
Описание внешнего вида.
Черты характера.
За что его любят дети?
Любите ли вы этого героя?
2. «Моя биография»
Соедините между собой фамилию автора, название произведения и название страны (после задания идет показ слайдов и рассказ о творчестве писателей).
Туве Янссон |
|
«Шляпа волшебника» |
|
Финляндия |
Алан Милн |
|
«Винни-Пух» |
|
Англия |
Джон Р.Р. Толкин |
|
«Хоббит» |
|
Англия |
Алексей Толстой |
|
«Золотой ключик, или приключения Буратино» |
|
Россия |
Джанни Родари |
|
«Приключения Чиполлино» |
|
Италия |
Астрид Линдгрен |
|
«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» |
|
Швеция |
3. «Бюро находок»
Кто из героев потерял свою вещь или предмет? (показываются предметы)
Расскажите об этом предмете. Для чего он нужен герою?
4. «Помоги сыщику Моркоу и собаке Держи-Хватай»
Ответь на вопросы и найди слова в шифровке.
Что пил Буратино на завтрак? (какао)
Имя малыша? (Сванте)
Что попросил Мастино у Чиполлино для уталения жажды? (лимонад)
Что у Винни-Пуха в голове кроме опилок? (кричалки)
Одно из занятий Бильбо? (метание)
Что варила муми-мама к завтраку? (кофе)
б |
к |
с |
Е |
Т |
н |
с |
н |
о |
л |
о |
а |
к |
И |
К |
а |
в |
а |
м |
И |
е |
я |
м |
Е |
Л |
к |
р |
д |
ф |
О |
и |
н |
А |
Т |
А |
ч |
и |
ш |
е |
к |
5. «Угадай мелодию»
Нужно угадать название сказки (показываются фрагменты из мультфильмов с песнями и стихами героев).
IV. Физкультминутка
(подвижная, под музыку, разминка для глаз)
V. Продолжение работы по теме урока
6. «На уроке у Мальвины»
Нужно ответить на вопросы Мальвины (подготовленная девочка)
Сосчитайте, пожалуйста, сколько яблок осталось у Буратино?
Будьте так добры, скажите, сколько гномов пошло в путешествие с Бильбо Бэгинсом?
Вставьте пропущенные буквы в слова: _алыш, _астино, _ашина, _ртемон
Работа по заданиям ЦОРа
Выразительное чтение понравившегося отрывка (из любой сказки раздела)
7 . «Конкурс капитанов»
В каком месяце все погружаются в спячку? (ноябрь)
Сколько тучек появилось из цилиндра? (5)
Что крикнул муми-тролль муми-папе, катаясь на тучке перед окном? (кукареку)
Кто ел, пил, веселился, сидя на пне в коричневой и зеленой одежде? (эльфы)
Кто свистел на ветке дуба? (Кристофер Робин)
Сколько портных шило одежду деревянному мальчику? (4)
Сколько лимончиков сопровождало кавалера Помидора? (дюжин)
В каком возрасте бывают в самом расцвете сил? (в любом)
Был обманут в стране Дураков.
Мужчина в самом расцвете сил.
Кому принадлежало волшебное кольцо?
Шарманщик, смастеривший Буратино.
Тайная система свиста «есть дело» (три простых и один долгий)
Рост хоббитов?
Мастер …?
VI. Рефлексия
– Ребята, проанализируйте свою работу по листам самоконтроля.
– Капитаны, охарактеризуйте работу всей группы в целом.
– Подведем итоги, узнаем победителей.
– Ребята, что запомнилось на уроке?
– Что бы вы предложили для следующего обобщающего урока?
– Всем спасибо за урок.