Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Окружающий мир

Проверка учебных достижения

Мудрый гном

 

Цели: познакомить с назначением витрин; повторить их со­четание с профилем магазина; научить подбору составных частей для витрин; изготовить проект витрины любой тематики; позна­комить с понятиями «эклектика», «коллаж».

Вид деятельности: работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги, создание объемной модели.

Планируемые результаты: школьники научатся пониманию роли витрин; приобретут навык их создания; получат знания о композиционном и тематическом решении.

Оборудование: фотографии или слайды образцов витрин раз­ных магазинов и размеров, бумага для аппликации, картонная коробка, ножницы, клей.

Ключевые слова и понятия: вывески, коллаж, эклектика, со­здание витрины.

Примечание. Для пояснения темы можно подготовить ком­пьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

— Над какими дизайнерскими объектами вы работали на про­шлых уроках?

— Для чего предназначены фонари, осветительные приборы?

— Каких размеров бывают фонари?

Если вы идете по улице, на которой находятся разные мага­зины, то многие из них можно угадать по запаху. Закройте глаза и представьте, что вы идете по такой улице. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов носом.

- Как можно догадаться, что вы подошли к магазину, в котором продаются духи? Чем пахнет у такого магазина? (Духами.)

- А вот вы остановились у магазина, возле которого запахло рыбой. Значит, что в нем продается? (Рыба.)

Но самый вкусный запах стоит возле магазина, где продается хлеб. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуй­те, как благоухает свежий хлеб.

Откройте глаза и ответьте на вопрос.

- Как, только глядя на магазин, но, не читая его вывеску, уга­дать, что в нем продается? Что нам даст подсказку? (Ответы школьников.)

Конечно, витрина магазина. Это специально оформленные окна, в которых выставлены товары, которые продаются в данном магазине.

III. Беседа по теме урока, работа с учебником

Откройте учебники, прочитайте текст.

- Каково назначение витрин?

- Как сочетается оформление витрины с тем, какие в этом магазине продаются товары, т. е. с его профилем?

Запишите определение нового слова.

Коллаж — это прием в изобразительном искусстве, при кото­ром на основу наклеиваются самые разные материалы (бумага, ткань, пластмасса, бусинки, природный материал).

- Может ли при оформлении витрины магазина использо­ваться коллаж?

- Приведите примеры вариантов коллажа в витрине любого магазина. (Ответы школьников.)

Запишите определение второго нового слова.

Эклектика — это сочетание разнородных элементов в произведениях искусства.

Иногда слово «эклектика» переводится как «сочетание несо­четаемого». Например, современный художник может нарисовать букет цветов на столе, а под столом приклеить на картину настоящий ботинок. В Санкт-Петербурге в музее Эрмитаж есть выставочный зал, в котором размещены двигающиеся золотые ме­ханические птицы и фонтанчики, из которых постоянно струится вода. Это — пример эклектики в музейном дизайне.

- Можно ли при оформлении витрины магазина использовать такой прием, как эклектика?

- Приведите примеры вариантов эклектики в витрине любого магазина. (Ответы школьников.) Коллаж и эклектика — два важных и интересных приема, ко­торые могут использоваться художниками-дизайнерами в работе над созданием витрины магазина.

— Что такое коллаж?

— Что такое эклектика?

IV. Работа в тетради

Откройте тетради, запишите в них тему урока: «Витрины». Конечно, вы догадались, что сегодня вам предстоит придумать свой вариант магазинной витрины.

— Какой может быть витрина по своим размерам? (Маленькой, с квартирное окно, и большой, во всю стену.)

— Назовите размеры витрин новыми словами, которые вы записали в тетради на прошлом уроке. (Колоссальные и ми­ниатюрные.)

Благодаря таким приемам, как коллаж и эклектика, вы мо­жете размещать в витрине магазина не только те товары, которые продаются в нем, но и другие предметы, которые позволяли бы привлекать внимание людей, проходящих мимо по улице. Ведь назначение витрины - заставить людей заинтересоваться тем, что в ней выставлено, чтобы они захотели в магазин войти и сделать покупку.

V. Знакомство с правилами создания витрин

При создании витрины надо учитывать еще и то, что они должны привлекать покупателей, показывать им все лучшее, что продается в магазине. Эта роль витрин называется рекламной.

Но ведь будет смешно, если на витрину просто положат все лучшее, что продается в магазине — мол, подходите, сами смо­трите. Оформление витрин должно быть непременно художест­венным. И даже быть выполнено с юмором, чтобы покупатель, рассматривая ее, улыбнулся и запомнил этот магазин, захотел в него войти.

Найдите в учебнике образцы витрин, при оформле­нии которых использована такая деталь, как юмор.

При создании эскиза витрины надо учитывать те же компо­зиционные законы, что и при рисовании картины. Например, основой витрины может стать какой-то один крупный предмет, создающий ее центр.

— Есть такие витрины в учебнике? (Ответы школьников.) Неинтересно, если все вещи в витрине установлены на одном уровне, словно выложены на скамейку. Поэтому при ее создании надо учитывать такой оформительский прием, как перспективу.

Ч го-то располагается впереди, что-то — сзади, что-то - выше, что-то — ниже. Запишите в тетради простейшие правила создания ширины.

При создании витрины надо сочетать рекламу и законы композиции.

- Сколько времени может не обновляться одна витрина? (Не­сколько месяцев.)

- Можно ли размещать в витринах настоящие продукты - рыбу, конфеты? (Можно, но только на очень короткое время.)

Конечно, настоящие продукты в витринах стараются не раз­мешать, потому что они попадут под прямой солнечный свет и непременно испортятся. Зато можно изготовить из картона и папье-маше макеты этих продуктов, а из раскрашенного воска - муляжи разных фруктов и овощей. Вот эти-то муляжи и макеты обычно украшают витрины продовольственных и кон­ин терских магазинов.

VI. Задание для самостоятельной работы

- Любите ли вы ходить в магазины?

- Какие магазины вы любите больше остальных?

- Почему именно эти магазины вам так нравятся?

- Нравится ли вам рассматривать витрины любимых магазинов?

- Бывало ли так, что вы заходили в магазин и покупали там то, что увидели на витрине? Помогла ли вам витрина в вы­боре покупки? (Ответы школьников.)

Закройте на минуту глаза и подумайте, для какого магазина им будете сегодня выполнять проект витрины.

Вы можете выбрать разную технику для изготовления своего проекта — например, аппликацию из рваной бумаги, бумажное конструирование. А те из вас, кто принес картонную коробку, могут смастерить свою витрину, положив коробку на бок и раз­местив в ней образцы товаров магазина.

Может быть, вы сначала создадите эскиз вашей витрины. Это будет большим подспорьем. Только не тратьте на эскиз много времени, сделайте беглый набросок и принимайтесь за окончатель­ную работу.

(Школьники приступают к выполнению самостоятельной работы.)

VII. Физкультминутка

Давайте отдохнем и проведем веселую гимнастику. Наша физминутка будет посвящена сказочному герою. Это упражне­ние называется «Буратино».

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Буратино потянулся, (Потягиваются, руки вверх.)

Раз нагнулся, два нагнулся, {Делают наклоны.)

Руки в стороны развел, (Разводят руки в стороны.)

Ключик, видно, не нашел. (Отрицательно качают головой.)

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать. (Встают на носки, вытягивают руки вверх.)

VIII. Завершение самостоятельной работы

(Школьники завершают самостоятельную работу по изготов­лению проекта витрин.)

IX. Рефлексия

- Какова цель оформления витрины магазина?

- Какие правила надо выполнять при создании витрин?

- Какие приемы можно использовать при создании витрин?

- Какие предметы можно выставлять в витринах?

- Какова роль братьев-Мастеров при создании витрин? А теперь сочиним синквейн на тему «Витрина».

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки. Лучшие работы демонстрируются классу.)

X. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Уберите бумажные обрезки, которые остались от проделанной работы. Спрячьте принадлежности для аппликации.

На следующее занятие принесите одну или несколько коробо­чек небольшого размера и любой формы, сделанных из картона, бумаги, пластмассы. На их основе вы будете мастерить автомо­били - воображаемый транспорт будущего. Для их оформления понадобятся бумага, ножницы, клей.

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев