Характеристика итоговых контрольных работ
Работы составлены для проведения диагностики осознанности чтения учащихся начальной школы.
Цель работы - определение уровня осознанности чтения у учащихся 1 - 4 классов в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений: правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.
Всего предложено две итоговые контрольные работы по чтению, каждая представлена в двух вариантах, идентичных по структуре, типам заданий и трудности.
Учитель вправе выбрать одну из работ для тренировочного занятия, другую - для итогового контроля. Можно также использовать вторую работу для проведения повторной диагностики учащихся, по каким-либо причинам показавших при выполнении первой работы низкий уровень осознанности чтения.
Проверка уровня осознанности чтения включает в себя следующие параметры:
Проверка умения извлечь фактуальную информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём идёт речь в тексте.
Проверка умения извлечь подтекстовую информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, и умения формулировать на её основе простые выводы. Проверяется умение ребёнка понять то, что говорится в тексте.
Проверка умения извлечь концептуальную информацию, а именно: интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, его основную мысль, подойти к пониманию авторского замысла.
Каждая работа содержит текст и от 10 до 14 заданий (в зависимости от класса) к нему. Все задания делятся на четыре группы в зависимости от их назначения.
Первая группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить фактуальную информацию, заданную в явном виде.
Вторая группа заданий направлена на проверку умения извлечь из текста подтекстовую информацию, данную в неявном виде, сформулировать на её основе несложные выводы.
Третья группа заданий направлена на проверку понимания языка текста, последовательности его смысловых частей, осмысления общей структуры, что в целом даёт представление об умении ученика ориентироваться в тексте.
Четвёртая группа заданий направлена на проверку умения понять общий смысл текста, приблизиться к пониманию авторского замысла, определить на основе проведённого смыслового анализа чувства главных героев.
При отборе заданий в силу специфики возраста учащихся 2-го класса предпочтение отдано заданиям первой группы - на нахождение фактуальной информации, содержащейся в тексте в явном виде, и третьей группы - на проверку понимания словаря текста, последовательности его смысловых частей, осмысления общей структуры.
Для 1 класса
Для 2 класса
Для 3-4 классов
Выше описанные итоговые контрольные работы по литературному чтению ищите в высыпающемся меню.