Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных баснях И. А. Крылова.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: 
– проверить усвоение детьми знаний о басне как жанре литературы.
– проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, отрабатывать навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:
– развитие речи и творческого мышления обучающихся;
– формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание.

Личностные:
– развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль;
– привитие интереса к чтению классической литературы.

Тип урока: комбинированный, обобщающий.

Форма урока: игра.

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Вид урокаурок-игра.

Средства наглядности и оборудование :
– Раздаточный материал: карточки с названиями животных.
– Зрительная наглядность "Презентация к уроку”, аудиозапись басни.
– Компьютер, проектор.
– Портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Класс делится на 2 команды.

Сегодня у нас необычный урок, урок-игра. А вот и первое задание.

Команды получают карточки с текстами. Учащиеся должны определить, какие это произведения и кто их автор и сделать вывод о теме урока.(см.Приложение)

Выразительное чтение отрывков из басен.

Вывод – тема урока "Басни И.А.Крылова”.

На карточке записаны такие слова: ВОЛЫРК НАВИ. Что он означают? (Иван Крылов, так сначала подписывал свои работы никому неизвестный Крылов.) Вам предстоит вспомнить прочитанные произведения И.А.Крылова, его героев , черты их характера и особенности жанра "басня”.

II. Слово о баснописцах И.А.Крылове и Эзопе.

– Кто такой И.А.Крылов? Что вы о нём узнали?

– Кто кроме Крылова писал басни? Первым баснописцем по праву считают Эзопа.

2 ученика нашего класса подготовили сообщения об этих авторах, давайте их послушаем. 

Сообщения детей о Крылове и Эзопе.

III. Сравнение произведений 2 авторов.

1. Прослушивание аудиозаписи басни "Ворона и лисица”

– Беседа о прочитанном.
– Кто герои басни?

2. Чтение индивидуально на листочках распечатанных текстов басни Эзопа "Ворон и Лисица”.

Беседа о прочитанном. Каждая команда готовит ответ на вопрос о том, чем похожи и чем отличаются басни.

IV. Повторение литературоведческих терминов.

– Что такое басня? Какие особенности басен вы знаете?
– Что высмеивают басни?

V. "Крылатые выражения”

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Так писал о Крылове М.Исаковский, а вы согласны со словами поэта? Почему мы говорим , что слова из басен Крылова стали "крылатыми выражениями”?Каждая команда получает листочек с "крылатыми словами” и вы объясняете их смысл

VI. Сравнение черт характера человека с качествами животных.

1. "Загадочные животные”.

Каждой команде предстоит разгадать, названия каких животных "спрятались” здесь. 

2. Какими чертами характера наделил И.А.Крылов своих героев?

3."Подбери антонимы”.

Команды получают листочки с записанными словами– чертами характера и выполняют задание.

VII. Творческое задание.

Сейчас нам предстоит посмотреть отчет творческих групп. Вы готовили инсценирование басен по своему выбору.

Инсценированное прочтение басен творческими группами.

VII. Проверка знания текста басни "Мартышка и очки”.

Каждая команда получает тексты басни "Мартышка и очки”, часть слов пропущена и задача учеников – восстановить текст басни.

После выполнения задания проводится взаимопроверка

VIII. Память благодарных читателей.

Памятник И.А.Крылову в Санкт-Петербурге. 

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Памятник И.А.Крылову в Москве. 

В 1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского и архитектора А. Г. Чалтыкьяна.

Баснописец сидит в окружении героев своих произведений:

"Слон и моська”.
"Ворона и Лисица”.
"Квартет”.
"Мартышка и очки”
и многие другие.

IX. Подведение итогов урока.

Прошло 200 лет, как басни И.А.Крылова полюбились русскому сердцу. В наши дни слава Крылова вышла далеко за национальные пределы. Крылов звучит не только на русском языке, но и почти на всех языках мира. У Крылова были великие последователи в мировой басенной литературе. Это Л.Н.Толстой, А.Толстой, Д.Бедный, С.Михалков. Поучительны басни Л.Толстого и С. Михалкова. Но, надо прямо сказать,(не в обиду этим писателям: они талантливы в других жанрах), пока И.А.Крылов никем не превзойден.Ни одному из писателей не удалось внести в свои басни столько подлинного духа, столько правды!

– Чему учат нас басни И.А.Крылова? 

Объявление результатов соревнования между командами.

Оценивание актеров.

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев