Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цели: познакомить обучающихся, воспитанников с понятием «доброта», учить проявлять добро по отношению к окружающим; развивать связную речь, слуховую память; корригировать мыслительную деятельность, воспитывать положительные качества личности: доброту, ласку, нежность, умение сопереживать.

Оборудование: презентация по теме: «Если добрый ты», компьютер, интерактивная доска, карточка со словом «доброта».

Форма проведения: час общения.


Ход занятия


Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся, воспитанников, предполагаемые ответы

1.

Психологический настрой на работу.

Готовимся к работе, произносим тихо 3 раза:

- Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу

- Я спокоен и уверен в себе

- У меня всё получится

Следуют указаниям учителя, готовятся к работе.

2.

Подготовка обучающихся, воспитанников к общению.

- Поговорим?

- О разном и о прочем,

О том, что хорошо, и, что не очень

О чём-то знаешь ты,

А что-то мне известно. Поговорим?

Нам будет интересно.

- Совсем незаметно завязался разговор, приступим к общению.

- Благодаря чему возможно сейчас наше общение?

- Какая бывает речь?

- Из чего состоит речь? Предложения?

- Вспомните правила обращения со словом.


Читает стихотворение:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

- О чём?

Поговорим.

У нас есть речь, поэтому мы можем сейчас выразить свои чувства,

Обратиться с вопросом, передать и получить информацию.

Внутренняя, устная, письменная.

Речь состоит из предложений, предложения – из слов.

Слова бывают добрые и злые, слово живое, как человек, поэтому обращаемся очень осторожно.

3.

Работа с пословицами. Предлагаю вспомнить пословицы о словах и дополнить предложения.


Как можно отличить доброе слово от злого, недоброго?

Читают пословицы, вставляя подходящее по смыслу слово, объясняют смысл.

С помощью учителя делают вывод о том, что слово может быть добрым другом и злым врагом, словом можно излечить, а можно

ранить, надо стараться говорить людям больше хороших слов.

Посмотреть в словаре значение.

4.

Предлагаю обучающимся, воспитанникам послушать незаконченную сказку и придумать окончание.

(Сказка о женщине и 3 дочках. 2 дочки говорили возвращающейся с работы матери ласковые слова, а третья?)

Слушают и предлагают различные варианты.

Делают вывод, что важны не только добрые слова, но и добрые дела.

5.

Чтение стихотворения

Предлагаю очень внимательно послушать стихотворение, потому что оно поможет определить тему дальнейшего разговора.

Подтверждаю, что тема разговора – доброта. Предлагает прочитать тему, а затем высказывание Л.Н. Толстого:

«Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра».

Ученик читает стихотворение:

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Учащиеся слушают и предполагают, что разговор пойдёт о ДОБРОТЕ

6.

7.

Организация и проведение путешествия

Предлагаю совершить увлекательное путешествие в мир слова «ДОБРОТА» (после заполнения каждого пункта плана можно показать слайды)

Раздаю карты путешествия, предлагаю прочитать пункты плана.

Правильно произношу и записываю слово.

Определяю количество и качество звуков.

Проникаю в тайну (смысл) слова. (Работа с толковым словарём или учитель даёт сведения).

А) всё положительное, хорошее, полезное.

Б) отзывчивость, душевное отношение, стремление делать добро.

В) доброта (устар.) – ценность, качество товара.

Определяю слово:

А) по количеству лексических значений

Б) по происхождению

В) по употреблению

5. Выделяю части слова, подбираю родственные слова.

6.Размышляю о характере, душе слова.

7. Слово и рифма.

8.Слово и образ.

9. Воображаю, что ДОБРОТА слово – магнит.

Предлагает составить текст, используя записанные слова, и с добавлением других слов. Не ограничивает в выборе типа текста. Главное, чтобы были выдержаны тема и идея текста.

Читаю пункты плана.

По первым двум пунктам плана работают самостоятельно.

Многозначное

Исконно русское

Активное

Работают самостоятельно.

Добрый, добродушный, доброжелатель, доброкачественный и Т.Д.

Светлое, чистое, приятное, сладкое…

Чистота, красота, высота, подарили мне кота…

Волшебный цветок, сказочная фея, голуби, аисты, руки мамы…

Составляют поле слов: подарить, помочь, улыбка, звонкий, волшебник, красивый человек…

8

Подведение итогов занятия.

ДОБРОТА всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрым ко всему окружающему. Научиться по - настоящему быть добрым – трудно. Путь к ДОБРОТЕ нелёгкий, долгий, на нём человека ожидают спуски и подъёмы, взлёты и падения. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.

У каждого человека свой путь к ДОБРОТЕ.

 

Классный руководитель: (Колесникова Елена Михайловна)

 

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев