Русский язык

Математика

Окружающий мир




Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чевостик. Я живу на книжной полке в библиотеке дяди Кузи. Не удивляйтесь: я маленького роста, а нижняя полка в книжном шкафу дяди Кузи высокая и просторная, поэтому мне на ней очень удобно. Какой я? Похож на обыкновенного мальчишку, волосы у меня рыжие, а характер весёлый. Больше всего на свете люблю узнавать новое, поэтому всё время задаю дяде Кузе разные вопросы. О чём бы я ни спросил, он всё знает и мне рассказывает. Это потому, что дядя Кузя очень умный. Он прочитал много-много разных книг. А ещё мы с ним любим путешествовать! В путешествиях нам помогает времяскок. Это такой прибор, его дядя Кузя изобрёл. Набираешь на времяскоке место и время, куда хочешь попасть, раз, два — и уже там. Сегодня мы наверняка тоже куда-нибудь отправимся!


Путешествие начинается!




— Чевостик с хвостиком, привет! Собирайся скорее, нам пора в новое путешествие.

— Ура! Я так этого ждал! А куда мы сегодня отправимся?

— На несколько тысячелетий назад. В края, где впервые появились многие современные науки, был изобретён привычный нам алфавит и зародился театр. На этой земле работали талантливые скульпторы и художники, их творения хранятся в известных музеях и восхищают нас по сей день. А ещё там придумали самые популярные спортивные состязания нашего времени — Олимпийские игры.

— Что же это за удивительная страна? Как она называется?

— Древняя Греция. Это необычная страна, она состояла из городов-государств, в которых проживал один народ — древние греки. Их объединяли язык, обычаи и образ жизни. Я расскажу тебе об этом чуть позже.

— Какое интересное путешествие ты придумал! А где находится Древняя Греция? То есть находилась.

— Примерно там, где сейчас располагается современная Греция, в Средиземноморье. История Древней Греции началась на юге Балканского полуострова. Со временем жители расселились на островах и побережье Средиземного моря, затем их поселения появились даже на берегах далёких Чёрного и Азовского морей. При этом они оставались одним народом. Соседи называли их по-разному: персы — иауна, хетты — аххиява, а жители Италии — греками. Но сами себя они именовали эллинами, а свою родину — Элладой.

— Красивое название! А какая она была, эта Эллада?

— Прекрасная земля с высокими горами, покрытыми густыми лесами и дубовыми рощами, в тени которых весело журчали прозрачные ручьи. Большую часть года в Элладе было тепло, и оттого в изобилии рос виноград, а склоны холмов покрывали вечнозелёные оливковые и лавровые деревья.




ИЗОБРЕТЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 



— Про лавровые деревья знаю: их листья кладут в суп, для запаха. А что за оливковые деревья?


— Эти невысокие деревца дают обильный урожай плодов — оливок. Их солят или маринуют. Но самый ценный продукт, который из них получается, — оливковое масло.

— Я про это масло знаю! Оно вкусное. Его в салаты добавляют.

— Верно. А в Древней Греции оливковое масло люди не только ели, но и натирали им свою кожу и даже использовали его для освещения, заливая в масляные светильники.

— Ого! Наверное, много оливок для этого нужно было.

— Поэтому на склонах холмов стали высаживать огромные оливковые рощи. Рядом, на лугах, паслись стада коз и овец. А у подножья холмов, в долинах и на побережье располагались древнегреческие города. Но это были не просто города, а города-государства. Греки называли их полисами.

Полис — город-государство в Древней Греции.

— Как интересно! А какими они были, эти города-полисы?

— Чтобы ответить на твой вопрос, мы начнём наше путешествие с одного из самых больших и знаменитых древнегреческих полисов. Сейчас настрою времяскок. Двадцать пять столетий назад, Древняя Греция, город-полис Афины.


Задание

Во всём мире любят греческий салат: огурец, помидор, листья салата, оливки или маслины и сыр фета — всё это нарезают крупными кусочками и заправляют оливковым маслом. А иногда добавляют лук и болгарский перец. Попроси родителей купить необходимые продукты, а сам угости их вкусным блюдом. Существует мнение, что рецепт этого салата зародился в глубокой древности, но это точно не так: ведь ни помидоров, ни болгарского перца на столах древних греков не было: они появились в Европе после открытия Америки Колумбом.



Афины. Кто жил на Олимпе?




— Мы оказались на самом верху длинной лестницы! Отсюда хорошо видны улицы и крыши домов.

— Мы у входа в Акрополь, что в переводе означает «верхний город». Он находится на холме. Когда-то именно здесь поселились первые жители. Со временем людей стало больше, Афины разрослись, и городские постройки появились у подножия холма.

Акрополь — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города.

— А зачем вокруг Акрополя стена?

— Её возвели для защиты, чтобы в случае угрозы за ней могли укрыться жители города.

— Правильно! Здесь на всех места хватит. Дядя Кузя, а что это за домик? Кто в нём живёт?


АКРОПОЛЬ

 


1. ХРАМ ПАРФЕНОН

2. ХРАМ ЭРЕХТЕЙОН

3. СТАТУЯ АФИНЫ ПРОМАХОС

4. ВХОДНЫЕ ВОРОТА ПРОПИЛЕИ

5. ХРАМ НИКИ БЕСКРЫЛОЙ

6. ХРАМ ЭЛЕВСИНИОН

7. ХРАМ БРАВРОНЕЙОН

8. СКЛАД ДЛЯ ОРУЖИЯ ХАЛКОТЕКА

9. СВЯТИЛИЩЕ ПАНДИОНА

10. ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ЖРИЦ АРРЕФОРИОН

11. АФИНСКИЙ АЛТАРЬ

12. СВЯТИЛИЩЕ ЗЕВСА ПОЛИЕЯ

13. СВЯТИЛИЩЕ ЗЕВСА ПАНДИЯ

14. ОДЕОН ГЕРОДА АТТИКА

15. КРЫТАЯ ГАЛЕРЕЯ ДЛЯ ПРОГУЛОК

16. ХРАМ АСКЛЕПИОН

17. ТЕАТР ДИОНИСА

18. ОДЕОН ПЕРИКЛА

19. СВЯТИЛИЩЕ ДИОНИСА






— Это храм Ники Бескрылой! Люди там не живут. Древние греки строили храмы в честь богов, которым поклонялись.

— Поклонялись? А зачем?

— Чтобы боги помогли людям. Ника — крылатая богиня победы. Жители Афин построили храм Бескрылой Ники, чтобы победа никогда от них не улетела.

— А как Ника помогала побеждать? Она придумала план для защиты города?

— Нет, Чевостик! В те времена люди мало знали о природе и думали, что в окружающем мире всем заведуют боги: людьми, землёй, дождём и даже восходом солнца. Древние греки придумали подземное царство и верили, что им правит грозный бог Аид. Владыкой морей был Посейдон. На заснеженной вершине горы Олимп жил главный бог эллинов, повелитель грома и молнии Зевс, а с ним и множество других богов.

— Они тоже чем-нибудь управляли?

— У каждого было своё занятие. Богиней домашнего очага считалась Гестия, Гермес — бог улиц, дорог, торговцев, путешественников и даже воров. Покровительницей охоты была Артемида: её изображали прекрасной девушкой с луком и стрелами. Деметрой звалась богиня плодородия и земледелия. Дионис — бог виноградарства и виноделия. Кузнечному ремеслу покровительствовал бог огня Гефест. Древние греки полагали, что он и сам был талантливым мастером…

— Почему?

— Считалось, что Гефест создавал и великолепные воинские доспехи, и замечательные музыкальные инструменты.


БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 




— Боги, значит, и музыкой занимались?!

— Да, Чевостик. Лесной бог Пан сочинял мелодии на флейте, которая так и называлась — флейта Пана. На лире играл покровитель искусства — бог света красавец Аполлон.

— Он, наверное, ещё и богом красоты был?

— Нет. Богиней красоты и любви считалась прекрасная Афродита. Был у древних греков и грозный бог войны — Арес. Но в Элладе больше почитали богиню-воительницу — дочь Зевса Афину.

— Неужели древние греки такие воинственные, что у них было даже два бога войны?

— У них были разные обязанности. Арес — бог сражений и битв, его сыновья — Страх и Ужас — сопровождали войну, а богиня Афина была вооружённой хранительницей и защитницей городов. Считалось, что город неприступен, пока на Акрополе хранится священное изображение этой богини. Афина помогала героям греческих сказаний совершать подвиги. Арес и Афина не очень ладили, даже иногда воевали.

— В этом городе понятно, кто главный. Не зря город называется Афины.

— Верно, Чевостик. Главный храм Афин гордо возвышается на вершине Акрополя, а недалеко у подножия ютится небольшой холм бога Ареса — Ареопаг, названный так потому, что в стародавние времена там судили самого Ареса.

Ареопаг — совет знати, управляющий Афинами, а также древний уголовный суд, названный так по месту, где проходили его заседания, — на холме Арея.

— Почему город всё же решили назвать в честь Афины? Она помогла горожанам или победила кого-то злого?

— Точно никто не знает, Чевостик. Но сами афиняне рассказывали, что город назвали в честь богини после того, как она выиграла спор с Посейдоном. Было решено, что тот, кто подарит городу наиболее ценный дар, будет им владеть. Посейдон ударил трезубцем о скалу и высек источник солёной воды, а Афина вонзила в землю копьё, и оно превратилось в оливковое дерево. Город перешёл во владение Афины. На Акрополе горожане установили высокую статую богини. Сейчас мы войдём через парадный вход — его греки называли пропилеями — и выйдем на площадь, где ты увидишь статую Афины.




Задание

Представь, что тебе во владение досталось морское царство, как древнегреческому богу Посейдону. Как бы ты обустроил подводный мир? Возьми тазик, набери в него воды. Ты можешь даже посолить воду как следует и попросить родителей добавить одну капельку йода, чтобы получилось настоящее море. А теперь смело фантазируй! Может быть, насыпать туда песок и поселить пластмассовую рыбку? Или у тебя будет древнее море, на дне которого живут ихтиозавры?


Искусство. Как создать статую?




— Какая красивая! И высоченная!

— Это статуя Афины Промахос — воительницы. Чтобы подчеркнуть величие, её сделали девятиметровой.

— Вот это да! Смотри, на щите что-то нарисовано. Какие-то странные лошади с телами людей. Никогда такого не видел.

— Это мифические существа — кентавры. На щите изображена их битва со сказочным народом лапифов.

Кентавр — существо из древнегреческих мифов. У него голова и тело человека на теле лошади.

— А ещё на Афине шлем, а в руке — острое копьё. Посмотри, как они сверкают!

— Статуя сделана из меди. А блеск солнца на ней был виден кораблям, подплывающим к Афинам, ещё издалека.

— Какая Афина большая и сильная!

— Как и положено богине-победительнице. Но у Афины были и мирные обязанности. У древних греков она также считалась богиней мудрости, знаний, наук и ремёсел.

— А её статую точно сделал настоящий мастер!

— Афину создал один из лучших скульпторов Древней Греции — Фидий. Если бы не времяскок, мы бы её не увидели, ведь до наших дней это творение не сохранилось.




— Жалко!

— Но зато до нас дошли другие великолепные статуи. Древнегреческие скульпторы знали строение человеческого тела и замечательно его ваяли, умело передавая движение, силу и напряжение мышц.

— Я что-то не понял, что значит «ваяли»?


— Другими словами, высекали из мрамора и создавали скульптуру — изваяние. Кроме ваяния в Древней Греции были развиты и другие искусства. С давних пор уцелели мозаичные картины, составленные из кусочков камня или цветного стекла. Сохранились великолепные здания — их построили древнегреческие архитекторы.

— Кто?

— Архитекторы. Это слово греческого происхождения: «архитектон» значит «строитель». А слово «архитектура» — искусство создавать здания. Древнегреческие архитекторы были настоящими знатоками своего дела. Они находили правильные пропорции, или соотношения, между размерами частей здания. Правила, которыми пользовались мастера Эллады, когда строили известные сооружения, используют даже современные архитекторы.




— А как они чертили здания? Бумаги и ручек же не было.

— Да, им было непросто. Огромным циркулем архитекторы чертили проект здания на земле; ещё они изготавливали макет — маленькую копию здания. Строительную площадку обычно огораживали стеной из глиняных кирпичей, а когда строительство заканчивалось, её разбирали.




— Дядя Кузя, а в Акрополе есть какие-нибудь известные здания?

— Конечно! Справа за статуей Афины возвышается одно из известнейших архитектурных произведений. Это храм, тоже построенный в честь богини, — знаменитый Парфенон. Давай подойдём к нему ближе.

— Парфенон такой необычный! Вдоль его стен возвышаются высокие каменные столбы, прямо как стволы огромных деревьев!

— Это колонны, вместе со стенами они держат крышу. Самые древние колонны делали из древесных стволов. Затем для их изготовления стали использовать камень.

— Дядя Кузя, колонны Парфенона на солнце прямо сияют! Если бы на горе Олимп и вправду жили боги, они наверняка бы любовались храмом.

Мрамор — твёрдый камень известковой породы.

— Древние люди так и думали, поэтому строили храмы в самых красивых местах. Действительно, Парфенон великолепен! Его колонны сделаны из белого мрамора. Из этого красивого камня построен весь храм. Даже крыша покрыта мраморными плитками.

— А под крышей изображены фигуры людей и удивительных животных. Они раскрашены в красный и синий цвета. Так ярко получилось! Дядя Кузя, внутри Парфенона наверняка тоже очень красиво. Но зайти я вряд ли смогу.

— Это почему же?

— Туда ведут три высокие ступеньки, я смогу на них только… запрыгнуть! Вот так: раз… два… три!

— Молодец, Чевостик! Теперь можно пройти внутрь храма.

— Тут тоже есть колонны и много скульптур!

— Их создали Фидий и его ученики. Здесь находится ещё одна статуя Афины. Глаза — из цветного камня, руки покрыты пластинами слоновой кости, а платье — из тонких листов настоящего золота.

— Да, она как настоящая.

— Вообще, Парфенон наполнен удивительными сокровищами. В нём афиняне хранили и государственную казну, то есть все денежные запасы, и самые дорогие вещи. Вход в казну закрыт, но я могу показать тебе другие богатства. Например, те драгоценные керамические вазы, которые стоят у стены.

— Из чего они сделаны?

— Из глины. Керамические предметы созданы из обожжённой глины.

— А зачем её обжигают?

— Глина мягкая и хорошо лепится. Но это непрочный материал. А после обжига глиняные вещи становятся очень твёрдыми и уже не боятся ни воды, ни огня.




— Ты поэтому назвал керамические вазы драгоценными?!

— Нет, Чевостик, не поэтому. А из-за необыкновенной красоты. Меня восхищают их форма и удивительные рисунки, которыми мастера Эллады щедро украшали свои изделия.

— И правда, рисунки на вазах очень красивые! Они хоть и не разноцветные, но фигурки на них как живые. А как они сделаны?






— Древние мастера придумали интересный способ нанесения рисунка на вазу. Там, где должно быть изображение, на мягкой глине иглой выцарапывали контур фигурки, потом внутреннюю часть рисунка закрашивали чёрным лаком. После обжига глина краснела, и на ней ярко выделялись чёрные фигуры. Вазы с такой росписью называют чернофигурными.

Чёрный лак — смесь глины с особыми минералами, которую использовали для росписи ваз.

— Тут рядом есть вазы с красными фигурками на чёрном фоне! Они что, краснофигурные?

— Правильно догадался! Чтобы получить такой рисунок, поступали наоборот: чёрный лак заливали вокруг контура. Сама фигурка оставалась незакрашенной и сохраняла красный цвет глины, из которой сделана ваза.

— Дядя Кузя, эта ваза мне очень нравится. И статуи! В Древней Греции жили замечательные художники и скульпторы! Они столько всего красивого создавали! Наверное, потому, что их страна тоже очень красивая.

Керамик — один из районов Афин, где жили гончары. Этот район был крупным центром производства керамики.

— Что ж, согласен с тобой. А ваза, которая тебе так понравилась, хранит секрет. Для того чтобы его раскрыть, попробуй обойти её по кругу. Так ты узнаешь целую историю. Древний художник рассказал её с помощью рисунка.


КАК СДЕЛАТЬ ВАЗУ

 



— Попробую! На вазе изображены люди. Они очень сильные. На следующем рисунке они бегут. По-моему, они соревнуются. И ещё рисунок: на голову одного из них надевают венок из веток с листьями.

— Наверняка это венок из веток оливкового дерева. Ведь именно им награждали победителей Олимпийских игр. В Древней Греции так назывались состязания атлетов.

Атлет — спортсмен, участник состязаний за награду.

— А я думал, что Олимпийские игры — это спортивные соревнования, которые проходят в наши дни. Их ещё по телевизору показывают.

— Всё верно. Традиция проведения Олимпийских игр продолжается и теперь, но появились они в Древней Греции.

— Дядя Кузя, надо обязательно побывать на древних Олимпийских играх!

— Согласен! Времяскок легко перенесёт нас в Олимпию, где возникли и проводились первые Олимпийские игры. Итак, Древняя Греция, Олимпия, олимпийский стадион.


Задание

Многие народы поначалу обожествляли непонятные и неподвластные им силы природы. Пофантазируй, как могли бы выглядеть боги ветра, болот, моря, пустыни, лесов. Самого интересного попробуй слепить из пластилина, будто это древняя статуя.



Олимпийские игры. Зачем бежать быстрее всех?



Олимпия — древнегреческий город, где проводились Олимпийские игры.

— Вот так стадион! Это же просто большая прямоугольная площадка, которая посыпана песком. Дядя Кузя, скажи, а почему для зрителей так мало места? Только одна каменная скамья посередине.

— Это места для судей и почётных гостей. Остальные зрители сидели прямо на земле. Но они всё видели, потому что места расположены на склонах, которые тянутся вверх по обе стороны стадиона. Но это не главное!

— Конечно! Главное — это соревнования. Дядя Кузя, а зачем на одном конце площадки поперёк выложена линия из камней?

— Это стартовая линия, отсюда спортсмены начинали бег. Вообще, на Олимпийских играх устраивались различные состязания. Кроме бега были ещё кулачные бои, метание копья и диска.

— А какие соревнования эллины любили больше всего?

— Пожалуй, борьбу и кулачные бои. А ещё скачки на колесницах, запряжённых лошадьми.

— Как же тут проехать на колесницах? По-моему, этот стадион для скачек маловат!

— Скачки проводились на ипподроме. Так и в наше время называется место, где проходят конные бега.

— Понятно. Но уж если мы на олимпийском стадионе, было бы здорово посмотреть на древнегреческие олимпийские соревнования.

— И снова нам поможет времяскок! Набираю. Древняя Греция, Олимпийские игры.



— Дядя Кузя, все трибуны заполнены людьми!

— Сейчас начнутся соревнования в беге на короткую дистанцию: спортсмены должны как можно быстрее пробежать стадион от одного конца до другого. Кстати, расстояние, которое они пробегут, называется стадий. Именно из-за длины место, где проводятся любые спортивные состязания, стали называть стадионом.

Стадион — площадь для спортивных занятий и праздников. Размер стадиона равен одному стадию. Считалось, что это 600 шагов Геракла, которые он отмерил, когда проводил первые Олимпийские игры.

— Соревнования начались! На стартовую линию вышли спортсмены. А почему они без одежды?

— Такова традиция. Греки считали, что одежда сковывает движения.

— Спортсмены побежали. Они бегут изо всех сил! Каждый хочет выиграть! Ещё немного и… Ой! Тот, кто прибежал первым, даже упал от усталости!

— Зато он победил!

— Эх! Следующий спортсмен отстал совсем чуть-чуть! Ну ничего, второе место — тоже хорошо.

— О нет! Вторых и третьих мест в Элладе не было. Только один, лучший, спортсмен получал награду олимпийских соревнований — оливковый венок.

— И всё? Награда за победу — венок из дерева?

— Получить венок было почётно. Победитель приносил его в дар богам. К тому же в родном городе его ждали признание и уважение. Победа спортсмена приносила славу всему полису, ведь выступали греки от имени своего города. На родине победителя изображали художники и прославляли поэты. Если спортсмен выигрывал множество раз, то недалеко от стадиона устанавливали его статую.

Олимпионик — победитель Олимпийских игр.

— Дядя Кузя, а когда понесут олимпийский огонь?

— Его не понесут. В те времена не существовало такой традиции.

— А почему сейчас существует?

— В Афинах был такой командный вид спорта. Атлет должен был перенести огонь из рощи Академа на Акрополь. Потом уже, много веков спустя, эстафета олимпийского огня стала главным символом Олимпийских игр.

— А как появились Олимпийские игры?

— Игры зародились как часть религиозного фестиваля в честь верховного бога Зевса. По ним в Древней Греции даже вели счёт времени. Игры устраивали каждые четыре года и называли Олимпиадами. Жители Эллады говорили о событиях прошлого: это было во времена таких-то Олимпийских игр. Олимпийские игры так много значили для жителей Древней Греции, что на время их проведения объявлялся мир.




ВИДЫ СПОРТА НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ

 



— А разве в Элладе мир был не всё время?

— Нет. Жизнь Древней Греции не была спокойной и тихой. Афины, например, веками соперничали и воевали с древнегреческим городом-государством Спартой. Но на время Олимпийских игр все распри прекращались и наступал мир.

— А в Спарте были спортсмены?

— Конечно! Занятия физкультурой являлись обязательными для всех. С раннего детства мальчики и девочки занимались закаливанием и физическими упражнениями, учились бороться, бегать, метать диск и копьё. А по достижении совершеннолетия мальчиков ждало жестокое испытание.

— Представляю, какими суровыми, сильными и ловкими они вырастали!

— Да! Спартанцы славились своей выносливостью, а ещё больше — умением довольствоваться только самым необходимым. Среди них не было богатых и бедных, они не пользовались предметами роскоши, например красивыми вазами, — все были равны и все были воинами. Наверное, поэтому от спартанцев до нас не дошли такие замечательные и известные шедевры искусства, как от афинян. До сих пор о человеке, который строг, требователен к себе, довольствуется малым и мужественно переносит трудности, говорят, что он ведёт спартанский образ жизни. Жителей Афин очень удивляли суровые обычаи спартанцев, потому что в их городе жизнь была совсем другой.

— Интересно какой?

— Чтобы узнать это, мы отправимся на афинскую агору.

— А что это?

— Сейчас поймёшь. Настраиваю времяскок. Древняя Греция, Афины, агора.


Задание

Если ты хочешь стать олимпийским чемпионом, то нужно тренироваться. На прогулке попроси маму или папу засечь время, а сам пробеги один круг по двору. Запомни, за сколько ты его пробежал, а в следующий раз попробуй пробежать быстрее.


Агора. Древний рынок




— Что же такое агора? Мы на большой площади, над нами на холме возвышаются стены. А за ними… Парфенон! Значит, там Акрополь!

Агора — площадь, где проходили собрания в Древней Греции.

— Верно! А мы у подножия холма. На площади, окружённой домами и храмами.

— А почему здесь так много людей? Вон человек с корзиной лепёшек. Нелегко ему в такой толпе пробираться. Смотри, кто-то тащит козу! А она упирается! Дальше толпа ещё больше… Да там птиц продают! Мы же на самом настоящем рынке!

— Ну вот ты и догадался, что такое агора. У древних греков так называлась рыночная площадь. Но на ней не только торговали. Здесь проводили собрания, решали вопросы, узнавали новости. Все самые важные события древнегреческого города проходили на агоре. А сейчас здесь вовсю идёт торговля.

— Точно! Там продают рыбу… А это что за белые круги?




— Сыр, Чевостик. Его сделали из козьего молока.

— А там виноград! И здесь тоже… ой, нет! Хотя издалека похоже…

— Это оливки. Солёные, маринованные и даже варенные в меду. Для древних греков это была самая обыкновенная еда.

— Понятно. Дядя Кузя, а что это за горшки? У них странная форма: длинные, с узким горлышком и широкой серединой, а у основания — острые. Зачем они нужны, если даже стоять не могут? Их можно только положить, они совсем неудобные.




— Эти сосуды называются амфоры. Их придумали для того, чтобы перевозить товары в трюмах кораблей, которые были основным транспортом древних греков. Не было же тогда ни грузовиков, ни поездов, ни самолётов — всё перевозили на кораблях. Греки считались народом мореплавателей, море для них — это удобная дорога, а не непреодолимая преграда. Горы разъединяли греческие города, а море их объединяло. Тем более что в Эгейском море, омывающем берега Греции, огромное количество больших и маленьких островов. Плавая от острова к острову, словно переходя широкий ручей по камушкам, греки быстро научились передвигаться на дальние расстояния, не боясь шторма в открытом море.

— Дядя Кузя, ты ведь говорил, что греки и берега других морей заселили?

— Точно, и тут как раз пригодились амфоры: далеко не везде, где селились древние греки, были те продукты, без которых они не могли представить себе нормальную жизнь, — оливковое масло и вино. Поэтому на помощь пришла торговля: корабли древнегреческих купцов, гружённые амфорами, приплывали в отдалённые земли, а обратно отправлялись, везя в трюмах богатства тех краёв — зерно или металлы.




— То есть амфоры для греков были как канистры или бутылки для нас?

— Именно так. Амфоры плотно запечатывались специальными глиняными пробками, которые ещё дополнительно обёртывались просмолёнными верёвками так, чтобы из них не выливалось масло или вино. Необычная, с нашей точки зрения, форма позволяла удобно укладывать амфоры в трюме: сосуды как будто держались друг за друга, сцепляясь ножками и ручками. Поэтому при путешествии на корабле амфоры не бились во время качки, а, наоборот, придавали судну, в трюме которого лежали, дополнительную устойчивость.

— Ничего себе! Не только люди держат друг друга за руки, чтобы не упасть, но и древнегреческие сосуды-мореплаватели!

— Точно, Чевостик! Амфоры были тяжёлыми и вмещали до 35–40 литров. Поэтому форма сосудов должна быть ещё и удобной для погрузки и разгрузки корабля. За ручки легко ухватиться, взвалить амфору себе на плечи и перенести, не разбив.

— Дядя Кузя, смотри, человек подошёл к амфорам, продавца позвал. И уже монеты отсчитывает!

— Значит, он покупает эти амфоры. А знаешь, одни из первых монет начали чеканить именно здесь, в Афинах. Делали их из серебра — ценного металла, который добывали недалеко в горах. На одной стороне афинской монеты была изображена покровительница города Афина, а на другой — оливковая ветвь и сова.




— Почему сова?

— У эллинов эта птица считалась символом, или знаком, мудрой Афины, богини знаний.

— Тогда понятно! Дядя Кузя, а ты заметил, что все одеты совсем не так, как в наше время. Нет ни брюк, ни маек, ни курток. Только сандалии почти как у меня.

— Название этой обуви тоже происходит из Древней Греции. Здесь почти не бывает холодов, и лёгкой обуви достаточно. Одежда тоже подходила для здешней погоды. Обычно и женщины, и мужчины носили широкие рубахи — хитоны. Древние греки часто подпоясывались и обязательно оставляли складки. Поэтому одежда даже из простой материи выглядела очень нарядно и каждый раз по-новому. А на плечах закрепляли одежду фибулами.

— Дядя Кузя, посмотри, эти фибулы похожи на огромные булавки. А что надето поверх хитона?

— Этот широкий шерстяной плащ называется гиматием. Мужчины носили длинные, а женщины — короткие, но богато украшенные. Гиматий не скрепляли фибулами и, чтобы он не соскальзывал при ходьбе, вшивали по краям металлические грузики.


ОДЕЖДА ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

 



— Хорошо придумано! Дядя Кузя, слышишь музыку?

— Музыкант играет на флейте Пана. Я уже рассказывал тебе про этот инструмент. Помнишь лесного бога Пана?

— Помню! Звучит красиво!

— Может быть, поэтому и в наши дни играют на пан-флейтах.

— Весёлая мелодия! Как моё настроение! Мне на агоре нравится.

— Мне тоже! Но нам пора продолжать путешествие. Я предлагаю отправиться в театр.

— Ого! Значит, в Древней Греции и театр был?

— Был. И само слово «театр» — греческое, в переводе означает «зрелище». Набираю на времяскоке: афинский театр Диониса, театральное представление.


Задание

Ты оказался на настоящем древнегреческом рынке! Местные жители в недоумении, что за чужеземец в диковинной одежде перед ними. Скорее бери свою простыню и пояс и попробуй смастерить себе хитон. Обмотайся простынёй, чтобы она прикрывала плечи и тело до колен, а чтобы простыня не упала, закрепи её ремнём.


Первая в мире пьеса. Где начался театр?




— Дядя Кузя, у этого театра нет крыши. Зрительный зал находится прямо под открытым небом. Театр большой, а все места заняты.

— Даже тем, кому достался последний ряд, всё хорошо видно и слышно. Каменные скамейки каждого ряда расположены полукругом, а сами ряды поднимаются вверх, как ступеньки. Чтобы было удобнее сидеть во время представления, афиняне приходили в театр с мягкими подушками, а чтобы не голодать во время длительных спектаклей, брали с собой еду: орехи, сухофрукты, оливки.

— Сложно, наверное, столько земли насыпать, чтобы сделать зрительные места.

— Для строительства театра греки выбирали холм и места для зрителей располагали на склоне.

— А круглая площадка внизу — это сцена?

— Нет, это орхестра. На ней, как на сцене современного театра, разворачивается основное действие: играют актёры, выступают танцоры и хор. Но современное слово «сцена» имеет отношение к древнегреческому театру. Обрати внимание на строение, расположенное позади орхестры.

— Оно очень красивое и нарядное, украшено колоннами.

— Это здание — скена. В ней располагаются комнаты. В одних актёры переодеваются, в других хранятся вещи, необходимые для представления. Из широкого проёма в центре скены актёры выходят на орхестру. Со временем устройство театра изменилось, но слово «сцена» сохранилось.

— Дядя Кузя, из скены на орхестру актёр вышел. На ногах у него сандалии с толстыми-претолстыми подошвами! В такой обуви он стал на целую голову выше. Ой… А голова у него какая огромная!

— Это не голова, Чевостик, это маска. Древнегреческая театральная маска закрывала не только лицо, но и всю голову человека. Её делали из дерева или ткани, затем рисовали на ней лицо, прикрепляли волосы и бороду.

Комедия — театральная постановка с весёлым и смешным сюжетом.

Трагедия — театральная постановка со сложным и грустным сюжетом.

— Дядя Кузя, актёр закончил говорить и ушёл в скену. Но сразу же вернулся. Только теперь он не в тёмной маске, а в белой.

— Тёмная маска значит, что актёр играет мужскую роль. Белая маска показывает зрителям, что перед ними женщина. Такое различие необходимо, ведь в древнегреческом театре актёрами были только мужчины, они играли и мужские, и женские роли.




— Ну и ну! Дядя Кузя, смотри, ещё человек в маске появился.

— Это второй актёр. Идёт пьеса знаменитого поэта Эсхила. Именно он придумал использовать второго актёра. Раньше герой пьесы просто рассказывал зрителям историю, а два актёра уже могли её разыграть. Так в пьесах появилось действие, а «действие» по-гречески звучит как «драма».

— Поэтому Эсхил стал знаменитым?

— Славу Эсхилу принесли его трагедии. В своих пьесах он описывал сильные чувства, героические поступки. Это увлекало зрителей и заставляло их искренне переживать. Однако произведение не должно вызывать слёзы. Однажды создателей представления оштрафовали за то, что зрители плакали.

— Кажется, спектакль закончился. Актёры ушли, но зрители почему-то остались.

— Представление в древнегреческом театре нередко продолжалось целый день. И зрители могли посмотреть сразу несколько пьес.

— Здорово! На орхестре снова появился актёр! На нём маска с нарисованной улыбкой. Надо же! Спектакль не успел начаться, а зрители уже смеются.

— Конечно, это же весёлая постановка. Её автор — Аристофан, его называют отцом комедии.

— Вышли ещё актёры. Они танцуют, кривляются, катаются по полу и что-то громко кричат.

— Всё то, что запрещено в обычной жизни, в комедии считается естественным и смешным. Даже можно смеяться над правителем, известными людьми и богами.

— Дядя Кузя, на орхестру ещё артисты вышли! Много!

— Это хор. Его участники и танцуют, и поют. В древнегреческом театре пение долго считалось важнее речи, а пьесы сочиняли в стихах. Традиция слагать стихи появилась очень давно, ещё тогда, когда люди не умели писать и по земле Эллады странствовали сказители — аэды. Переходя от одного селения к другому, они нараспев рассказывали истории о далёком прошлом или мифы о богах.

Корифей — руководитель хора.

Аэды — древнегреческие сказители народных песен.

 

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

 


— Откуда же они все эти истории знали?

— Что-то сочиняли сами, а что-то слушали у других рассказчиков и запоминали.

— Наизусть?!

— Да, Чевостик.

— Какая же у них хорошая память!

— Аэды вообще были очень талантливыми! Самым известным из древнегреческих сказителей-аэдов считается легендарный Гомер. Его произведения дошли до нас. Одно называется «Илиада» и рассказывает о Троянской войне. Другое — «Одиссея» — названо так по имени главного героя, царя Одиссея. Эта книга повествует о его долгом странствии по морям.




— Ух ты, о странствии! Значит, там есть приключения, чудеса, дальние страны…

— Ты прав. Но необычайных приключений и чудес у Гомера так много, что его произведения больше похожи на сказки. Поэтому о дальних странах лучше узнавать из книг самого знаменитого путешественника древности — Геродота. Почти всю жизнь он провёл в путешествиях, объехал побережья Средиземного и Чёрного морей, побывал во многих городах Европы, Азии и Африки.




— И про все свои путешествия написал книги?!

— Да. В этих книгах можно найти самые разные сведения о древних странах и народах, в том числе и о скифах, которые населяли юг нашей родины в давние времена. Когда современные учёные хотят узнать о прошлом, они обращаются к книгам Геродота. Недаром его называют отцом истории.

— Истории?

— «История» по-гречески означает «рассказ о прошлом». С трудов Геродота началась наука, которая изучает прошлое.

— Я понял, эта наука так и называется: история! Дядя Кузя, сколько же всяких слов к нам пришло из Древней Греции. Слово «история». А ещё «театр», «стадион» и даже «сандалии».

— Не только слова, но и сам алфавит берёт начало в Древней Греции.

— Наш алфавит? Я считал, что его придумали братья Кирилл и Мефодий.

— Кирилл и Мефодий — братья из греческого города Фессалоники, они придумали алфавит, или, как мы говорим, азбуку, для славянских языков. Но жили они намного позже, в IX веке нашей эры, а вот примерно за восемнадцать столетий до этого древние греки заимствовали новый способ письма у своих соседей, финикийцев, и усовершенствовали его. Финикийцы были народом мореплавателей и торговцев, им нужна была простая и удобная письменность, чтобы составлять перечень товаров на корабле, договоры между купцами, помечать свою поклажу в трюме. Они записывали только согласные звуки. Например, вместо слова «мелек», что значит «царь», они писали «млк». Греки присвоили некоторым буквам финикийской письменности новые значения, чтобы на письме можно было обозначать гласные звуки: а, э, о, и…




— Да, я уже знаю, что гласные звуки состоят из голоса, их можно долго петь, а вот согласные образуются из шума. Шипят: ш-ш-ш, свистят: с-с-с — и жужжат: ж-ж-ж.

— Правильно! Таким алфавитом оказалось удобнее записывать стихи и песни, ведь язык греков был очень музыкальным и мелодичным, а сами они обожали длинные сказания о подвигах богов и героев. А от двадцати четырёх знаков греческого алфавита происходят все остальные алфавиты мира: латинский, кириллический и многие другие.

Слово «алфавит» происходит от названий первых букв греческого алфавита: α — альфа, β — бета или, как её потом стали называть, вита.

— Какие талантливые греки!

— Удивительно, сколько дали нам те далёкие времена, когда люди только начинали задаваться вопросами об окружающем мире.

— А почему ты про вопросы так торжественно говоришь? Главное — это ответы!

— А вот древнегреческий мудрец по имени Сократ так не считал. Чтобы узнать, почему он считал вопросы более важными, чем ответы, мы с помощью времяскока перенесёмся на окраину Афин.


Задание

Почувствуй себя актёром и устрой дома театр! Расставь стулья в зрительном зале, а сценой сделай ковёр или табурет. Подготовь выступление и покажи его родителям: прочитай стихи или спой песню. А если у тебя есть друзья, братья или сёстры, готовые помочь, можете даже поставить сценку из любимой сказки!



Начало наук. О чём думали философы?




— Мы на узкой улочке, выложенной камнем. Посреди неё столпились люди.

— Как ты думаешь, что здесь происходит?

— Да ничего особенного: один человек о чём-то спрашивает другого.

— Верно. Тот, кто спрашивает, и есть Сократ. Он часто заговаривал с прохожими. У Сократа был особый метод вести беседу: он задавал вопросы. Его так и прозвали: Сократ вопрошающий.

— Да мы почти тёзки! А почему он всё время спрашивал? Потому что мало знал?

— Нет, Чевостик, не поэтому. Сократ много знал, но считал, что, задавая вопросы, сможет узнать ещё больше. Сократ был настоящим философом.

— Кем он был?

— Слово «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости».

Философ — тот, кто размышляет о мире, его устройстве и месте человека в нём.

— А философ — это тот, кто любит мудрость? Наверное, философы ценили вопросы Сократа. Дядя Кузя, а Сократ писал книги?

— Нет. Он предпочитал беседы. Поэтому мы знаем о нём только то, что написали его ученики. Они старались не пропускать бесед Сократа и нередко сопровождали его на улицах Афин.

— Так вот что за люди собрались вокруг и слушают! Ученики Сократа!

— Верно! И среди них вполне может быть самый известный ученик — Платон. Со временем у Платона тоже появилось много учеников. Для них он основал Академию. Вот туда мы сейчас и отправимся. Набираю на времяскоке: двадцать пять столетий назад, Афины, Академия.





— Мы оказались в саду!

— Вернее, в садах Академии. Это слово происходит от имени мифического героя Академа. В честь него афинские жители назвали часть города и украсили её храмами и садами. Здесь Платон собирал учеников — любителей мудрости.

Академия — учебное, научное или творческое заведение.

— Дядя Кузя, по дорожке идут двое… Вот они остановились в тени большого дерева, о чём-то говорят…




— Это Платон и его друг Аристотель, два великих философа древности.

— Дядя Кузя, по-моему, они спорят.

— Так и есть. Аристотель учился у Платона и относился к нему с большим уважением, но не во всём соглашался со своим учителем. До нас дошла фраза, приписываемая Аристотелю: «Платон мне друг, но истина дороже». Со временем Аристотель, как и Платон, тоже открыл школу. Называлась она Ликей, потому что находилась вблизи храма бога Аполлона Ликейского. Школы с названием «лицей» и сейчас существуют во многих странах.




— А кто учился в Ликее у Аристотеля?

— Он читал лекции всем желающим, но большую часть дня занимался научной работой со своими лучшими учениками. Среди них Аристотель особо выделял Теофраста, который стал основателем ботаники — науки о растениях.

 

НАУКИ, КОТОРЫЕ ЗАРОДИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 



— Значит, эта наука началась в Древней Греции?!

— Таких наук было много. В Древней Греции зародились наука о Земле — география, наука о звёздах и планетах — астрономия. А современная медицина многое взяла у Гиппократа.




Сосуд Гигиеи — символ медицины. Гигиея — древнегреческая богиня здоровья.

— Он был врачом?

— Самым искусным врачом Древней Греции. Гиппократ родился в известной семье: с незапамятных времён его предки занимались исцелением больных, передавая секреты врачевания от отца к сыну. Гиппократ всю жизнь совершенствовал свои знания.

— Вот бы узнать, как ему это удавалось!

— Всего мы не узнаем, но основные правила Гиппократа дошли до наших дней. Одно из них гласит: врач должен приносить пользу и не вредить, помогать природе и соблюдать осторожность — щадить больного. Эти слова в наши дни заучивают те, кто собирается стать врачом. А есть и такие правила, открытые в Древней Греции, которые сегодня знает каждый школьник. Например, закон Архимеда.

— А кто такой Архимед?

— Тебе интересно? Тогда давай отправимся в древний город Сиракузы, он находился на острове Сицилия в Средиземном море. Итак: двадцать четыре столетия назад, остров Сицилия, город Сиракузы.

— Ура! Мы на самом берегу моря. Вдалеке виднеется город. А здесь, кроме нас, почти никого. Только какой-то дедушка сидит на камне у самой воды.




— Это и есть знаменитый Архимед! В древности он считался великим изобретателем. Он придумывал полезные машины и механизмы.

Рычаг — простейший механизм, позволяющий меньшей силой уравновесить большую.

Архимед утверждал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!»

— А для чего они были нужны?

— Для самых разных целей. Например, чтобы поднимать и перемещать тяжести, осушать затопленные поля и даже чтобы защищать город от врагов.

— Дядя Кузя, может, ты ошибся? У этого дедушки растрёпанные волосы и всклокоченная борода. Непохоже, чтобы он был великим.

— Нет, Чевостик, это именно Архимед. Пусть тебя не смущает его вид. Древние историки рассказывали, что учёный совсем не обращал внимания на то, как он выглядит. А уж когда увлекался работой, вообще забывал обо всём на свете. Именно так и произошло с Архимедом, когда он открыл знаменитый закон, названный его именем. Эту историю помнят и пересказывают до сих пор.

— Интересно! Я тоже хочу её услышать! Расскажи мне, пожалуйста!

— С удовольствием. Мне эта история очень нравится. Слушай. Как-то раз правитель города Сиракузы захотел сделать себе корону из чистого золота. Для этого он призвал мастера и выдал ему драгоценный металл для работы. Вскоре корону изготовили. Но царь не был рад. Его всё время мучили сомнения: не обманул ли его хитрый мастер? Не добавил ли к золоту другой, более дешёвый металл?

— Но как же это проверить?

— Царь не знал. Зато он был уверен, что в его городе живёт человек, который обязательно сумеет найти ответ на любой, даже очень сложный вопрос.

— Я понял! Ты говоришь про Архимеда, ведь он был знаменитым учёным!

— Верно! Царь поручил Архимеду определить, из чистого ли золота была сделана корона. Архимед взялся разрешить задачу. Но она оказалась сложнее, чем он думал. Для того чтобы её решить, необходимо было определить объём короны. А как это сделать? Корона ведь была очень сложной формы, вся в завитушках, в узорах. Узнать объём по размерам короны было невозможно. Архимед думал над этой задачей и когда ел, и когда пил, и даже когда принимал ванну. И вот однажды…

— Что же случилось однажды?

— Архимед отправился мыться. Он погрузился в воду — и тут заметил, что из заполненной доверху ванны на пол вылилась вода: её вытеснило тело учёного. Архимед задумался, сколько воды вылилось. Он понял, что объём этой воды равен объёму его тела. Он так обрадовался, что выскочил из воды и, как был, без одежды, помчался по улицам Сиракуз к царю, крича «Эврика!» — что по-гречески значит «нашёл».



«Эврика!» — радостное восклицание при каком-либо открытии или решении сложной задачи.

— Представляю, как все удивились! Теперь понятно, почему эту историю до сих пор забыть не могут! А что же всё-таки с короной?

— Теперь задача решалась просто. Архимед взял слиток чистого золота, который весил столько же, сколько корона, опустил его в воду и определил, сколько воды слиток вытеснил. Затем то же самое учёный проделал с короной. Корона вытеснила другое количество воды.

— Значит, она была не из чистого золота!

— Умница, Чевостик! Правильно догадался! Думаю, со временем, если ты будешь много и усердно учиться, из тебя выйдет настоящий учёный.

— Может, тогда я тоже какой-нибудь закон Чевостика открою!

— Так и есть! Но это дело будущего. А сейчас нам пора возвращаться домой. Выключаю времяскок.

 

ИЗОБРЕТЕНИЯ АРХИМЕДА

 


Задание

Проверь, работает ли закон Архимеда. Тебе понадобятся таз, кружка и мерный стаканчик. Налей воду в кружку до краёв и поставь её в тазик. Теперь в кружку можно по очереди опускать разные небольшие предметы. Воду, которую они вытеснят в тазик, можно перелить в мерный стакан. Так ты узнаешь, действительно ли разные предметы вытесняют разное количество воды. И не забывай перед каждым новым экспериментом снова добавлять воду в кружку до верха.



Вот мы и дома!




— Сколько нового мы сегодня узнали! Древняя Греция очень красивая. И она так много нам всего дала!

— Земля Эллады подарила нам архитектуру, которой подражают и сегодня. Греческие мыслители поделились с нами идеями, и они до сих пор не устарели. Учёные Древней Греции заложили основы почти всех современных научных знаний. А бессмертные строки Гомера ещё много столетий будут для людей образцом чистой и прекрасной поэзии.

— Столько подарков! А мы ничем не можем их отблагодарить.

— Почему? Мы можем учиться у древних греков, обращаться к их открытиям. Думаю, мудрецы Древней Греции были бы рады, узнав, что современные дети знают о них и их открытиях. А главное, мы должны идти дальше и совершать новые открытия в литературе и науке!

— Я так и сделаю!

 

Проверка учебных достижения