Русский язык

Окружающий мир

 

Цель занятия: знакомство учащихся с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути, формирование чувства гордости за свою страну и соотечественников.

Формирующие ценности: любовь к Родине, развитие, естественно-научное знание.

Оборудование:

Карта России, глобус, фрагмент мультфильма « Умка» (Союзмультфильм. 1969) мультимедийная презентация, предметные картинки с изображением одежды.

Планируемые результаты (УУД):

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи редким животным); использовать речь для регуляции своего действия.

П: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Л: Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего» ученика и гражданина


Ход мероприятия


Настрой

Придумано кем — то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

— Доброе утро!

— Доброе утро! Солнце и птицы!

— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

пусть доброе утро длится до вечера!

Уже по вашим улыбкам я вижу, что у вас хорошее настроение и вы готовы работать.

Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наш классный час.

Организационный момент.

Сегодня мы проведем не обычный классный час, а отправимся в путешествие. Что нам нужно взять с собой и как одеться? Ах, ведь мы еще не узнали, куда отправляемся.

Актуализация знаний.

Просмотр фрагмента мультфильма Умка (Союзмультфильм 1969 г).

-Догадались в какое место на нашей планете мы сегодня отправляемся? Где живут белые медведи? (на северном полюсе.)

Где всегда, скажите дети,

Полно снега, много льда,

Ночи длятся по полгода,

Ветры мчат туда-сюда?

Где под северным сияньем

Люди ездят на санях?

Что за регион планеты,

Где не тает лед в морях?

Где отчётливо видна

Наших звёзд галактика?

Подскажите место то,

Как зовётся?.. (Арктика)

А́рктика (от греч. ρκτος — «медведица», ρκτικός — «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный») — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры.

Основная часть. Игра «Карта Арктики».

Слайд. Посмотрите на карту. Каким цветом обозначена арктическая зона на карте? Что вы можете рассказать по карте об Арктике? (самая северная территория нашей страны, она занимает около 18% всей территории России)

Слайд. Итак, выберем подходящую одежду для путешествия (картинки, вы будете хлопать, если эту вещь нужно будет взять с собой). Все ли хорошо оделись? Оправляемся в путь.

Вот и трудности начались, посмотрите, кругом лишь снежные поля. Что же делать? Правильно, нам нужно для экскурсии не только карта, но и транспорт, средство передвижения. Отгадайте загадки.

Хоть и ест он только мох

В тундре каменистой,

Этот зверь собой неплох

И рога ветвисты. (Северный олень)

Ночь полярная, ни зги,

Холодно, угрюмо.

Нас в упряжку запряги -

Довезем до чума.

У природы строгий нрав

За полярным кругом.

Человеку, гав-гав-гав,

Легче с верным другом. (Собаки-лайки)

Он мощнее всех судов

Пробивает толщи льдов

И плывет к полярной льдине

С мишками косматыми.

Двигатель не на бензине,

А на мирном атоме. (Ледокол)

Теперь мы разделимся на группы (по рядам), выберем руководителя экспедиции и двинемся дальше на оленьих упряжках. (олени на слайде)

Слайд. Большая часть территории Арктики устлана ледниками. Толщина вечной мерзлоты в Арктике может достигать полутора тысяч метров. Океан здесь покрыт льдами толщиной до 5 метров. Эта ледяная шапка отражает большую часть солнечных лучей и не даёт планете перегреваться, поэтому Арктику прозвали «холодильником» Земли.

Зима в Арктике длится 9 месяцев , а лето – около 2-х недель. Зима в Арктике самая холодная, суровая и снежная во всей России. Температура опускается до минус 50 градусов.

Слайд.

Давайте вместе посмотрим на градусник. Какую температуру он показывает? ( - 71,2 С) Это самая низкая температура, которая была в Якутии. При такой температуре даже дыхание человека начинает издавать звуки, как будто пересыпают мешок с зерном. Местные жителя это явление называют «шёпотом звёзд».

В Арктике мы встречаем представителей животного мира. У каждой группы на парте конверт с изображением животных, внимательно слушайте загадки и приклеивайте картинки-отгадки на карту. (подойдите к руководителю экспедиции).

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

Кто втыкает бивни в лёд,

Толстый, кто по льду ползёт?

На морозе не замёрз-

Он не мёрзнет, он же (Морж)

Он король полярных льдин,

Черно-белый господин.

Ух, для птички он велик,

Ходит очень важно.

Самый южный материк

Заселил отважно. (Пингвин)

Что за хищник в Заполярье,

С шелковистым ценным мехом,

Летом плавает отлично,

Не боится человека?

А зимою осторожный,

И ведёт ночную жизнь,

В грудах снега норы строя,

Лабиринтами кружит.

Он, похожий на Лисицу,

Лает издали на птицу…

И охотник, и хитрец,

Кто скажите мне? ... (Песец)

В Арктике она гнездится

Очень тёплый пух у птицы.

-Как, зовут тебя, а?

- Га - га!

-Рады встрече, птица (Гагара).

Кто живёт в холодных водах,

Посреди громады льдов,

Издавая свист, мычанье,

Вздохи, скрипы всех тонов?

Кто, похожий на Белуху,

С правым бивнем трехметровым,

В Книгу Красную России

Был недавно занесённый?

В Ледовитом океане

Он всю жизнь не унывал…

Подскажите мне ребятки,

Как зовут его? ... (Нарвал)

Океанская вода!

Ой, холодная всегда!

А они лежат на пляже,

вроде загорают даже!

А один:"Купаться лень!"

Дети, это кто -….... (Тюлень).

Проверяем (наверняка, какая-нибудь команда поместила на карту пингвина). Слайд

Запомнить животных Арктики поможет стихотворение:

Кто же в Арктике живёт?

Давай с тобой посмотрим:

Морж, медведь,

Тюлень, касатка,

Нарвал,

Сова и куропатка,

Овцебык,

Олень,

Поморник,

Их несложно всех запомнить.

Из-за ошибки, которую вы допустили, нам придется расстаться с оленьими упряжками, дальше пересаживаемся на санки-нарты, запряженные лайками.

Слайд. В Арктике произрастают карликовые кустарники, злаки, травы, лишайники и мхи. Низкие летние температуры обусловливают малое разнообразие видов и небольшие размеры растений. В Арктике нет деревьев, однако в тёплой её части нередко встречаются кустарники, достигающие двух метров в высоту, а осока, мхи и лишайники образуют толстую подстилку. Арктическая пустыня — самая северная из природных зон — практически лишена растительности; преобладают клеточные растения — мхи и лишайники, изредка встречаются такие травянистые растения, как полярный мак.

Что-то наши собаки неспокойны, посмотрите на небо.

В эти темные полгода

С освещеньем туго.

В сумраке живет природа

За полярным кругом. (Полярная ночь) Слайд

Там, где близко полюса,

Происходят чудеса.

Солнце в небе кругом ходит

И полгода не заходит. (Полярный день) Слайд

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (Полярное сияние) Слайд

Молодцы - отгадали все загадки, но здесь нам придется пересесть на ледокол, ведь мы отправляемся бороздить воды Северного Ледовитого океана. Но по дороге нам нужно быть очень внимательными, со всех сторон наш ледокол окружают огромные сооружения. Что это?

Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной.

Знает каждый капитан,

Как опасен великан. (Айсберг) Слайд

Бывают красивые айсберги, создала их Матушка Природа. Слайд.

Слайд. Несмотря на суровые условия Арктических земель, их продолжают осваивать люди. Это крупнейшее место по добыче нефти, алмазов, золота. Особенно богат край железными рудами, углём, пушниной. Много отважных первопроходцев, талантливых учёных, смелых и трудолюбивых людей посвятили свои жизни изучению Арктики. В 16 веке начали создавать проекты по поиску водного пути вдоль северных берегов к Тихому океану. Такой путь был найден. Он получил название Северный морской путь. Путешественники, которые исследовали Северный морской путь были Семён Дежнёв, Витус Беринг, Георгий Седов, Степан Марков и многие другие.

Для прохождения ледяного арктического покрова нужны прочные суда, которые выдержат давление льдов. Это ледоколы.

Слайд. В нашей стране есть самые мощные атомные ледоколы. Они образуют единственный в мире атомный ледокольный флот. Это «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач», «Таймыр», «Арктика», «Сибирь». А ещё и атомный контейнеровоз «Севморпуть».

Вы не проголодались? В наших командах есть рыболовы, они быстро нам поймают рыбу. Возьмите, пожалуйста, удочки (на полу бутылки, рыба с номерами).

Слайд. Ледокол «Ямал». На носу у него «зубастая» улыбка. Появилась она в 1994 году за несколько дней круизного рейса. Помощники капитана предложили «шутки ради» нарисовать акулью или китовую пасть на носу ледокола, придав тем самым неповторимость и оригинальность судну. Капитан был настолько увлечён подготовкой к рейсу, что не особо вник и разрешил. Пассажирам «зубастая улыбка» очень понравилась, фотографии разошлись по всему миру. И в следующем контракте на круиз было чётко прописано, что везти должен «Зубастый Ямал».

Слайд. Атомный ледокол «50 лет Победы» очень похож на ледокол «Ямал». У него есть важная особенность – 10 метровый экологический отсек, где перерабатываются все отходы.

На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. С 2013 года он используется как круизный лайнер для путешествий к Северному полюсу. Для пассажиров на ледоколе есть ресторан, музыкальный салон и кормовой салон, где смотрят коно. Он участвовал в 2013 году в эстафете олимпийского огня.

Слайд.Ледоколы «Таймыр» и « Вайгач» могут водить суда по Енисейскому заливу и низовьям реки Енисей круглый год.

Вайга́ч — мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр».

Отличительная черта данного проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда, следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек. 

«Таймы́р» — атомный ледокол, предназначенный для проводки судов в устья сибирских рек.Ледокол может проходить через лёд толщиной в два метра. Ледокол может работать при температурах до −50 °C.

Слайд. Контейнеровоз «Севморпу́ть» — ледокольно-транспортное судно с атомной силовой установкой. Назван в честь Северного морского пути, для которого он и строился. Судно предназначено для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы. Способно самостоятельно следовать во льдах толщиной до 1 м. Первые годы контейнеровоз работал на международных линиях  Одесса — Вьетнам — Владивосток  и  Владивосток — КНДР. В отличие от ледоколов класса «Арктика», судно может работать и в тёплых водах

- Как вы думаете, какие задачи выполняют атомные ледоколы в Северном Ледовитом океане?

Основные задачи ледокольного флота – это прокладка канала для других судов, спасение судов, застрявших во льдах Арктики, а еще изучение Арктики и Северного Ледовитого океана.

- Наша экспедиция подходит к завершению. Нам нужно отправляться домой. Садитесь поудобнее мы возвращаемся. А пока мы едем с вами, то давайте посмотрим небольшой мультфильм и обобщим весь пройденный материал.

Рефлексия.

Продолжите предложения:

«Сегодня я узнал…»

«Мне больше всего понравилось…»

Итог:

«Страна большого медведя» – это…

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют.

-А что?

Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной.

Знает каждый капитан,

Как опасен великан. –

-Как называют великана?

 

 

Проверка учебных достижения