Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Окружающий мир

Проверка учебных достижения

Мудрый гном

 

Цели:

- Познакомить с основным законом – Конституцией России.

- Развивать познавательный интерес к своей Родине.

- Воспитывать уважительное отношение к символам своего государства.

- Дать представления о правах ребёнка.

- Объяснить учащимся, что означает понятие "право", объяснить, где отражены права.

- Формировать представления о правах и обязанностях школьника.

Оборудование:

- Три листа, на каждом из них написано какое – либо право по конституции.

- Конституция России.

- Изображение сказочных героев.


Ход классного часа


1.Вступительная часть.

- 12 декабря наша страна отмечает праздник – день Конституции Р.Ф.

- И так мы начинаем наш классный час, посвященный Конституции Р.Ф.

- Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю ее символы. Мы - жители России и обязаны знать символы государства.

- Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень большое значение.

- Есть символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы её населяющие.

- Давайте вспомним, какие государственные символы имеет наша страна? (герб, флаг, гимн).

- Да в нашей стране это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В РФ это Президент Путин Владимир Владимирович.

- Давайте вспомним, что означают символы России.

-Государственный флаг означает единство страны. Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести; синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу.

-Государственный герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.

Слово "герб" в переводе означает "наследство". В нём отражена история.

Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.

В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, а в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.

Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.

- У каждого государства есть свой Государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны.

Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, вовремя национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.

При исполнении гимна, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, когда звучит гимн.

- К государственным символам надо относиться с уважением, чтить их.

- О символах мы с вами вспомнили, а сейчас я предлагаю поговорить о другом. Давным–давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать, и чего нет?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- на что они имеют право и на что не имеют?

- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

- Что же это такое – законы?

- Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

-Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией.

- Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.

- Итак, Конституция (показывает брошюру) – основной закон, по которому мыс вами живём.

- Что же записано в Конституции?

-В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых, труд и многие другие.

- Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

- У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых и т.д.

А что же такое – право?

-Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

3."Путешествие" по стране Правознайке.

- Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране "Правознайке".

Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Физкультминутка

Ну, ребята, дружно встанем,

Ручки вверх потянем,

Руки на пояс, наклоны вперед.

1,2,3,4,5.

Теперь спинки держим ровно,

На месте будем мы шагать.

1,2,3,4,5.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

- Итак, давайте включим фантазию, настроимся на встречу со сказочными героями. Открывайте глазки!

Вопросы учащимся:

-В какой сказке и кто нарушил право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? ("Приключения Буратино". Карабас Барабас.)

- В какой сказке "хлебобулочный" герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? ("Колобок").

- Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? ("Баба Яга")

На доске 3 листа

- Право на бесплатное образование.

- Право на свободный труд, защита от безработицы.

- Право на неприкосновенность жилища.

- Продолжая путешествие по стране "Правознайка", мы остановимся в гостях у героев сказки "Приключения Буратино". Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:

- Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то, какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - №3).

- Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ №2).

- Буратино продал свою азбуку, не воспользовался, каким правом? (Ответ №1).

- Молодцы, ребята, вы все отгадали. И если хотите продолжить путешествие по стране "Правознайке", то возмите в библиотеке книгу Е.Шабельникова "Ваши права".

- В нашей конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: "Каждый человек имеет право на образование…".

- какие же права есть у вас, школьников? (Право на учёбу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятие в кружках и секциях).

- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

- Какие обязанности у школьника? (Ответы учащихся).

-Обязанности:уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в школе, в классе и за их пределами; ходить опрятными; выполнять устав школы.

- Молодцы, вы правильно ответили на вопрос.

Открыты все пути у нас

Без края, без преграды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

Учёба – очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут.

К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тут управляет.

И тот, кто учиться отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.

4. Заключительная часть.

- Вот и подходит к концу наше занятие, посвящённое Дню Конституции.

Давайте подведём итог.

- Итак, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России – Конституции)

- Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.).

- Зачем нужна Конституция? (Ответы учащихся).

- На этом наш классный час заканчивается, и я хочу вам напомнить о том, чтобы вы соблюдали все права и обязанности, не подвергали никого жестокому обращению.Помните правило:

Худо тому, кто добра не делает никому.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев