Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цели: познакомить с жанром «натюрморт»; провести поиски композиции натюрморта и его колорита; выявить средства ху­дожественной выразительности натюрморта; провести защиту самостоятельных творческих работ.

Вид деятельности: рисование натюрморта.

Планируемые результаты: ученики приобретут понимание того, что искусство натюрморта заключается не в точной копии на­туры; наработают умение показать красоту и поэтичность предме­тов; научатся располагать предметы в определенной композиции.

Оборудование: образцы предметов, из которых можно соста­вить натюрморт, бумага, карандаши, краски, шаблоны геометри­ческих форм.

Ключевые слова и понятия: тихая, неподвижная картина, ком­позиция, колорит.

Примечание. Педагог заранее вырезает из разноцветной бу­маги геометрические формы — шаблоны для составления схемы натюрморта (большие и маленькие круги, полукруги, квадраты, прямоугольники, треугольники). Для пояснения темы «Натюр­морт» можно подготовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

П. Повторение пройденного материала

- С каким жанром изобразительного искусства вы познако­мились на последних уроках?

- Как вы узнаете, что перед вами портрет?

- Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занима­лись на двух последних уроках.

— Что такое автопортрет?

— Автопортреты каких художников вы изучали на прошлом уроке?

Кто приготовил домашнее задание — принес для показа репро­дукцию картины в жанре автопортрета и приготовил свой рассказ

о ней?

(Выступления школьников с демонстрациями картин-авто­портретов.)

Сегодня вы познакомитесь еще с одним жанром изобрази­тельного искусства — натюрмортом. Повторите это слово и за­помните его.

III. Беседа по теме урока

Натюрмортом называется картина, на которой изображены неодушевленные предметы, тщательно подобранные и органи­зованные в нужную единую группу. В натюрмортах изображают предметы обихода человека, которые мы видим каждый день, предметы его творчества, фрукты, лежащие на столе, или букет цветов в красивой вазе, выловленная рыба или битая дичь, на­крытый к обеду стол с сервировкой.

Слово «натюрморт» произошло от слияния двух французских слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая.

Существует легенда о том, как возник в изобразительном ис­кусстве жанр натюрморта. Давным-давно, еще в Древней Греции, жил-был один художник, который до того искусно умел изобра­жать на своих натюрмортах предметы природы, что люди ошиба­лись, принимая их за настоящие. Говорят, что с ним был такой случай. Однажды он закончил изображать на холсте кисти вино­града. После завершения работы он оставил картину на террасе, чтобы она подсыхала, а сам удалился. Но картина ему удалась на­столько сильно, что виноград выглядел на ней поистине живым. Когда же художник возвратился обратно, то увидел необычайное зрелище: к его картине слетелись птицы и клевали нарисованный виноград. Оказывается, они тоже приняли изображение на кар­тине за живые плоды! Вот, оказывается, как может ошибиться зрение, если мастерство художника необычайно велико.

IV. Работа в тетради

Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Картина-на­тюрморт», а также пояснение этого слова.

Натюрморт - это название картины с изображением предме­тов обихода, окружающих человека, цветов, фруктов. Название происходит от двух слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая. Среди предметов человеческого обихода, представленных на натюрморте, могут быть и принадлежности художника. Допу­стим, сидит художник за столом и рисует то, что у него на этом столе выставлено — листы бумаги, сложенные в стопочку, стакан с водой для смачивания кисти, разноцветные краски, разложен­ные на палитре, карандаши и фломастеры. Возможно, на столе у него находится какая-нибудь статуэтка - и ее можно нарисовать, чтобы придать картине объем, «вытянуть» ее по вертикали.

Натюрморт, так же как и другие жанры, бывает парадным или камерным, домашним. С помощью натюрморта художник может показать не только внешнюю сторону вещей, но и переживания человека, его чувства.

Вот какие названия часто встречались в натюрмортах: «Букет цветов», «Ваза с фруктами», «Накрытый стол», «Маленький зав­трак», «Охотничий трофей». Иногда словосочетание «натюрморт» переводят как «тихая, неподвижная картина».

V. Пояснения по теме урока

Перед тем как нарисовать натюрморт, художник сначала под­бирает вещи для его составления, а потом расставляет все в нуж­ном порядке. И это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Откройте учебники на с. 126—127, прочитайте текст и рас­смотрите репродукции натюрмортов. Что вы можете рассказать о натюрморте «Лен» В. Стожарова?

— Для начала расскажите, что такое лен? (Лен - это растение, из которого делали льняные нитки, а из ниток ткали материю,)

У писателя К. Ушинского есть рассказ под названием «Как рубашка в поле выросла», в котором маленькая девочка Таня на­блюдает, как сначала в ее деревне отец сеял семена льна в землю, как лен всходил, вырастал, как из него сначала делали нитки, а по­том уже - льняную материю. Вот на этом натюрморте художник показывает почти все этапы превращения растения под названием лен в материю. Сейчас вы в этом убедитесь.

— Где расположены предметы натюрморта? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Натюрморт представляет собой уголок старинного русско­го дома — деревянной избы, предметы расположены на столе и на стенах.

— А какая погода в это время на улице? (Солнечный день.)

Как вы об этом узнали? (По освещению картины.)

— Как освещен натюрморт? (Свет падает слева.)

Видимо, и оттуда надо начинать рассматривать всю картину, переводя взгляд слева направо.

- Что вы видите на переднем плане картины? (Букет льна.) Наверное, художник только что вернулся с прогулки и принес пакетик льняных стеблей, что лежит на переднем плане картины. Лен положен на белоснежное вышитое полотенце, и пока даже не верится, что из подобных колючих и неказистых стеблей вскоре должна получиться точно такая же красивая белоснежная ткань. Но и остальные предметы на этой картине не менее инте­ресны. Например, много внимания уделено разным деревянным предметам.

- Чем отличаются деревянный стол и стена избы? (Стол сделан из одних досок, покрашенных в черный цвет, стена из других, длинных и некрашеных, напиленных из целого дерева, которые уже успели растрескаться от времени.)

- Что находится на стене слева? (Слева к стене прибита дощеч­ка, за которую воткнуты старинные предметы с острыми концами.)

Эти предмета — веретена для наматывания ниток, которые будут делать изо льна.

Что находится на правой стороне картины? Кто знает, как называется этот старинный деревянный предмет? Это гребень — предмет для расчесывания льна на отдельные волокна, из кото­рых потом скручиваются нитки. Видите, ручка требня затейливо вырезана.

- Какой предмет в этом натюрморте самый старый? (Види­мо, это деревянная выдолбленная миска, которая находится в центре, почерневшая от времени.).

Может быть, в подобных мисках, только больших, замачивали лен после того, как его собирали, чтобы он стал мягче, нежнее.

- Какой предмет здесь самый высокий? (Деревянное ведерко.)

- Что могли складывать в такие ведерки, сделанные из коры дерева? (Грибы и ягоды.)

Подобные берестяные ведерки назывались словом «туеса», «туес». У Е. Благининой есть стихотворение «По малину», которое начинается такими словами:

Я надела поясок,

Прихватила туесок,

Побежала по малину

Через луг наискосок.

Вот именно с такими туесками, сделанными из березовой коры - бересты, девочки раньше ходили по ягоды в лес. Наконец, на задней стене в картине «Лен» прикреплена боль­шая деталь, которая является частью старинного ткацкого стан­ка — кроены. После того как изо льна делали нитки, с помощью ткацких станков из ниток пряли полотно. Вот, оказывается, какой это непростой натюрморт с коротким названием «Лен». В нем художник не просто показал, как выглядят побеги льна, но еще и рассказал целую историю о превращении льна в материю. Еще мне кажется, в этом натюрморте художник воспевает людей, ко­торые умеют трудиться. Ведь так непросто вырастить на поле лен, потом стебельки растения собрать, сделать из них нитки и ткань. Для этого нужно и терпение, и умение, и старание. Обязательно найдите рассказ писателя К. Ушинского «Как рубашка в поле вы­росла», прочитайте его и после этого еще раз внимательно рассмо­трите данный натюрморт. Думаю, что после прочтения рассказа картина станет вам ближе и понятнее.

Теперь посмотрите на второй натюрморт — «Скрипка».

— Чем он интересен?

(Педагог обобщает ответы школьников.) В этой картине интересен контраст разных линий — прямых и изогнутых, гибких.

— Где вы видите прямые линии? (Контур окна и все, что на­ходится за окном, силуэты крыш и стен домов.)

— Что нарисовано изогнутыми линиями? (Силуэт скрипки.) Художник К. Петров-Водкин жил и работал в Санкт-Петер­бурге в начале XX в., вот и в этой картине он, конечно же, изобра­зил свой любимый город, который тогда назывался Петроградом и в котором в это военное время жилось очень тяжело. Вот этот город — строгий, суровый, голодный, тесно застроенный — и по­казан в натюрморте «Скрипка». На крышах домов расположе­ны печные трубы, в начале века дома в городе, даже в несколько этажей, отапливались дровами, а не паровым отоплением, как большинство домов сегодня. Окна без занавесок, они словно смо­трят своими пустыми глазницами в пространство и ждут перемен к лучшему. А эти перемены могут сделать только люди.

— Что такое скрипка? (Музыкальный инструмент.)

— Кому мог принадлежать пот музыкальный инструмент? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Вероятнее всего, музыканту.

Почему же скрипка изображена одна, а не в руках этого му­зыканта? Можно предположить, что музыкант ушел на войну за­щищать свой родной город и там он был убит. А скрипка покор­но ждет, когда же ее хозяин наконец вернется, возьмет ее в руки и снова из нее польется дивная музыка. Кажется, что скрипка еще - хранит тепло человеческих рук: с такой любовью она нарисована. Глядя на этот натюрморт, вспоминаешь строчки из стихотворения поэта Л. Квитко «Скрипочка»:

...Тихо дремлет музыка

В скрипочке моей.

- С помощью какого приема нарисованы облик скрипки и го­рода за окном — сходства или контраста? (Контраста.)

- Как проявляется контраст в линиях? (Для города использо­ваны прямые линии, для скрипки — изогнутые.)

- Как проявляется контраст в освещении? (Город освещен солнцем, скрипка находится в тени.)

Свет падает справа, с востока, т. е. показано утро - время су­ток, когда восходит солнце. Крыши домов уже освещены, и на се­редину скрипки, на ее струны падают робкие солнечные лучи, ко­торые говорят нам о том, что не надо падать духом, добро победит и в любой жизни наступят лучшие времена. Зарождается новый день, и он несет с собой надежду, веру в светлое будущее.

Рассмотрите последний натюрморт — «У постели больной». )то фрагмент картины. Значит, натюрморт может входить в кар­тину как ее часть.

- Какие предметы изобразил художник? (Графин с водой, ста­кан с водой и ложечкой, пузырек с микстурой, несколько ста­рых книг, положенных одна на другую, карандаш и ластик.)

- Что вы можете сказать о лампе, находящейся рядом? (Это лампа-ночник, у нее низко опущен абажур, чтобы не потре­вожить светом больную.)

Но и сама лампа - необычная, она старинная, у нее мрамор­ная ножка, нарядный цоколь. Художник В. Поленов, который нарисовал эту картину, жил в начале XX в., когда еще не было повсеместного электрического освещения, в лампе горит настоя­щий огонь. Видите, возле картины не стоит даты, указывающей, какое время передает художник, но изображенные им предметы говорят нам об этом сами.

- Как выглядят книги, лежащие на столе? (Они старые, у од­ной даже отходит корешок, в них много бумажных закладок.)

В правом нижнем углу картины виден край тетради или за-II иеной книжки, куда, видимо, читательница этих книг вносила нужные пометки или записи из книг.

- Посмотрите на карандаш, лежащий рядом. Что вы може­те о нем сказать? {Карандаш остро заточенный, значит, им Наконец, на задней стене в картине «Лен» прикреплена боль­шая деталь, которая является частью старинного ткацкого стан­ка — кроены. После того как изо льна делали нитки, с помощью ткацких станков из ниток пряли полотно. Вот, оказывается, какой это непростой натюрморт с коротким названием «Лен». В нем художник не просто показал, как выглядит побеги льна, но еще и рассказал целую историю о превращении льна в материю. Еще мне кажется, в этом натюрморте художник воспевает людей, ко­торые умеют трудиться. Ведь так непросто вырастить на поле лен, потом стебельки растения собрать, сделать из них нитки и ткань. Для этого нужно и терпение, и умение, и старание. Обязательно найдите рассказ писателя К. Ушинского «Как рубашка в поле вы­росла», прочитайте его и после этого еще раз внимательно рассмо­трите данный натюрморт. Думаю, что после прочтения рассказа картина станет вам ближе и понятнее.

Теперь посмотрите на второй натюрморт — «Скрипка».

— Чем он интересен?

(Педагог обобщает ответы школьников.) В этой картине интересен контраст разных линий — прямых и изогнутых, гибких.

— Где вы видите прямые линии? (Контур окна и все, что на­ходится за окном, силуэты крыш и стен домов.)

— Что нарисовано изогнутыми линиями? (Силуэт скрипки.) Художник К. Петров-Водкин жил и работал в Санкт-Петер­бурге в начале XX в., вот и в этой картине он, конечно же, изобра­зил свой любимый город, который тогда назывался Петроградом и в котором в это военное время жилось очень тяжело. Вот этот город — строгий, суровый, голодный, тесно застроенный — и по­казан в натюрморте «Скрипка». На крышах домов расположе­ны печные трубы, в начале века дома в городе, даже в несколько этажей, отапливались дровами, а не паровым отоплением, как большинство домов сегодня. Окна без занавесок, они словно смо­трят своими пустыми глазницами в пространство и ждут перемен к лучшему. А эти перемены могут сделать только люди.

— Что такое скрипка? (Музыкальный инструмент.)

— Кому мог принадлежать этот музыкальный инструмент? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Вероятнее всего, музыканту.

Почему же скрипка изображена одна, а не в руках этого му­зыканта? Можно предположить, что музыкант ушел на войну за­щищать свой родной город и там он был убит. А скрипка покор­но ждет, когда же ее хозяин наконец вернется, возьмет ее в руки и снова из нее польется дивная музыка. Кажется, что скрипка еще хранит тепло человеческих рук: с такой любовью она нарисована. Глядя на этот натюрморт, вспоминаешь строчки из стихотворения поэта Л. Квитко «Скрипочка»:

...Тихо дремлет музыка

В скрипочке моей.

- С помощью какого приема нарисованы облик скрипки и го­рода за окном — сходства или контраста? (Контраста.)

- Как проявляется контраст в линиях? (Для города использо­ваны прямые линии, для скрипки — изогнутые.)

- Как проявляется контраст в освещении? (Город освещен солнцем, скрипка находится в тени.)

Свет падает справа, с востока, т. е. показано утро - время су­ток, когда восходит солнце. Крыши домов уже освещены, и на се­редину скрипки, на ее струны падают робкие солнечные лучи, ко­торые говорят нам о том, что не надо падать духом, добро победит и в любой жизни наступят лучшие времена. Зарождается новый день, и он несет с собой надежду, веру в светлое будущее.

Рассмотрите последний натюрморт — «У постели больной». )то фрагмент картины. Значит, натюрморт может входить в кар­тину как ее часть.

- Какие предметы изобразил художник? (Графин с водой, ста­кан с водой и ложечкой, пузырек с микстурой, несколько ста­рых книг, положенных одна на другую, карандаш и ластик.)

- Что вы можете сказать о лампе, находящейся рядом? (Это лампа-ночник, у нее низко опущен абажур, чтобы не потре­вожить светом больную.)

Но и сама лампа - необычная, она старинная, у нее мрамор­ная ножка, нарядный цоколь. Художник В. Поленов, который нарисовал эту картину, жил в начале XX в., когда еще не было повсеместного электрического освещения, в лампе горит настоя­щий огонь. Видите, возле картины не стоит даты, указывающей, какое время передает художник, но изображенные им предметы говорят нам об этом сами.

- Как выглядят книги, лежащие на столе? (Они старые, у од­ной даже отходит корешок, в них много бумажных закладок.)

В правом нижнем углу картины виден край тетради или за­писной книжки, куда, видимо, читательница этих книг вносила нужные пометки или записи из книг.

- Посмотрите на карандаш, лежащий рядом. Что вы може­те о нем сказать? (Карандаш остро заточенный, значит, им часто пользуются, и его владелица тает, что пометки на ли­стах книг можно делать только карандашом, чтобы их потом можно было легко стереть.) Это означает, что человек бережно относится к книгам. Очень интересно посмотреть, как и стакане с водой переда­но изменение облика металлической ложечки. В нижней части стакана налита вода, поэтому ложечка выглядит неодинаково, художник словно делить ее на три части. Ее верхняя часть, вы­глядывающая из стакана, находится на воздухе. Среднюю часть, середину с витой ручкой, мы рассматриваем через стекло стакана. А ее нижнюю часть мы видим сквозь толщу воды.

- Как выглядит сама ложечка? (У нее витая нарядная ручка с кокетливо загнутым кончиком.)

Такая изысканная форма говорит о том, что ложечка, скорее всего, сделана из благородного металла — золота или серебра.

- С каким предметом ложечка образует единый ансамбль? (Со старинной лампой, также отделанной декоративными деталями.)

- Какие еще детали подчеркивают, что на картине изображе­но начало XX в.? (К бутылке с лекарством привязан бумаж­ный рецепт.)

Верно, такие рецепты назывались словом «сигнатурки», их привязывали в аптеках к горлышкам бутылочек с лекарствами, и на них писались рекомендации, сколько раз в день это лекарство надо принимать. А еще в бутылке с лекарством настоящая пробка, сделанная из коры пробкового дерева. В наше время почти у всех бутылок пробки пластмассовые. Вот как много познавательного можно увидеть, если внимательно всмотреться в натюрморт.

Какой из натюрмортов вам понравился больше остальных и почему? Какие чувства вызвал он у вас? Обратите внимание на использованные средства выразительности.

VI. Создание композиции натюрморта

Сегодня вам предстоит самостоятельно нарисовать натюр­морт. Но сначала попробуйте создать его композицию.

Что такое композиция? Послушайте рассказ о том, как один художник создавал композицию натюрморта и подбирал в ней нужный колорит.

(Педагог рассказывает и комментирует, используя в качестве объектов геометрические фигуры, вырезанные из бумаги.)

Итак, представьте себе лето, ярко освещенную солнцем тер­расу на даче, стол, покрытый синей скатертью и уставленный едой, стул возле стола и художника, который сидит рядом и завтракает.

«...Однажды художник сидел за столом, пил чай и читал книгу. Переворачивая страницу, он поднял глаза и увидел, как на синей скатерти мерцает лимон. Он продолжал читать, но время от времени поглядывал на этот желтый огонек. Свет падал сбоку из окна, и одна сторона лимо­на была слегка затенена, а другая, освещенная, казалась ярче обычного. На спинку стула по другую сторону стола была наброшена куртка. Ее тёмно-коричневый цвет выглядел слишком мрачным рядом со сверкаю­щим лимоном. Художник встал, убрал стул и вернулся на свое место. Теперь лимон оказался на фоне желтоватой стены, и этот цвет притушил желтый огонек.

- Тут нужно другое, — пробормотал художник. Книга была уже отложена в сторону. И начались поиски. Художник пошел в соседнюю комнату и вернулся с большим листом бумаги серого цвета с лиловатым оттенком. Этот лист он прикрепил к стене. Получалось хорошо: спокой­ный цвет фона подчеркивал выразительный контраст между лимоном и скатертью.

- Красиво! — подумал художник.

Он окинул взглядом стол, еще не прибранный после завтрака. Подо­двинул к лимону белую миску, в которой лежали красные яблоки, груши и кисть винограда.

- Нарядно! — сказал художник. Подумал и добавил:

- Нет, слишком пестрый натюрморт...

Он вынул фрукты, оставил в миске лишь две зеленоватые груши. Ни­чего не должно быть лишнего! Белая миска хорошо выглядела на синей скатерти и удачно связывалась с желтым лимоном, как бы уравновешивая его. Кроме того, ее блестящая поверхность удивительно отличалась от мягкой ткани скатерти и шероховатости кожуры лимона». (Аксено­ва Ю., Левидова М. Цвет и линия: практическое руководство по рисунку живописи. М.: Советский художник, 1986. с. 36—38).

VII. Самостоятельная работа

Возьмите геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, и составьте из них натюрморт. С их помощью вам надо сделать рисунок под названием «Праздничный стол». Соберите из фигур набросок будущего натюрморта, подобрав нужную композицию и цвета.

Когда вы начнете раскрашивать рисунок, обратите внимание на то, откуда у вас падает освещение. Эта часть рисунка должна получиться более светлой.

VIII. Физкультминутка

Давайте отдохнем и проведем физкультминутку. (Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.) Попрошу всех роимо встать,

Что скажу — всем выполнить.

(Поднимаются из-за парт и выпрямляются.)

Руки кверху поднимите,

(Поднимают «верх руки.)

Все вдохните     выдохните,

(Делают вдох и выдох, руки па поясе.)

Наклонитесь - разогнитесь,

(Наклоняются вперед и откидываются назад.)

Выпрямитесь — улыбнитесь,

(Выпрямляются и улыбаются.)

На «раз-два» — быстро присядьте,

(Делают полуприседание,)

«Три-четыре» — снова встаньте.

(Выпрямляются.)

Влево-вправо наклонитесь

(Делают наклоны вправо-влево.)

И еще раз потянитесь.

(Поднимаютруки вверх и потягиваются.)

Все за парты мы садимся,

К натюрморту возвратимся.

(Усаживаются на столы и завершают работу.)

IX. Продолжение работы

(Школьники завершают работу над натюрмортами).

X. Знакомство с новым материалом

Жанр натюрморта содержит в себе несколько маленьких от­крытий, узнать о которых вам будет интересно.

В натюрморты художники нередко вводили образы птиц и на­секомых. Например, букет цветов выглядит наряднее, если над ним изображена кружащаяся стрекоза или бабочка. А фрукты в вазе становились симпатичнее, если к ним проявляла внимание какая-нибудь птичка, сидящая на краю вазы.

Еще в натюрмортах художники использовали так называемые «приемы-обманки». Например, рисовали ключ, лежащий на кра­ешке стола, так выпукло, что хотелось протянуть руку и поправить его, чтобы он не упал. Настолько реальным получалось изобра­жение ключа. Или при рисовании книги на одной ее странице сгибали утолок так, что он казался по-настоящему согнутым. Или при изображении цветка один лепесток покрывали настолько сверкающими каплями росы, что они выглядели натуральными, хотелось подойти к картине и смахнуть их, чтобы она не промокла от влаги.

— Кого еще вы могли бы ввести в натюрморт?

- Какие вещи могли бы стать предметом-обманкой в натюр­морте?

XI. Защита творческих проектов

Сегодня мы продолжаем слушать тех, кто приготовил самостоятельные творческие работы — проекты. Кто готов провести защиту своей работы?

(Выступления школьников с защитой самостоятельных работ и их оценка педагогом.)

XII. Рефлексия

- Какой жанр изобразительного искусства вы сразу вспомни­те, услышав такие названия картин, как «Букет цветов», «Ваза с фруктами», «Накрытый стол»?

- Что еще может быть изображено в натюрморте?

- Как расшифровывается название этого жанра - слово «натюрморт»?

- Как еще переводили это слово художники, рисовавшие на­тюрморты?

Закончите стихотворение:

Вот пирожных сдобных груда.

Хочется их сунуть в рот!

Вывод следует отсюда –

На картине... (натюрморт).

И. Агапова

- Что такое приемы-обманки? Приведите примеры таких приемов в натюрморте.

- Какова роль братьев-Мастеров при создании картины-на­тюрморта?

А теперь сочиним синквейн на тему «Натюрморт». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

ХIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следу­ющий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры.

Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-натюрморт и составить по ней рассказ экскурсовода.

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев