Цели: познакомить обучающихся, воспитанников с понятием «доброта», учить проявлять добро по отношению к окружающим; развивать связную речь, слуховую память; корригировать мыслительную деятельность, воспитывать положительные качества личности: доброту, ласку, нежность, умение сопереживать.
Оборудование: презентация по теме: «Если добрый ты», компьютер, интерактивная доска, карточка со словом «доброта».
Форма проведения: час общения.
Ход занятия
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся, воспитанников, предполагаемые ответы | ||
1. | Психологический настрой на работу. Готовимся к работе, произносим тихо 3 раза: - Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу - Я спокоен и уверен в себе - У меня всё получится | Следуют указаниям учителя, готовятся к работе. | ||
2. | Подготовка обучающихся, воспитанников к общению. - Поговорим? - О разном и о прочем, О том, что хорошо, и, что не очень О чём-то знаешь ты, А что-то мне известно. Поговорим? Нам будет интересно. - Совсем незаметно завязался разговор, приступим к общению. - Благодаря чему возможно сейчас наше общение? - Какая бывает речь? - Из чего состоит речь? Предложения? - Вспомните правила обращения со словом. Читает стихотворение: Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать. Призывом стать и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. | - О чём? Поговорим. У нас есть речь, поэтому мы можем сейчас выразить свои чувства, Обратиться с вопросом, передать и получить информацию. Внутренняя, устная, письменная. Речь состоит из предложений, предложения – из слов. Слова бывают добрые и злые, слово живое, как человек, поэтому обращаемся очень осторожно. | ||
3. | Работа с пословицами. Предлагаю вспомнить пословицы о словах и дополнить предложения. Как можно отличить доброе слово от злого, недоброго? | Читают пословицы, вставляя подходящее по смыслу слово, объясняют смысл. С помощью учителя делают вывод о том, что слово может быть добрым другом и злым врагом, словом можно излечить, а можно ранить, надо стараться говорить людям больше хороших слов. Посмотреть в словаре значение. | ||
4. | Предлагаю обучающимся, воспитанникам послушать незаконченную сказку и придумать окончание. (Сказка о женщине и 3 дочках. 2 дочки говорили возвращающейся с работы матери ласковые слова, а третья?) | Слушают и предлагают различные варианты. Делают вывод, что важны не только добрые слова, но и добрые дела. | ||
5. | Чтение стихотворения Предлагаю очень внимательно послушать стихотворение, потому что оно поможет определить тему дальнейшего разговора. Подтверждаю, что тема разговора – доброта. Предлагает прочитать тему, а затем высказывание Л.Н. Толстого: «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра». | Ученик читает стихотворение: В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час, Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера. И откуда, спросишь ты, В доме столько доброты? Учащиеся слушают и предполагают, что разговор пойдёт о ДОБРОТЕ | ||
6. 7. | Организация и проведение путешествия Предлагаю совершить увлекательное путешествие в мир слова «ДОБРОТА» (после заполнения каждого пункта плана можно показать слайды) Раздаю карты путешествия, предлагаю прочитать пункты плана. Правильно произношу и записываю слово. Определяю количество и качество звуков. Проникаю в тайну (смысл) слова. (Работа с толковым словарём или учитель даёт сведения). А) всё положительное, хорошее, полезное. Б) отзывчивость, душевное отношение, стремление делать добро. В) доброта (устар.) – ценность, качество товара. Определяю слово: А) по количеству лексических значений Б) по происхождению В) по употреблению 5. Выделяю части слова, подбираю родственные слова. 6.Размышляю о характере, душе слова. 7. Слово и рифма. 8.Слово и образ. 9. Воображаю, что ДОБРОТА слово – магнит. Предлагает составить текст, используя записанные слова, и с добавлением других слов. Не ограничивает в выборе типа текста. Главное, чтобы были выдержаны тема и идея текста. | Читаю пункты плана. По первым двум пунктам плана работают самостоятельно. Многозначное Исконно русское Активное Работают самостоятельно. Добрый, добродушный, доброжелатель, доброкачественный и Т.Д. Светлое, чистое, приятное, сладкое… Чистота, красота, высота, подарили мне кота… Волшебный цветок, сказочная фея, голуби, аисты, руки мамы… Составляют поле слов: подарить, помочь, улыбка, звонкий, волшебник, красивый человек… | ||
8 | Подведение итогов занятия. ДОБРОТА всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрым ко всему окружающему. Научиться по - настоящему быть добрым – трудно. Путь к ДОБРОТЕ нелёгкий, долгий, на нём человека ожидают спуски и подъёмы, взлёты и падения. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. У каждого человека свой путь к ДОБРОТЕ. | |||
Классный руководитель: (Колесникова Елена Михайловна)