Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цель занятия: формировать у обучающихся начальных классов чувство патриотизма и ответственность за свои поступки и свою малую Родину.

Планируемые результаты:

Личностные:

Осознание себя патриотом своей страны.

Воспитание в себе чувства патриотизма, ответственность за свои мысли и поступки.

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение определять цель под руководством учителя.

Умение корректировать и анализировать свою деятельность по теме занятия.

Познавательные:

Умение находить нужную информацию в словаре и отвечать на вопросы учителя.

Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и всего класса.

Коммуникативные:

Умение участвовать в дискуссии на уроке.

Умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Умение слушать других.

Оборудование: записи песен, листы бумаги, рисунки, плакаты, словари.

На доске эпиграф:

Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.

Луций Аней Сенека

(римский политический деятель,

философ и писатель, воспитатель Нерона)


Ход занятия


1.Вступительная беседа.

Организационный момент:

Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о том, «Что значит быть патриотом?».

У каждого из Вас на парте лежат распечатанные стихотворения наших Нижегородских поэтов, давайте познакомимся с ними.

Первое стихотворение «Родное» нижегородского поэта Н.Рачкова:

(Стихотворение читает один из учеников)

Волга в сердце плеснет волною,

Встанет лес, сколько взглянет глаз.

И куда не взгляну - родное:

Горький, Болдино, Арзамас.

От Оки до самой Ветлуги,

От Заволжья до Сергача

Пол – Европы почти в округе,-

Заявляю не сгоряча.

Радость птицей в груди взовьется.

Знать любовью к России мы

Все пошли от нижегородца,

Все от Минина, от Кузьмы.

Я горжусь – и не только былью.

Сколько вех золотых в судьбе!

Если строим корабль – на крыльях,

Если избу – так всю в резьбе.

Выйду в полночь, а надо мной

Небо звездное полыхает

Нашей сказочной хохломой.

Я не просто гордиться смею,

Я любовью своей богат.

Лишь бы те, кто придут на смену,

Не транжирили этот клад.

Лишь бы в спешке да мимоходом

Не нарушили связи дней.

Лишь бы знали, откуда родом,

И кровей каких,

И корней…

Второе стихотворение М.Шестерикова «Земляки» читает другой ученик

Ребята с Волги и Оки.

Из Мурома, из Пильны, с Бора -

Родные наши земляки

Сражаются с фашистской сворой.

У них спокойные глаза…

Им крепкие сердца сковали

Заволжья синие леса

И Волги голубые дали.

Они и по ночам, и днем

В тылы врага заходят смело;

Они разят его огнем,

Приклад и штык, пуская в дело.

Они при бледном свете звезд

Бомбят мосты, бензин взрывают,

Из пулеметных вражьих гнезд

Живых и мертвых поднимают.

А попадая в смертный круг,

Они не поднимают рук –

Они, сурово сдвинув брови,

Дерутся до последней крови.

Они богатыри, орлы,

Их даже смерть ведет к победам.

Они, как Нестеров смелы.

Как Чкалову, им страх неведом.

За Волгу вольную свою,

За Родину, за все родное

В ночной разведке и в бою

Они дерутся, как герои.

Учитель: Как Вы считаете, о чём сегодня мы будем говорить?

Какую цель для себя вы поставите на нашем занятии?

Дети обсуждают цель занятия и приходят к общему выводу – цель занятия «Кто такие патриоты», «Что такое патриотизм»

Учитель: Со словами «патриотизм», «Отечество» вы, знакомы с детских лет. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что же обозначают эти слова?

Давайте найдем в словаре, что обозначает слово патриотизм, патриот.

(работа со словарем)

1.“Патриот — тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины”.

Учитель: Найдите синонимы (Родина и Отечество).

- А как мы можем назвать человека, у которого проявляются эти качества?

Учащиеся отвечают: «Патриот!»

Учитель: Есть ещё слова, которыми называли таких людей раньше (устаревшие), в настоящее время вы с ними не встретитесь, но мне бы хотелось познакомить вас с ними:

- отечественник, отчизник;

- отчизнолюб;

- усердный защитник.

Что такое Отечество?

Страна, где родился данный человек.

Родина.

Учитель предлагает послушать песню «С чего начинается Родина?» слова В.Баснера, музыка М.Матусовского и подумать, какие чувства она вызывает.

Учитель. Какие чувства вы испытали, слушая музыку?

Учащиеся. Гордость за свою Родину. Грусть.

Радость за то, какая у нас красивая природа.

Настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Это Россия, это дом в котором ты живешь, это все кто всегда с тобой рядом (мать, отец, родные), это школа в которой ты учишься. Это люди, которые болеют за Россию и ее будущее.

Кто они патриоты? Мы их не знаем, а они спасают наши жизни, жизни наших детей, родителей, знакомых. Простые люди.

Кто они — патриоты нашего времени!

Да кто угодно! Водитель, который остановился, чтобы перевести инвалида, неуспевшего перейти дорогу, школьник пятиклассник, который вытащил из горящей избушки пенсионерку, обычный отдыхающий, кто откликнулся на крики помощи и спас утопающего их много, эти люди живут среди нас!

Ученик:

Что мы родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Вместе с мамой мы идём.

Что мы родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над кремлём.



Учитель: Кого в первую очередь можно назвать защитником, патриотом своей Родины? (военных, солдат)

Учитель: История знает много подвигов, смелых поступков, которые совершали люди на благо Отечеству. (А.Невский, К.Минин и Пожарский, герои ВОВ, герои чеченской компании (Е.Родионов) и много других. Это настоящие патриоты России –герои.

Ковалёва Е. Стихотворение «Быть патриотом…»

Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить.

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,                        

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять.

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.

Учитель: Предлагаю вам нарисовать словесный портрет патриота страны.

Вы получаете качества личности, решите парой: нужно ли такое качество патриоту.

Портрет патриота.

Отличник

Модный и стильный

Упрямый

Толерантный

Смелый

Талантливый

Храбрый

Знает и соблюдает законы страны

Знает символы страны

Любит то место, где родился и вырос

Готов стать на защиту Отечества

Прославляет Родину своим трудом

Знает историю своей страны

Гордится своими предками

Уважает старших

Гордится своей страной

Любит и бережёт природу

Знает свой родной язык

Посещает музеи и памятные места

Готов служить в армии

 

Учитель. А теперь проведем игру. Кто больше знает пословиц о России?

Пословицы.

Всякому мила родная сторона.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Дома и стены помогают.

Родина – мать, чужая сторона – мачеха.

Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет.

Человек без Родины, что соловей без песни.

За Родину – мать не страшно умирать.

За морем теплее, а у нас светлее.

Родной куст и зайцу дорог. Мала птица, а и та свое гнездо бережет.

На чужой стороне  Родина милее вдвойне.

И в заключение я хочу прочитать Вам стихотворение Эдуарда Асадова:

 Россия начиналась не с меча

 Россия начиналась не с меча.

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча.

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась.

И стрелами звенящие бои

Лишь прерывали труд её всегдашний.

Не даром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне,

В руках веселых, только от труда,

По добродушью, иногда не сразу,

Возмездие вздымалось, это да!

Но жажды крови не было ни разу.

Но только подлость, радовалась зря,

С богатырем, не долговечны шутки!

Да, можно, обмануть богатыря,

Но победить, вот это уже дудки.

Ведь это было так же бы смешно,

Как скажем, биться с солнцем, иль луною.

Тому порукой озеро, Чудское,

Река Непрядва и Бородино.

И если тьмы тевтонцев и Батыя

Нашли конец на Родине моей!

То нынешняя, гордая Россия

В 100 крат еще прекрасней и милей!

И в битве с самой лютою войной

Она и ад сумела превозмочь

Тому порукой города - герои

В огнях салюта в праздничную ночь.

И вечно тем горда моя страна!

Что никого, нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее - жала.

Встает заря, светла и горяча

И будет так во веки нерушимо

Россия начиналась не с меча,

И потому Она непобедима.

Итог:

Итак, ребята мы сегодня с вами выяснили, что такое патриот и в чём проявляется патриотизм, к любви к Родине, к своему городу, семье и, конечно к школе.

Наши ребята подготовили рисунки, а также написали собственные сочинения о родном крае, которые вы можете просмотреть на нашем стенде.

Я хотела бы закончить наш классный час такими словами. Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто не говорил о патриотизме, всё это слова. Истина в душе. Наш классный час подошёл к концу. Спасибо всем за внимание, до новых встреч.

Учитель: Мажейкина Оксана Александровна

 

Грамотеи

Знаев

Школьный ориентир

Проверка учебных достижения