Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цель:

- раскрыть детям сущность понятий «добро», "доброта", "добрые поступки", «терпимость»

- формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве.

Задачи:

- мотивировать детей на добрые поступки;

- учить детей анализировать свои поступки и поступки других;

- воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту к окружающим;

- способствовать сплочению детского коллектива, развивать коммуникативные навыки, создать хорошее настроение.


Ход классного часа


1. Вступительное слово учителя.

- Какие добрые дела делают ребята на слайдах? (ответы детей)

2. Формулирование темы классного часа.

- Итак, чему будет посвящен наш классный час? (Добрым делам и людям, способным на добрые поступки).

Девиз нашего классного часа «Твори добро своими руками».

Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело,
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело -
Тем живём на земле. А. Лесных.

3. Основная часть классного часа.

- Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной.

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой.

- Ребята, что такое доброта? (ответы детей)

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро - это всё положительное, хорошее, полезное.

- Ребята, а где живёт доброта? (ответы детей)

- Доброта должна жить в ваших сердцах. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по дороге доброты. В конце путешествия вы ответите на вопрос «Что такое доброта?»

«Найди доброту»

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М. Лисянский

Кирпичик «Духовное добро»

- На пути у нас мешок и два сундука с надписями «добро». Наша задача освободить себе путь. В мешке много разных слов, разложим их по сундукам. В один слова, которые характеризуют доброго человека, остальные в другой сундук. (Дети не только распределяют слова по сундукам, но и объясняют значение слов)

Чуткость - отзывчивый, сочувственный. Деньги - средства оплаты,

Накоплений.

Сострадание  - сочувствие другому, участие в поддержке человека, у которого случилось горе, несчастье.

Украшения - предмет, украшающий кого-что-нибудь.

Деликатность - вежливость, мягкость в обращении.

Драгоценные камни - отличающиеся красотой редкие камни.

Отзывчивость- готовность прийти на помощь в любую минуту.

Доброжелательность– проявление дружеского расположения к

окружающим людям.

Вывод: Под словом «добро» некоторые люди понимают материальные ценности. Скажите, принесет счастье только материальное добро? (Ответы детей)

- Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги.

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. Доброта нам не дается с рожденья, не предается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе её - доброту.

После обсуждения, на доске появляется первый кирпичик к планете Добрых дел.

- В воспитании доброты нам поможет накопленная веками народная мудрость.

Работа в группах. Задание: соединить начало и конец пословицы.

Что посеешь добрый ответ.

Добро помни, говори смело.

На добрый привет то и пожнёшь.

Про доброе дело дурное на ум не пойдёт.

Жизнь дана великое  дело.

Учись доброму а зло забывай.

Спасибо - на добрые дела.

Кирпичик «Народная мудрость»

Сад Добра.

- Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и уберём гнилые яблоки. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей - хлопаем в ладоши и яблоко останется на дереве. Если вам не нравится поведение ребят – топаем и яблоко упадёт с яблони.

1) жаловаться на всех подряд;

2) уступить место в автобусе пожилому человеку;

3) поздороваться при встрече;

4) смастерить скворечник;

5) перебивать взрослых, которые разговаривают;

6) помочь полить летом грядку на огороде;

7) сорить в классе и в других общественных местах;

8) помочь товарищу решить задачу;

9) пройти мимо того, кому нужна помощь.

- Молодцы! Мы можем положить новый кирпичик.Кирпичик «Добрые поступки».

- Посмотрите, мы уже почти построили дорогу Добра, но на пути ещё встречается посылка. Посмотрим! Учитель читает надпись на посылке. «Дорогие ребята! Мы рады, что вы стремитесь быть добрыми.Будьте всегда дружными, внимательными друг к другу, доброжелательными! Будьте едины!»

- Кто же вам написал такие добрые слова? Давайте попробуем узнать.

Учитель достает из посылки разные предметы и телеграммы. Задача детей узнать мультипликационного или литературного героя.

Телеграмма №1

Предмет: бант.
«Ребята! Добрым жить на белом свете веселей!» Кот Леопольд

Телеграмма №2

Предмет: карамельки.

«Всех нужнее и дороже, всех доверчивей и строже в этом мире доброта!» Поросёнок Фунтик

Телеграмма №3

Предмет: сердце.

«У меня есть сердце! Я стал добрым, чутким!» Железный Дровосек

Телеграмма №4

«Мои Отчаянные, горячие слёзы растопили лёд в сердце мальчика и сделали его снова добрым». Герда

Телеграмма №5

«Мы строили, строили, и наконец, построили». Чебурашка, крокодил Гена

Телеграмма №6

«Я очень рада! Моё доброе сердце помогло спасти ласточку!» Дюймовочка

- Вы справились с заданием, узнали всех героев.

Следующий Кирпичик «Добрые друзья»

«Поделись своей добротой» - читает учитель.

Маленькая быль о доброте.

Мальчишка был голодный и босой,

Давно не ел, кружилась голова.

В дверь постучав, воды он попросил,

Но женщина выносит… молока!

И тот стакан - дал силы снова жить!

Поверил он - есть в мире доброта!

Минуло много лет…

И доктором он стал.

Вперёд его жизнь потихоньку шла.

Он на обходе женщину увидел,

Ту, что дала когда-то молока!

Она была больна, причём серьёзно,

Ей срочно операция нужна!

Он жизнь ей спас, все силы приложив,

Живёт и побеждает доброта!…

Квитанцию к оплате принесли,

"Всю жизнь платить!" - подумала тогда она,

И взяв листок, не верила глазам!

От радости заплакала она!

Оплачен счёт!

Он рядом написал: «Оплачено стаканом молока!

Учитель. Доброта - это стремление человека сделать счастливее других людей. 
- Скажите, какое понятие более широкое «добро» или «доброта»?
Стихи. Читают ученики. 

Когда по склонам вечной суеты 
Бежать от неудач устанешь люто, 
Направь шаги Тропою Доброты 
И радость помоги найти кому-то. 

Как бы жизнь не летела – 
Дней своих не жалей, 
Делай доброе дело 
Ради счастья людей. 
Чтобы сердце горело, 
А не тлело во мгле,

Хором -  Делай доброе дело - тем живём на земле. И. Романов

Итог:

- Сейчас мне хочется рассказать одну поучительную восточную притчу.

- Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

Обсуждение притчи.

Все в наших руках! Давайте начнём с себя и будем дарить добро каждый день, и оно обязательно к нам вернётся.

Последний Кирпичик «Все в наших руках!»

- Ребята, я очень надеюсь, что сегодня все мы стали ещё лучше, ещё добрее. Я очень хочу, чтобы в каждом из вас была частичка доброты. Как маленькое солнышко.

Учитель дарит детям солнышко, а они раскрашивают его.

 

Приложения.

Стихотворения.

Когда по склонам вечной суеты 
Бежать от неудач устанешь люто, 
Направь шаги Тропою Доброты 
И радость помоги найти кому-то. 

Как бы жизнь не летела - 
Дней своих не жалей, 
Делай доброе дело 
Ради счастья людей. 
Чтобы сердце горело, 
А не тлело во мгле.

Работа в группах.
Соедини пословицы стрелочками – начало в левом столбике, а конец – в правом.

Что посеешь, добрый ответ.

Добро помни, говори смело.

На добрый привет то и пожнёшь.

Про доброе дело дурное на ум не пойдёт.

Жизнь дана великое  дело.

Учись доброму - а зло забывай.

Спасибо - на добрые дела.

Что посеешь, добрый ответ.

Добро помни, говори смело.

На добрый привет то и пожнёшь.

Про доброе дело дурное на ум не пойдёт.

Жизнь дана великое  дело.

Учись доброму - а зло забывай.

Спасибо - на добрые дела.

Что посеешь, добрый ответ.

Добро помни, говори смело.

На добрый привет то и пожнёшь.

Про доброе дело дурное на ум не пойдёт.

Жизнь дана великое  дело.

Учись доброму - а зло забывай.

Спасибо - на добрые дела.

 

Грамотеи

Знаев

Школьный ориентир

Проверка учебных достижения