Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цель: совершенствовать умение читать вслух и молча в темпе, со­ответствующем скорости разговорной речи; развивать умение выра­зительно читать по ролям; совершенствовать умение давать оценку поступкам героев произведения, коллективно составлять рассказ по плану; создавать условия для активной творческой деятельности, фор­мирования навыков бережного отношения к животным.

Эпиграф: «Мы в ответе за тех, кого приручили». А. Экзюпери

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел долгожданный звонок. 

Вас, ребята, позвал на урок. 

Время зря мы не теряем 

И работать начинаем.

И. Шарилова

Речевая разминка

Прочитать слова. Поменять части слов (слоги) местами, чтобы получились новые слова:

кира — раки сосна —        банка —

мышка —      нора —          дыра —

Чтение хором новых слов.

Вступительное слово учителя

Мама. Какое прекрасное слово! На всех языках мира оно звучит одинаково нежно. В любом возрасте — ив пять и в пять­десят — человеку всегда нужна мама, ее ласка, забота, любовь, ее нежный взгляд. Чем больше наша любовь к маме, тем радост­нее и светлее жизнь.

В каждом из нас живет маленькое солнце. Это солнце — до­брота. У мамы ее больше всего. Она любит своих детей, помогает им, учит любить и уважать других людей. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Доброта

В доме добрыми делами занята,

Тихо бродит по квартире доброта.

Утро доброе у нас, 

Добрый день и добрый час, 

Добрый вечер, ночь добра, 

Было доброе вчера. 

И откуда, спросишь ты, 

В доме столько доброты, 

Что от этой доброты 

Приживаются цветы, 

Рыбки, ежики, птенцы? 

Я тебе отвечу прямо: 

Это — мама, мама, мама!

Л. Николаенко

Много дел и хлопот у наших мам. А всегда ли мы внима­тельны к ним?

Работа с текстом рассказа А. Седугина «Про умную собаку»

Чтение рассказа учителем.

Проверка первичного эмоционального восприятия произ­ведения.

Какое это произведение: грустное или веселое? Почему?

Чтение текста учащимися («цепочкой»).

Обсуждение прочитанного.

Прочитайте, какой была собака.

Расскажите, что она сделала для мамы.

Чтение произведения учащимися: 

а) выборочное чтение:

Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы пере­дать поведение собаки.

О чем сожалеет писатель? В каких строках он это вы­разил?

б) выразительное чтение по ролям.

Физкультминутка

Человек живет на Земле в постоянном окружении рас­тений и животных. Их очень много — всех не перечесть. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с ве­ликими сокровищами жизни. Природа открывает свои секреты не всем. А как же хочется нам узнать, кто в царстве зверей самый сильный, кто самый маленький, кто самый быстрый, кто дольше всех живет, кто больше всех спит, кто может лучше всех защищаться, у кого самое надежное жилище?.. И только тому, кто по-настоящему любит все живое, откроет свои тайны книга природы. Любить животных — значит знать. Знать — значит читать о них, наблюдать за ними, помогать им.

V. Разговор по кругу «Мое любимое животное»

Учащиеся рассказывают о домашних животных, удивитель­ных историях из их жизни, как животное воспринимает членов семьи, что умеет делать.

Работа с эпиграфом.

Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете смысл высказы­вания Антуана де Сент-Экзюпери?

Слово учителя.

Много интересного можно рассказать о четвероногих друзь­ях. Сегодня на уроке мы поговорим о собаках.

Многие тысячелетия живет собака вместе с людьми. Она охра­няет скот, склады, магазины, помогает охотникам выслеживать зверя, стережет границу, водит слепых, спасает людей. О собаках написано много книг. Существует наука о собаках — кинология. Казалось бы, о собаках давно уже все известно. Тем не менее со­бака во многом остается таинственным животным.

У нее масса достоинств. К примеру, нюх. Собака способна различать до полумиллиона запахов, человек — всего несколь­ко сотен, да и то после длительной подготовки. Слух у собаки тоже гораздо тоньше, чем у человека. Она прекрасно распознает звук шагов хозяина задолго до приближения его к двери дома. А тайна любви и терпимости собак к маленьким детям?! Какое еще животное согласилось бы на то, чтобы малыш дергал его за уши, совал пальцы в пасть или тыкал ими в глаза?

В средние века изображение собаки было обычным элемен­том герба феодала (крупного землевладельца). В 1100 г. один барон даже учредил специальный Орден Пса, которым награж­дались самые преданные французские рыцари. Только за по­следние 200 лет собаки спасли жизнь многим тысячам людей: и как санитары, перевозчики раненых на фронте, и как живые противотанковые мины, и как горноспасатели. Только на счету у знаменитых сенбернаров в Альпах 2500 спасенных альпини­стов и туристов.

Работа в группах

Придумайте рассказ «Про умную собаку» по плану.

Примерный рассказ

В одной семье было двое детей — девочка Катя пяти лет и мальчик Саша — четырех. Однажды родители ушли, а Катя и Саша остались дома. В доме с ними была овчарка Веста, с которой дети очень дружили. Дети играли на ковре. Потом Катя пошла на кухню попить воды. Ей на глаза попались спич­ки. Катя принесла спички на ковер и стала их зажигать. Веста стала лаять и рычать, но дети не обращали на нее внимания. Вдруг спичка упала кукле на платье, и оно стало гореть. Огонь перекинулся на ковер, на скатерть...

Дети испугались, побежали в другую комнату и закрыли дверь.

Огонь разгорался, и вскоре вся комната была объята пламе­нем. Соседи увидели, что из форточки квартиры на втором эта­же валит дым, и вызвали пожарных. Через несколько минут те были у горящего дома, быстро поднялись по пожарной лестнице на второй этаж и стали тушить огонь.

В квартире, полной дыма и огня, громко лаяла Веста. По­жарные хотели вынести собаку, но она сопротивлялась и бежа­ла к дверям комнаты, где прятались дети. Пожарные открыли комнату. Из-за дыма ничего нельзя было разглядеть, но Веста сразу же бросилась под стол. Катя и Саша были там. Пожарные схватили их и Весту и вынесли из горящей квартиры.

В это время вернулись родители. Они обнимали детей и Ве­сту и благодарили пожарных.

Проверка выполненных заданий

Подведение итогов урока

Закройте на минутку глаза и ласково произнесите слово «мама». Почувствовали, как на душе стало тепло? Как вы ду­маете, почему?

Ученик читает стихотворение.

Сто путей, сто дорог 

Обойди по свету, 

Мама — самый лучший друг,

Лучше мамы нету.

Ю. Шуткова

— Спешите делать добро. Украшайте свою жизнь и жизнь окружающих людей добрыми делами. Ведь только добрый, чут­кий и внимательный человек получит взамен настоящее уваже­ние и любовь.

IX. Домашнее задание

Прочитать рассказ А. Седугина «Про умную собаку».

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев