Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цель: развивать речевое дыхание, умение читать правильно, отчет­ливо произнося звуки; совершенствовать умение читать вслух и молча, совершенствовать умение читать выразительно, передавая во время чтения свое настроение; развивать умение сравнивать произведения различных жанров; способствовать развитию речи, формированию же­лания наблюдать за красотой природы в зимнее время года.

Оборудование: репродукция картины А. Пластова «Первый снег», аудиозаписи музыкальных произведений.

Предварительная работа: перед изучением раздела учащиеся на­блюдают за природой, читают произведения о зиме, рассматривают соответствующие иллюстрации, делают в альбомах зарисовки, запи­сывают интересные литературные выражения и т. д.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Учащиеся рассказывают пословицы о маме, объясняют их

смысл.

III. Артикуляционная и речевая разминка

Артикуляция звуков [р], [р'].

Анализ стихотворения.

Понравились ли вам картины зимы, нарисованные поэ­том? Что понравилось больше всего?

Как дети узнали, что выпал первый снег? Опишите его.

Как снег покрыл землю?

Как можно назвать зиму? Почему?

Кто больше всего был рад зиме? Почему?

Беседа по картине А. Пластова «Первый снег».

Учащийся читает стихотворение.

Радостные дети вышли со двора: 

Вот она какая, русская зима! 

Значит, вновь пришла она и добра и весела, 

Смех и радость принесла зимушка-зима.

А. Климова

Как называется картина А. Пластова? (Учащиеся читают название.)

Как вы думаете, грустное или радостное настроение пере­дал художник на картине?

Кто изображен на переднем плане?

Какое чувство испытывают дети — главные герои карти­ны? Как это выражено? Обратите внимание на лица детей, их позы, одежду.

Какие цвета преобладают на картине? Почему?

На каком цветовом фоне изображены дети?

Почему береза кажется такой нарядной?

Опишите снег. Какой он? Как он падает? С чем его можно сравнить? Как изменилась улица и все на ней после того, как вы­пал снег?

Взгляните на небо: какое оно?

Почему художник назвал свою работу «Первый снег»?

Какое чувство вызывает у вас картина?

Работа с текстом стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»

Чтение произведения учителем.

Проверка первичного эмоционального восприятия.

Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

Чтение произведения учащимися.

Обсуждение,прочитанного.

О какой поре года рассказывает поэт?

Как описано начало зимы?

С чем поэт сравнивает снежок?

Одинаково ли описан снег днем и утром? Найдите слова в тексте.

Почему поэт пишет, что «снег лежит полотном»? Как вы это понимаете?

С чем еще можно сравнить снег?

Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте описание начала зимы.

Когда «снег блестит разноцветным огнем»? Найдите стро­ки в тексте.

Какими стали воздух, река? Прочитайте.

Выразительное чтение (конкурс на лучшего чтеца).

Прочитайте стихотворение, передавая голосом радость от наступления зимы.

Физкультминутка

Не боимся мы пороши — 

Ловим снег, хлопок в ладоши! 

Руки в стороны, по швам — 

Снега хватит нам и вам.

Е. Григорьева

Подведение итогов урока. Рефлексия

Зима воспета в народных песнях, в музыке русских ком­позиторов. Ей посвящается много рассказов, стихотворений. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Мы любим зиму. Недаром в песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз — все­могущим воеводой.

Пришла хозяйка синеокая,

Собольей бровью повела. 

Из рукава ее широкого 

Пылит серебряная мгла.

Г. Милова

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам больше всего понравилось?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

VII. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев