Задайте себе вопрос, когда вы в последний раз разговаривали со своим ребенком. «Вчера, только что», — ответите вы себе. Но давайте задумаемся, что это было, разговор или односторонний монолог, когда вы читали нотацию своему чаду за его очередную провинность. Чаще всего наши разговоры с детьми сводятся к чтению нотаций: мол нельзя так себя вести, или к риторическому вопросу: «Ну, что нового?…» Задав вопрос, мы тут же о нем забываем и уже не слышим, что нам говорит ребенок. А он, пусть даже еще маленький, видя такое отношение, старается как можно короче ответить или просто молчит, все равно его не слышат.
Мы привыкли считать, что научить детей тем или иным правилам защиты можно только с помощью многократного повторения правил. Но, как показывает практика, это далеко не так. Наши дети учатся у нас даже тогда, когда мы абсолютно уверены, что они заняты своим делом и не замечают ничего вокруг. Кто из вас не повторял набившую оскомину фразу: «Я тебе сколько раз говорил, так не делай», но ребенок упорно повторяет одну и ту же ошибку. Что это, непонятливость ребенка или дух противоречия. Это прежде всего наши действия, которые ребенок воспроизводит почти подсознательно.
С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Ответ на этот вопрос вам не сможет дать никто, это зависит от многих обстоятельств, но основные из них это: возраст вашего ребенка, его самостоятельность, и насколько вы ему доверяете. Поэтому и решение этого вопроса будет сугубо индивидуальное, но можно дать один общий совет: вы должны постепенно приучать ребенка оставаться одного. Но прежде чем это сделать, вам необходимо обучить ребенка следующим правилам поведения дома.
Анализируя статистику и опыт Ассоциации «РОДЕРО», мы пришли к выводу, что многие дети стали жертвами различных преступлений, выполняя, казалось бы, безобидные домашние дела: выносили мусор или забирали почту.
В этом есть отчасти и вина самих родителей, которые вовремя не объяснили ребенку, что, пока он находится у себя дома за закрытой дверью, он в относительной безопасности, но стоит лишь открыть дверь, как грань между ним и преступником стирается, он тут же становится легкой добычей, хотя бы потому что не готов к нападению из вне, а следовательно, не может сориентироваться в сложившейся ситуации.
Сам собой напрашивается вопрос: «Зачем понадобилось авторам останавливаться на таком вопросе, как ребенок и телефон? Где же тут опасность?» Именно по причине того, что мы телефон не воспринимаем как опасный предмет в руках ребенка, возможно, поэтому иногда недоумеваем, откуда тот или иной человек, преступник узнал о… На первый взгляд, телефон не таит в себе никакой опасности для ребенка, да и для нас с вами, но это только поверхностный взгляд на проблему. Рассмотрим ее более внимательно.
Последнее время преступный мир стал действовать намного беззаботнее, теперь квартирных воров не смущает присутствие хозяев дома. Обычно позвонив в квартиру и неразборчиво представившись, они ожидают, когда доверчивые хозяева откроют дверь, а затем, отодвинув хозяев в сторону, спокойно проходят в квартиру, объясняя, что лучше не поднимать шума и тихо и мирно удаляются, собрав все ценное. Обескураженные таким вторжением, хозяева, придя в себя, бегут в милицию, но объяснить, что произошло не могут, зачастую они даже не помнят лица грабителей, а в результате милиция завалена заявлениями о кражах. На вопрос, почему хозяева открыли дверь, они отвечают, думали что пришли знакомые, по крайней мере, им так показалось. А теперь задайте себе вопрос, кто виноват в произошедшем, не сами ли хозяева спровоцировали преступников?
В предыдущих главах мы уже говорили о том, что преступники очень часто используют доверчивость детей. Но отчасти в этом виноваты и мы, взрослые, ребенок, наблюдая за нами, видит, как легко и просто мы разговариваем в поездах и самолетах, в очередях и сберкассах, и повторяет наши действия. Поэтому, когда к нему подходит незнакомец, он с радостью сообщает ему свое имя, а иногда и адрес. Как же научить ребенка осторожности. Прежде всего, ему необходимо объяснить, что все люди, не являющиеся его родными, будут для него посторонними, даже если он этих людей часто видит у себя в доме. Поэтому, приучите ребенка не затевать разговора со взрослыми посторонними людьми, расскажите ему, что его говорливостью могут воспользоваться преступники.
Ваш ребенок подрос, но отдавать его в детский сад или ясли вы не хотите. На семейном совете вы решили, что оставлять ребенка одного пока еще рано, вы работаете, родители живут далеко, что же делать? Ответ приходит сам — нанять няню для своего чада. И только вы примите окончательное решение, как на вас обрушится вал предложений, это будут и фирмы, некоторые из них с достаточно сомнительной репутацией, и частные няни, и ваши знакомые, и соседи. Но как же все же разобраться в этом потоке предложений, как избежать ошибки?
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда звонят в дверь, вы подходите и видите незнакомых людей. Как поступить: тихо отойти или спросить, кто стоит за дверью, начать звать несуществующих членов семьи или затаиться? Мы задавали себе эти вопросы и поступали по-разному, одни беззаботно открывали дверь, другие тихонько уходили, будто никого нет дома, третьи спрашивали «Кто?». Но что же необходимо было сделать вам или вашему ребенку, который остался дома один?
Неправда ли знакомая картина: переполненный автобус, и вдруг неожиданно вспыхивает ссора, кто-то кого-то толкнул, кто-то кого-то оскорбил. И благо, если дело закончится лишь словесными пререканиями, в худшем случае в ход пойдут кулаки. А наши дети с нами, и как губка впитывают в себя наши действия, и с точностью их повторяют. И потому, когда в их пусть даже в маленьком коллективе кто-то кому-то не пожелал уступать, они также пускают в ход кулаки, забывая о том, что противник бывает часто сильнее их самих. Как же уберечь ребенка от таких ситуаций?
Зачастую лифт воспринимается детьми как аттракцион, на котором можно прокатиться, и уж очень часто они забывают о мерах безопасности в нем, катаясь на крыше или открывая двери движущегося лифта. И мы, родители, часто вздыхаем облегченно, если ваш ребенок едет не один, а с кем-то из взрослых, которые, как нам кажется, остановят ребенка. Но всегда ли это так, находится ли ребенок в безопасности, когда с ним едет не папа или мама, а чужой дядя, пусть даже ваш знакомый или сосед. Статистика безжалостна, и говорит она об обратном, многие дети стали жертвами преступления именно в лифте или ожидая его. Как же быть, если вы не можете сами встретить или проводить ребенка?
Этот вопрос интересует многих родителей, но как получить на него ответ, обратиться в какую-либо фирму, но где ее найти, и насколько будет верным то, что они скажут. И тогда родители стараются ни на шаг не отпускать ребенка, лишая его тем самым необходимой ему самостоятельности и делая его более доступным для разного рода преступлений. Потеряв контроль со стороны родителей, он не всегда знает, как ему поступить, он беспомощен перед лицом криминогенной ситуации.
Мы много говорим об опасности, которая исходит от посторонних, но почти не говорим об опасности со стороны родителей. Кажется, кто из хороших родителей хочет плохого для своего собственного чада? Пожалуй, никто, но, к сожалению, мы иногда не задумываясь ставим под угрозу жизнь наших детей. Это и необдуманные долги, с которыми вы вряд ли сможете расправиться, и разводы (см. Мы решили развестись), и новые браки (см. Мама вышла за муж), и простое несоблюдение правил дорожного движения. И все эти поступки приводят к тому, что наши дети именно по нашей вине становятся жертвами.
Держать ребенка все время дома почти нереально, да и нельзя, ведь ему нужен свежий воздух, а самое главное, общение с друзьями — сверстниками. Поэтому вы встанете перед проблемой «ребенок и улица». Старайтесь уберечь вашего ребенка от дурных влияний улицы, от плохих компаний и преступников. Пока ребенок еще маленький, вы выходите гулять с ним за ручку, но он подрастает и заявляет вам, что гулять с вами он просто не желает. И здесь, независимо от того, гуляете ли вы с ним на улице или просто наблюдаете в окно, он должен всегда помнить об опасности, таящейся вне стен вашей квартиры. А подготовить к нестандартной ситуации должны его вы сами.
Ребенок гуляет во дворе, и для нас, родителей, кажется, что это самое безопасное место. Здесь вроде бы все создано для ребенка: и специальная хоккейная коробка, и качели, и горки, кажется, что еще нужно. И мы, успокоенные этой мнимой безопасностью, оставляем ребенка без присмотра, забывая о том, что опасность может таиться и в стоящей машине, и в открытом люке колодца, и в подвале. Поэтому, гуляя с ребенком или отпуская его одного, обязательно объясните, где для него будут опасные и безопасные места.
Если вспомнить себя в детстве, сразу придут на память ожидания праздника — будь то Первое мая или Новый год. И эти ожидания были связаны не только с подарками, которые нам дарили, но больше с той атмосферой праздника, царившей вокруг, с возможностью пойти с родителями в Новогоднюю ночь к городской елке или пройтись в колонне демонстрантов. И теперь, когда мы уже выросли и вспоминаем радость принесенную нам праздниками, мы решаем, что наш ребенок тоже должен иметь такую радость, и тогда принимается решение пойти на массовое гуляние или перед праздничным днем сходить с ребенком в центральный магазин и вместе с ним выбрать подарок.
Задумывались ли вы когда-нибудь, что испытывает ребенок, когда он потерялся? Конечно же, сначала страх, который сковывает его действия, именно страх мешает ребенку найти правильное решение в сложившейся ситуации, забывая подчас, чему его учили родители. Поэтому мы с вами должны подготовить нашего ребенка к нестандартной ситуации, когда он вдруг понял, что вас рядом нет и он потерялся. Ситуации, когда ребенок сам идет на то, чтобы вас потерять из виду, мы разберем в специальном параграфе «Почему убегают дети».
Хочется надеяться, что эта глава будет для вас лишь теорией безопасности и вам никогда не придется столкнуться с исчезновением своего близкого, особенно ребенка, но что же делать, если беда случилась? Как поступать в этом случае мы постараемся вам объяснить в этом параграфе.
Ваш ребенок куда-то собирается, и вы уже заранее вздыхаете, предчувствуя долгое и томительное ожидание, постоянное дежурство у окна и беспокойные взгляды на часы, особенно если на улице уже стемнело. Но и ребенку приходится не сладко, он бежит по темной улице, мечтая побыстрее попасть домой, и для него не очень существенно, идет ли он из соседних домов или едет издалека, прогулка по темной улице в одиночку мало приятна, да и опасна. Поэтому, чтобы побыстрее добраться до дома ребенок может выбрать короткий, но далеко не самый безопасный путь. А можно и этих ситуаций как-то избежать, ведь не всегда удача может сопутствовать вам, давая возможность ребенку благополучно добраться до дома.
Вам очень повезло, вы сумели найти общий язык с ребенком, и он каждый раз приходя с улицы, из школы или садика, рассказывает вам, как он провел время. Неожиданно для вас он рассказывает о дяде или тете, которая на него смотрит, когда он играет или выходит утром в школу, когда бегает по утрам или идет в магазин за хлебом. Первой вашей реакцией обычно бывают слова: «Не говори глупостей» или «Ты у меня очень красивая(ый), вот и смотрят на тебя» (см. Поговори со мною мама). Ваши слова могут не только обидеть ребенка, но и порвать ту связь, которую вы с таким трудом налаживали. И даже если вы предполагаете, что ребенок фантазирует, не говорите ему об этом, постарайтесь выяснить все подробности, и, может, это далеко не фантазии ребенка.
Говорить о нападении можно долго, а взяв на рассмотрение любое преступление, можно констатировать тот факт, что на 99 % жертва могла прогнозировать агрессивные действия против себя. Но почему же она не защищалась, а вела пассивные действия. Скорее всего она была просто не готова к защите, об этом говорят и конкретные случаи, взятые из практики розыска и расследования.
Для начала можно вспомнить известного маньяка — убийцу Михасевича, рассказывающего после своего задержания о том, что он обычно останавливал свой красный «Запорожец» по знаку «голосующей» на дороге женщины, сажал ее в машину, а потом, выбрав удобное место и момент, убивал ее.
Насилие — это применение различных форм принуждения в отношении других. Так трактует это слово «Большая Советская энциклопедия». Но само насилие может быть различным: физическим и моральным, и родители иногда даже не задумываются, что они применяют насилие по отношению к своим детям, заставляя делать их что-то против воли, тем самым вынуждая ребенка идти на протест, который может быть выражен неповиновением, желанием сделать что-то не так, как говорят родители, или просто сбежать из дома. И самое страшное, что родители даже не понимают этого, не считаются с «Я» ребенка, навязывая ему свою волю. А получая в ответ протест, негодуют, мол что еще тебе надо. А нужно ребенку лишь, чтобы считались с его «Я», и независимо от его возраста принимали его точку зрения. И если ребенок не хочет, чтобы его щекотали или подбрасывали вверх, вы должны с этим считаться, корректно сделав замечание своему знакомому, который, несмотря на сопротивление ребенка продолжает щекотать или подбрасывать.
Можно ли, предвидя ситуацию, избежать насилия? Как показывает практика правоохранительных органов, у жертвы всегда есть выбор, и во многих случаях она предвидит агрессию против себя, но по каким-то причинам ведет пассивные действия, вместо активного сопротивления. И чтобы наш ребенок смог правильно оценить ситуацию и принять нужное решение, с ним нужно разбирать различные ситуации, в которых он может оказаться, объясняя ошибки в принятии решений. А за примером не нужно далеко ходить, достаточно открыть «Московский комсомолец» и прочитать хронику происшествий, которая пестрит сообщениями, что жертва сама спровоцировала насильника или добровольно пошла с ним, не затрудняя себя анализом, что может произойти.
Наши дети слишком доверчивы, поэтому любому преступнику не доставляет большого труда заманить куда-либо ребенка. Ведь преступник прежде всего психолог, он знает, что нужно этому мальчику или этой девочке, и предлагает им то, что ребенок действительно хочет получить. Ваш ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает решение пойти к соседу посмотреть попугайчиков, и когда вы его начинаете ругать, что он ушел с посторонним, ребенок недоумевает, ведь это наш сосед, которого он знает уже давно, и для ребенка он уже не посторонний.
Очень редко родители разговаривают с детьми о сексе, в начальные годы жизни предпочитая говорить: «Ты еще маленький», а в более старшем возрасте вообще не затрагивая этой темы, будто в ней есть что-то неприличное или пошлое. А куда же идти ребенку со своими вопросами? К товарищам — да те знают не больше его самого, к родителям — так они боятся этой темы, да и как с ними заговорить? И ребенок остается один на один со своими вопросами и проблемами, а ему как никогда нужна ваша помощь и совет.
Когда маленький ребенок, спрашивая вас, откуда он появился, получает ответ, что вы его нашли в капусте или что его принес аист, он впервые в жизни начинает сомневаться в искренности ваших слов.
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему идущий на преступление, старается избегать людных мест, предпочитает нападать сзади, посещать вашу квартиру в отсутствие хозяев, а иногда неожиданно даже для самого себя убивать случайных свидетелей. Конечно же, человек боится быть узнанным, отсюда все его предосторожности.
Многие преступники после задержания говорили, что убивать не хотели, но жертва угрожала им рассказать о случившемся, и особенно это пугала их в том случае, если они были до этого знакомы с потерпевшим. Поэтому главное правило при встрече с преступником должно стать: «Не угрожай». Начиная говорить, что вы обязательно все расскажите, если вас сейчас не отпустят, вы тем самым подписываете себе смертный приговор, когда в любом другом случае, если бы вы промолчали или, наоборот, заверили, что ни одна живая душа не узнает, вы могли бы остаться в живых.
Наверное, в жизни каждого человека была хоть раз ситуация, когда он ругал себя за неправильно выбранный ход, говоря: «Ведь чувствовал, что так произойдет…». Но что же мешало нам прислушиваться к себе и поступить, как наш подсказывал свой внутренний голос, скорее всего это был наш с вами рационализм, заглушающий все остальные чувства. А может, стоит почаще прислушиваться к себе, особенно, если предстоит важное решение, а когда нужно и прислушаться к мнению ребенка. Вы можете усмехнуться, мол что это кроха понимает в жизни. Конечно, эта кроха вряд ли сможет вам подсказать, куда лучше вложить деньги или как лучше составить тот или иной документ. Но высказать свое мнение о том или ином человеке она может, и при этом оно действительно верном.
В последние годы мы очень часто слышим слово «Маньяк», которое у нас в сознании олицетворяется с чем-то ужасным и кровавым. Но откуда пришло к нам это слово, что оно значит и кто эти люди?
«Маньяк» — от французского слова maniaque, и греческого mania — безумие, восторженность, страсть, т. е. человек, одержимый болезненным пристрастием, влечением к чему-либо — так трактует это слово «Большая советская энциклопедия».
Действительно, это люди, олицетворяющие насилие и одержимою страстью. Они постоянно находятся в поисках своей добычи, но наивно полагать, что они выглядят как вампиры из вестернов. Нет, при обычном взгляде они вполне нормальные, образованные люди, хорошие собеседники, часто с приятной внешностью, никак не выдающей их, пока они не начнут рвать и кромсать свою жертву. Но обычно они не созывают зрителей, а, наоборот, предпочитают выбирать уединенные места, где им никто не помешает насладиться агонией своей жертвы.
Общественное мнение сложилось так, будто бегут дети только из неблагополучных семей, где им не уделяется достаточного внимания, где их истязают. И как бывает мы неприятно поражены, когда вдруг исчезает наш ребенок, и оказывается, что его не похитили, а он просто убежал. И тогда мы задаемся вопросом, чего тебе еще не хватало: и в секции ты ходил, и музыкой занимался, и иностранный язык учил, и вдруг убежал?
И это не полет фантазии авторов, а совершенно конкретные случаи, когда к нам обращались родители, чьи дети неожиданно убежали из дома, когда казалось, что дом — полная чаша, и незачем искать приключений.
Машина воспринимается ребенком как средство развлечения, и он всегда принимает с восторгом ваше предложение покатать его или помочь вам, когда вы разбираете ее, А если у вас нет машины, то он с завистью смотрит на своих товарищей, уезжающих на машинах. И вдруг откуда ни возьмись появляются добрые дяди и тети, предлагающие покатать ваше чадо. И если за рулем сидит мужчина, ребенок, вспоминая ваши запреты, скрепя сердце, отказывается от желанного удовольствия, но если же в салоне или за рулем сидит женщина, он воспринимает ее как символ безопасности и соглашается.
8-летний Саша, всегда четко выполнявший указания родителей и помня их предупреждения о незнакомце в машине, принимает предложение двух симпатичных женщин показать им дорогу.