Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цель: формировать навык правильного, беглого чтения со скоростью, регулируемой педагогом; развивать умение читать выразительно, давать оценку поступкам героев; совершенствовать умение подробно переска­зывать текст по плану; содействовать обогащению речи учащихся по­словицами и поговорками; способствовать формированию желания быть честным и трудолюбивым человеком.

Оборудование: выставка книг (Л. Толстой «Рассказы», Л. Панте­леев «Честное слово», Е. Мар «Ложка»), конверты с заданиями для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня на уроке вы вновь встретитесь со своими друзья­ми — книгами.

Книга — учитель,

Книга — наставница,

Книга — близкий товарищ и друг,

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустишь книгу из рук.

В. Боков

И. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения «Про мимозу».

Беседа.

О ком пишет С. Михалков?

Какие стихи Михалкова вы читали?

Назовите главную мысль произведения.

III. Речевая и артикуляционная разминка

1. «Чищу зубы» (приоткрыть рот и кончиком языка «по­чистить» с внутренней стороны верхние зубы, двигая язык из стороны в сторону).

2. Произнесите слово, отсекая первый звук: смех, экран, клещ, удочка, мрак, коса. Какие слова получились? (Мех, кран, лещ, дочка, рак, оса.)

Вступительное слово учителя

Вы не раз слышали такие слова: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Как вы их понимаете? (Ответы детей.)

Правда бывает очень неприглядной для вас и окружающих. Например, вы совершили некрасивый поступок и в этом необходи­мо признаться. Некоторые, чтобы скрыть правду, начинают при­думывать разные истории. На правда все равно рано или поздно откроется. Не зря говорят: «Тайное всегда становится явным». Еще одна мудрая пословица гласит: «Шила в мешке не ута­ишь». Как вы ее понимаете?

Обманывать окружающих, дать слово и не сдержать его — потерять честь, совершить бесчестный поступок. (Учитель обра­щает внимание на выставку книг.)

В одной сказке говорится о «шутнике» — пастушке, который обманывал людей, зовя их на помощь оборонять стадо коров от волков. Люди бросали все дела, прибегали к нему, а он смеялся над ними. Но когда волки появилась на самом деле и пастух стал звать на помощь, люди не поверили ему и не помогли. «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — эти мудрые слова встречаются в конце многих сказок.

Если постоянно обманывать друзей, соседей, знакомых, то ско­ро они перестанут вам верить и будут считать вас бесчестным. О честном, порядочном человеке никогда не скажут: «хитер, как лиса», «жесток, как волк», «непорядочен, как свинья».

Работа с текстом рассказа Л. Толстого «Косточка»

Чтение произведения учителем.

Проверка первичного эмоционального восприятия произ­ведения.

За кого вы переживали в произведении?

Чтение текста учащимися («цепочкой»),

Обсуждение прочитанного.

Сочувствовали ли вы Ване или осуждали его? Почему?

Прочитайте, что сказал детям отец.

Найдите слова признания Вани. Прочитайте.

Подумайте над последним предложением в рассказе. По­чему «все засмеялись, а Ваня заплакал»?

Что бы вы посоветовали этому мальчику?

Самостоятельное чтение.

Подготовиться к пересказу текста по плану.

Пересказ текста по плану:

Ваня съел сливу.

Отец спрашивает детей о сливе.

Отец волнуется за того, кто съел сливу.

Признание Вани.

Физкультминутка

Работа с текстом рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Чтение произведения учителем.

Проверка первичного эмоционального восприятия произ­ведения.

Понравился ли вам рассказ? Чем?

Чтение текста учащимися.

Обсуждение прочитанного.

Из чего видно, что семья Юры была дружной?

Чему радовался Юра? Прочитайте.

Помогаете ли вы своей семье? В чем заключается ваша помощь?

Когда и чему вы радуетесь вместе со своей семьей?

Самостоятельное чтение.

«Буксир» (учитель читает, изменяя скорость чтения, учащие­ся читают вслух, стараясь успевать за учителем).

Докажите, что семья Юры была дружной.

Работа в группах

Задание для 1 группы

1. Прочитайте сказку.

Лиса и кувшин

Вышла баба на поле жать и спрятала кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

Ну, кувшин, пошутил, да и будет, — отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!

Не отстаёт кувшин, хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса:

Погоди же ты, проклятый, не отстанешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

2. Ответьте на вопросы.

Какой поступок совершила лиса?

За что она была наказана?

Чему учит эта сказка?

 

Задание для 2 группы «Путаница»

Восстановите пословицы:

Правда светлее солнца,               скинь шапку, да поклонись!

Вчера солгал,                              правда чище ясного солнца.

За правду не судись,                   а давши — держись.

Не давши слова — крепись,         а сегодня лгуном называют.

Ответы:

Правда светлее солнца, правда чище ясного солнца.

Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.

За правду не судись; скинь шапку да поклонись!

Не давши слова — крепись, а давши — держись.

 

Задание для 3 группы «Качества честного человека»

Дополните перечень утверждений:

Честный человек не обманывает товарищей, родных, близких.

Честный человек не берёт чужого, не присваивает най­денную вещь.

Честный человек всегда признаётся в своих ошибках.

...

...

...

Проверка выполненных заданий

Подведение итогов урока. Рефлексия

Вы совершили дурной поступок и очень раскаиваетесь. Что же сделать, как исправить положение? Нужно от чистого сердца попросить прощения, пообещать больше подобного не повторять и, конечно, сдержать слово. Самые дорогие слова для ваших родителей, услышанные от посторонних или близких лю­дей: «Ваш ребенок — честный человек!»

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

X. Домашнее задание

Подготовить подробный пересказ текста Л. Толстого «Кос­точка».

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев