Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостногогруппового субъекта.

Задачи: 

- способствовать становлению и укреплению нравственных ориентиров учащихся;
- формировать основы социальной идентичности;

- показать разнообразие отношений между людьми;
- доказать необходимость дружеских и товарищеских взаимоотношений в классном коллективе;

- учить строить доброжелательные отношения с одноклассниками;
- способствовать самовоспитанию и развитию личной ответственности у учащихся;
- учить формулировать нравственные суждения, аргументировать свою точку зрения
- воспитывать у учащихся  культуру толерантности, способность чувствовать, понимать себя и окружающих;
- развивать умение критически оценивать поведение окружающих и собственные поступки.

Форма проведения: этическая беседа.

Оборудование: компьютер, клубок, карточки с ситуациями, памятка «Правила взаимоотношений в учебном коллективе»


Этап

Время

Содержание

1. Организационный

 5 мин.

Дорогие ребята! Сегодня мы затронем тему взаимоотношений в коллективе. Давайте подробно разберём словосочетание «Взаимоотношения в коллективе».

Как вы понимаете, что такое взаимоотношения?

А как вы понимаете, что такое коллектив?

Давайте рассмотрим понятия, которые даёт нам словарь.
Взаимоотношения – это отношения между взаимно связанными друг с другом людьми.
Коллектив – это группа людей, объединённых общей работой, общими интересами.

2. Основной

25 мин.

Если мы говорим про классный коллектив, то какая сторона школьной жизни объединяет вас? Учёба, учение.

Как можно назвать объединение нашего класса? Учебный коллектив.
Сейчас я вам расскажу о том, какие бывают отношения между людьми, а вы подумаете, какие из этих видов отношений должны быть в ученическом коллективе.

Итак, первый вид отношений называется «знакомые»: люди знакомы между собой, приветствуют друг друга и могут обмениваться мнениями по какому-то вопросу. Кроме вежливости никаких обязанностей у них друг перед другом нет.

Следующий вид отношений – приятельские: люди не просто друг друга знают, но часто о чем- то беседуют, если это дети, могут играть вместе. Могут выполнять какие-то просьбы друг друга. Но обязанностей, кроме вежливости, у них нет.  

Товарищеские отношения. Людей объединяет совместная деятельность. Они постоянно общаются друг с другом, имеют общие интересы, помогают друг другу. Обязаны уважать друг друга, уметь договариваться, сотрудничать при выполнении какого-либо совместного дела.

Дружеские отношения. Отношения между двумя или несколькими людьми, основанные на личной привязанности, интересах, симпатии, которые возникают на основе единства взглядов, мнений, отношения к людям и делу.

Почему я расположила их в виде ступенек? (С каждой ступенькой теснее связь между людьми, больше обязанностей у людей друг перед другом.)

Итак, какие же виды отношений должны быть в коллективе?  (Товарищеские и дружеские.) Без товарищеских отношений не будет настоящего коллектива, будет просто группа людей. А дружный коллектив может помочь человеку выйти из труднейшей жизненной ситуации и достичь больших успехов. Правильно, вы очень внимательны. Следуем далее.

На доске, как вы видите, написано «Коллектив нашего класса ». Как вы думаете, для чего я сделала это? (ответы детей). Сейчас вам предстоит провести стрелочку от этой надписи и написать на доске качества, которые, по вашему мнению, должен содержать в себе прочный учебный коллектив.

Спасибо за то, что активно проявляли себя в работе. Переходим к следующему заданию.

Я предлагаю сыграть вам в игру, суть которой заключается в том, что я буду бросать вам клубок и тот, к кому он был направлен дополнит фразы на тему «учебный коллектив вашего класса». Затем вы перекидываете клубок мне, и игра продолжается. Согласны? Приступим.
Фразы для участников:
1. Мне комфортно в коллективе, когда … (все уважительно относятся друг к другу, проявляют внимание к друг другу и т.д.).
2. По отношению к одноклассникам я … (уважителен, внимателен, добр, отзывчив и т.д.) + От своих одноклассников я жду к себе отношения (доброжелательного, понимающего, одобряющего, принимающего и т.д.).
3. Чтобы взаимоотношения в коллективе были хорошими - нужно… (заботиться друг о друге, уважительно относиться, помогать, быть внимательными и т.д.)
Вывод: учитывая мнение своих одноклассников и соблюдая выделенные ориентиры в классе, будем поддерживать доброжелательную и здоровую атмосферу.

Сейчас я предлагаю вам ситуации, которые необходимо разобрать и высказать по ним своё мнение:

Ситуация 1. Ученик у доски затруднился в решении простого примера. Одни стали подсмеиваться, другие выкрикивать подсказки.

Что в этой ситуации неправильно?

Какой выход вы видите из сложившейся ситуации?

Вывод: оказывать «медвежью услугу» отнюдь не то, что требуется в таких случаях. Лучше было бы предложить ученику свою помощь после уроков, чем усугублять имеющееся положение.

Ситуация 2. У Маши был день рождения. Одноклассники об этом узнали только тогда, когда Маша начала угощать ребят конфетами. Некоторые дети отказались брать конфеты. Одни говорили, что они такие конфеты не любят, а другие – что они не дружат с Машей и не хотят ее конфет. Маша была обижена и растеряна.

Почему Маша испытывала чувство обиды и растерянности?

Правильно ли поступили одноклассники Маши?

Как следует поступить в этой и дальнейших ситуациях, чтобы предотвратить подобные инциденты?

Вывод: Важно иметь дружеские отношения со всеми членами коллектива, ведь это те люди, с которыми вам предстоит плечом к плечу провести 11 лет своей жизни. Все старания должны быть оценены. Даже если вам не угодили (угощения и т.д), то знайте, что человек потратил на это своё время и силы. Вежливая благодарность – лучшее решение.


Ситуация 3. К конкурсу песни класс готовился тщательно и долго: делали костюмы, репетировали.
В день конкурса не пришли 5 человек.

Как вы считаете, по какой причине могли отсутствовать ребята?

Какие переживания выпали на класс, а также - на долю тех, кто отсутствовал?

Что должны были сделать отсутствующие ребята?

Как произойдет встреча этих ребят с коллективом?


Вывод: В жизни случается разное: непредвиденные обстоятельства, болезнь и т.д. Несмотря ни на что, всегда нужно найти способ и предупредить о своём отсутствии, ведь другие люди рассчитывают на тебя. В свою очередь те, кто присутствовали должны отнестись с понимаем к сложившейся ситуации и воспринять произошедшее как инцидент, который не должен повлиять на дальнейшие отношения с отсутствующими. Они и без того осознают свою и впредь не допустят подобного со своей стороны.

Ситуация 4. Петя с Колей дружили. Они всегда бывали вместе, помогали друг другу и радовались успехам товарища. И вдруг поссорились. Ребята попытались выяснить причины и помирить их. «Какое ваше дело?» - заявил Петя на вопросы ребят. А Коля молча отвернулся.

Правы ли мальчики?

Что может сделать коллектив?

Вывод: лезть с расспросами не всегда удобно и тактично, а вот придумать какие-то ситуации, которые помогут помириться ребятам, класс может. Это могут быть совместные поручения, общее дело, в котором оба будут участвовать, или какое-то групповое общение, которое поможет мальчикам установить контакт.

Предлагаю вам ещё одну игру «Комплимент»

Вам по цепочке отметить ту черту характера, за которую вы уважаете своего одноклассника.

Вывод: Молодцы, да, действительно каждый из нас – личность, неповторимая индивидуальность, которую необходимо уважать и разумно оценивать положительные качества.
А теперь попробуйте вместо комплиментов, рассказать о том качестве характера, на которое вашему однокласснику необходимо обратить внимание и изменить положение в лучшую сторону.

Не забывайте про чуткость и деликатность.

Оказывается, не все могут выделить такое, почему? (боязнь обидеть, нежелание портить отношения).

Вывод: Если настоящий друг, верный товарищ или ваш одноклассник действительно захочет вам помочь, то он осторожно укажет на ваши недостатки и поможет их разрешить.

Если не говорить человеку о том, что он поступает неправильно/некрасиво, к чему это может привести? Человек продолжит делать то, что делал, и ситуация может ухудшиться. Верно, ребята. Спасибо за активное включение в тему нашей сегодняшней беседы.

Давайте выведем и объясним правила взаимоотношений в учебном коллективе:

Согласовывай свои действия с другими и совместно решайте поставленные задачи, конфликтные ситуации;

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их, не позволяй в отношении к ним неуважения, грубости или хамства.

Попроси прощения, если ты был не прав;

Всегда и во всём помогай своим одноклассникам;

Не жадничай (если друг просит у тебя какую-нибудь вещь, например, ручку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему).

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит и не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Не бойся попросить помощи;

Не ябедничай (если друг в чем-то не прав, сразу скажи ему об этом, останови если он занимается чем-то плохим);

Не осуждай физические особенности своих одноклассников.

Эти правила, вы можете вклеить в дневник, а в классе вы сможете разметить их в классном уголке.

3. Заключительный.
Рефлексия.

10 мин.

Наш классный час подошел к концу. О чём мы говорили? О взаимоотношениях в коллективе.

Какие выводы можно сделать? Здоровые взаимоотношения в коллективе – основа дальнейшего развития и благополучия его каждого отдельного члена.

Дорогие ребята! Мне очень приятно, что вашем классе собрались такие добрые, внимательные, умные, чуткие одноклассники. Всегда помните, что доброе братство - лучшее богатство.


Сейчас я предлагаю вам создать солнышко нашего класса.
 
Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Звучит приятная, красивая мелодия).

- Нарисуйте в своём воображении солнышко добра и хорошего отношения. Положите солнышко на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный свет и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё доброе и хорошее этого солнышка внутрь себя, в своё сердце.

- Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется теплом и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо становится вашей душе:

-Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение, соединим все доброе в одно целое солнышко нашего класса!

Учитель: Откройте глаза. Посмотрите на своих одноклассников. Возьмитесь за руки, представляя, что вы делитесь друг с другом положительной энергией и чувствами добра, единства и взаимоуважения. - Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой.


В школе работает анонимная почта доверия и уполномоченный по правам ребенка. Также функционирует социально-психологическая служба.
Спасибо за вашу отзывчивость!

 

 

Грамотеи

Знаев

Школьный ориентир

Проверка учебных достижения