Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных баснях И. А. Крылова.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
– проверить усвоение детьми знаний о басне как жанре литературы.
– проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, отрабатывать навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
– развитие речи и творческого мышления обучающихся;
– формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание.
Личностные:
– развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль;
– привитие интереса к чтению классической литературы.
Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: игра.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Вид урока: урок-игра.
Средства наглядности и оборудование :
– Раздаточный материал: карточки с названиями животных.
– Зрительная наглядность "Презентация к уроку”, аудиозапись басни.
– Компьютер, проектор.
– Портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.
Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент. Активизация познавательной деятельности учащихся.
Класс делится на 2 команды.
Сегодня у нас необычный урок, урок-игра. А вот и первое задание.
Команды получают карточки с текстами. Учащиеся должны определить, какие это произведения и кто их автор и сделать вывод о теме урока.(см.Приложение)
Выразительное чтение отрывков из басен.
Вывод – тема урока "Басни И.А.Крылова”.
На карточке записаны такие слова: ВОЛЫРК НАВИ. Что он означают? (Иван Крылов, так сначала подписывал свои работы никому неизвестный Крылов.) Вам предстоит вспомнить прочитанные произведения И.А.Крылова, его героев , черты их характера и особенности жанра "басня”.
II. Слово о баснописцах И.А.Крылове и Эзопе.
– Кто такой И.А.Крылов? Что вы о нём узнали?
– Кто кроме Крылова писал басни? Первым баснописцем по праву считают Эзопа.
2 ученика нашего класса подготовили сообщения об этих авторах, давайте их послушаем.
Сообщения детей о Крылове и Эзопе.
III. Сравнение произведений 2 авторов.
1. Прослушивание аудиозаписи басни "Ворона и лисица”
– Беседа о прочитанном.
– Кто герои басни?
2. Чтение индивидуально на листочках распечатанных текстов басни Эзопа "Ворон и Лисица”.
Беседа о прочитанном. Каждая команда готовит ответ на вопрос о том, чем похожи и чем отличаются басни.
IV. Повторение литературоведческих терминов.
– Что такое басня? Какие особенности басен вы знаете?
– Что высмеивают басни?
V. "Крылатые выражения”
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Так писал о Крылове М.Исаковский, а вы согласны со словами поэта? Почему мы говорим , что слова из басен Крылова стали "крылатыми выражениями”?Каждая команда получает листочек с "крылатыми словами” и вы объясняете их смысл
VI. Сравнение черт характера человека с качествами животных.
1. "Загадочные животные”.
Каждой команде предстоит разгадать, названия каких животных "спрятались” здесь.
2. Какими чертами характера наделил И.А.Крылов своих героев?
3."Подбери антонимы”.
Команды получают листочки с записанными словами– чертами характера и выполняют задание.
VII. Творческое задание.
Сейчас нам предстоит посмотреть отчет творческих групп. Вы готовили инсценирование басен по своему выбору.
Инсценированное прочтение басен творческими группами.
VII. Проверка знания текста басни "Мартышка и очки”.
Каждая команда получает тексты басни "Мартышка и очки”, часть слов пропущена и задача учеников – восстановить текст басни.
После выполнения задания проводится взаимопроверка
VIII. Память благодарных читателей.
Памятник И.А.Крылову в Санкт-Петербурге.
В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
Памятник И.А.Крылову в Москве.
В 1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского и архитектора А. Г. Чалтыкьяна.
Баснописец сидит в окружении героев своих произведений:
"Слон и моська”.
"Ворона и Лисица”.
"Квартет”.
"Мартышка и очки”
и многие другие.
IX. Подведение итогов урока.
Прошло 200 лет, как басни И.А.Крылова полюбились русскому сердцу. В наши дни слава Крылова вышла далеко за национальные пределы. Крылов звучит не только на русском языке, но и почти на всех языках мира. У Крылова были великие последователи в мировой басенной литературе. Это Л.Н.Толстой, А.Толстой, Д.Бедный, С.Михалков. Поучительны басни Л.Толстого и С. Михалкова. Но, надо прямо сказать,(не в обиду этим писателям: они талантливы в других жанрах), пока И.А.Крылов никем не превзойден.Ни одному из писателей не удалось внести в свои басни столько подлинного духа, столько правды!
– Чему учат нас басни И.А.Крылова?
Объявление результатов соревнования между командами.
Оценивание актеров.