Цели: познакомить с назначением витрин; повторить их сочетание с профилем магазина; научить подбору составных частей для витрин; изготовить проект витрины любой тематики; познакомить с понятиями «эклектика», «коллаж».
Вид деятельности: работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги, создание объемной модели.
Планируемые результаты: школьники научатся пониманию роли витрин; приобретут навык их создания; получат знания о композиционном и тематическом решении.
Оборудование: фотографии или слайды образцов витрин разных магазинов и размеров, бумага для аппликации, картонная коробка, ножницы, клей.
Ключевые слова и понятия: вывески, коллаж, эклектика, создание витрины.
Примечание. Для пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Вводное слово
— Над какими дизайнерскими объектами вы работали на прошлых уроках?
— Для чего предназначены фонари, осветительные приборы?
— Каких размеров бывают фонари?
Если вы идете по улице, на которой находятся разные магазины, то многие из них можно угадать по запаху. Закройте глаза и представьте, что вы идете по такой улице. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов носом.
- Как можно догадаться, что вы подошли к магазину, в котором продаются духи? Чем пахнет у такого магазина? (Духами.)
- А вот вы остановились у магазина, возле которого запахло рыбой. Значит, что в нем продается? (Рыба.)
Но самый вкусный запах стоит возле магазина, где продается хлеб. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуйте, как благоухает свежий хлеб.
Откройте глаза и ответьте на вопрос.
- Как, только глядя на магазин, но, не читая его вывеску, угадать, что в нем продается? Что нам даст подсказку? (Ответы школьников.)
Конечно, витрина магазина. Это специально оформленные окна, в которых выставлены товары, которые продаются в данном магазине.
III. Беседа по теме урока, работа с учебником
Откройте учебники, прочитайте текст.
- Каково назначение витрин?
- Как сочетается оформление витрины с тем, какие в этом магазине продаются товары, т. е. с его профилем?
Запишите определение нового слова.
Коллаж — это прием в изобразительном искусстве, при котором на основу наклеиваются самые разные материалы (бумага, ткань, пластмасса, бусинки, природный материал).
- Может ли при оформлении витрины магазина использоваться коллаж?
- Приведите примеры вариантов коллажа в витрине любого магазина. (Ответы школьников.)
Запишите определение второго нового слова.
Эклектика — это сочетание разнородных элементов в произведениях искусства.
Иногда слово «эклектика» переводится как «сочетание несочетаемого». Например, современный художник может нарисовать букет цветов на столе, а под столом приклеить на картину настоящий ботинок. В Санкт-Петербурге в музее Эрмитаж есть выставочный зал, в котором размещены двигающиеся золотые механические птицы и фонтанчики, из которых постоянно струится вода. Это — пример эклектики в музейном дизайне.
- Можно ли при оформлении витрины магазина использовать такой прием, как эклектика?
- Приведите примеры вариантов эклектики в витрине любого магазина. (Ответы школьников.) Коллаж и эклектика — два важных и интересных приема, которые могут использоваться художниками-дизайнерами в работе над созданием витрины магазина.
— Что такое коллаж?
— Что такое эклектика?
IV. Работа в тетради
Откройте тетради, запишите в них тему урока: «Витрины». Конечно, вы догадались, что сегодня вам предстоит придумать свой вариант магазинной витрины.
— Какой может быть витрина по своим размерам? (Маленькой, с квартирное окно, и большой, во всю стену.)
— Назовите размеры витрин новыми словами, которые вы записали в тетради на прошлом уроке. (Колоссальные и миниатюрные.)
Благодаря таким приемам, как коллаж и эклектика, вы можете размещать в витрине магазина не только те товары, которые продаются в нем, но и другие предметы, которые позволяли бы привлекать внимание людей, проходящих мимо по улице. Ведь назначение витрины - заставить людей заинтересоваться тем, что в ней выставлено, чтобы они захотели в магазин войти и сделать покупку.
V. Знакомство с правилами создания витрин
При создании витрины надо учитывать еще и то, что они должны привлекать покупателей, показывать им все лучшее, что продается в магазине. Эта роль витрин называется рекламной.
Но ведь будет смешно, если на витрину просто положат все лучшее, что продается в магазине — мол, подходите, сами смотрите. Оформление витрин должно быть непременно художественным. И даже быть выполнено с юмором, чтобы покупатель, рассматривая ее, улыбнулся и запомнил этот магазин, захотел в него войти.
Найдите в учебнике образцы витрин, при оформлении которых использована такая деталь, как юмор.
При создании эскиза витрины надо учитывать те же композиционные законы, что и при рисовании картины. Например, основой витрины может стать какой-то один крупный предмет, создающий ее центр.
— Есть такие витрины в учебнике? (Ответы школьников.) Неинтересно, если все вещи в витрине установлены на одном уровне, словно выложены на скамейку. Поэтому при ее создании надо учитывать такой оформительский прием, как перспективу.
Ч го-то располагается впереди, что-то — сзади, что-то - выше, что-то — ниже. Запишите в тетради простейшие правила создания ширины.
При создании витрины надо сочетать рекламу и законы композиции.
- Сколько времени может не обновляться одна витрина? (Несколько месяцев.)
- Можно ли размещать в витринах настоящие продукты - рыбу, конфеты? (Можно, но только на очень короткое время.)
Конечно, настоящие продукты в витринах стараются не размешать, потому что они попадут под прямой солнечный свет и непременно испортятся. Зато можно изготовить из картона и папье-маше макеты этих продуктов, а из раскрашенного воска - муляжи разных фруктов и овощей. Вот эти-то муляжи и макеты обычно украшают витрины продовольственных и конин терских магазинов.
VI. Задание для самостоятельной работы
- Любите ли вы ходить в магазины?
- Какие магазины вы любите больше остальных?
- Почему именно эти магазины вам так нравятся?
- Нравится ли вам рассматривать витрины любимых магазинов?
- Бывало ли так, что вы заходили в магазин и покупали там то, что увидели на витрине? Помогла ли вам витрина в выборе покупки? (Ответы школьников.)
Закройте на минуту глаза и подумайте, для какого магазина им будете сегодня выполнять проект витрины.
Вы можете выбрать разную технику для изготовления своего проекта — например, аппликацию из рваной бумаги, бумажное конструирование. А те из вас, кто принес картонную коробку, могут смастерить свою витрину, положив коробку на бок и разместив в ней образцы товаров магазина.
Может быть, вы сначала создадите эскиз вашей витрины. Это будет большим подспорьем. Только не тратьте на эскиз много времени, сделайте беглый набросок и принимайтесь за окончательную работу.
(Школьники приступают к выполнению самостоятельной работы.)
VII. Физкультминутка
Давайте отдохнем и проведем веселую гимнастику. Наша физминутка будет посвящена сказочному герою. Это упражнение называется «Буратино».
(Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)
Буратино потянулся, (Потягиваются, руки вверх.)
Раз нагнулся, два нагнулся, {Делают наклоны.)
Руки в стороны развел, (Разводят руки в стороны.)
Ключик, видно, не нашел. (Отрицательно качают головой.)
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать. (Встают на носки, вытягивают руки вверх.)
VIII. Завершение самостоятельной работы
(Школьники завершают самостоятельную работу по изготовлению проекта витрин.)
IX. Рефлексия
- Какова цель оформления витрины магазина?
- Какие правила надо выполнять при создании витрин?
- Какие приемы можно использовать при создании витрин?
- Какие предметы можно выставлять в витринах?
- Какова роль братьев-Мастеров при создании витрин? А теперь сочиним синквейн на тему «Витрина».
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки. Лучшие работы демонстрируются классу.)
X. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Уберите бумажные обрезки, которые остались от проделанной работы. Спрячьте принадлежности для аппликации.
На следующее занятие принесите одну или несколько коробочек небольшого размера и любой формы, сделанных из картона, бумаги, пластмассы. На их основе вы будете мастерить автомобили - воображаемый транспорт будущего. Для их оформления понадобятся бумага, ножницы, клей.