Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Дислексия — это болезнь и лечить её нужно таблетками

Это миф. Исходя из курса дефектологии и своего опыта, могу сказать, что дислексия — вторичный симптом. Есть главная причина — это неврология, особенности развития центральной нервной системы. Дислексиками могут быть как люди, чей IQ зашкаливает, так и люди с умственной отсталостью. Важна причина. Когда мы говорим о сложных дефектах, например, ДЦП (Детский церебральный паралич), или задержке психического развития, то вполне объяснимо дополнительное медикаментозное лечение. Но это не лечение дислексии, это — помощь организму. Параллельно ведется работа с логопедом, нейропсихологом, лингвистом, психологом, дефектологом и другими специалистами. Если ребёнок адекватен, интеллектуально сохранен и практически здоров, зачем ему пить лекарства? Чтобы узнать причину дислексии, понадобится, в первую очередь, помощь невролога и дефектолога. Сейчас, благодаря методу диагностики Светланы Дорофеевой, можно определить даже вид дислексии, что безусловно поможет в дальнейшем подобрать оптимальный курс коррекции.



Дислексия у всех проявляется одинаково

Нет, дислексия у всех проявляется по-разному. Она может быть оптической или, например, связанной с фонематическим восприятием ребёнка, и т.д. Как правило, одновременно наблюдаются несколько видов дислексии, а степень выраженности зависит от первопричины.



Дислексию нельзя обнаружить, пока ребёнок не умеет читать и писать

Можно, но сделать это сложно, особенно, когда по собственным представлениям родителя ребенок нормальный. Но если есть предпосылки, если ребёнок, например, наблюдается у невролога или у него есть проблемы со слухом или зрением, то имеет смысл следить за речью. По тому, как и когда ребёнок заговорил, насколько его речь развивается в соответствии с возрастом, можно предполагать, будут ли далее появляться трудности при чтении и письме.

В любом случае, не стоит отказываться от диагностики и занятий с логопедом в детском саду, а также хорошо бы знать, что именно специалист корректирует на занятиях с ребёнком.


 

Вылечить дислексию нельзя, можно только смириться и научиться с ней жить

Скорее, нет. Во-первых, это не болезнь, а особенность развития. Во-вторых, существует множество вариантов коррекции дислексии. Правда, никто не дает 100% гарантии, что конкретный метод поможет, так как учёные все еще исследуют новые возможности мозга и эта область науки активно развивается. Кому-то поможет разовый интенсивный курс, который будет точечно прорабатывать дефекты, а для кого-то оптимальным решением будет постоянная профилактика с раннего возраста: развивающие и коррекционные методики, занятия с нейропсихологом или лингвистом, а также с логопедом.

Коррекция дислексии — это ежедневный труд, потому что необходимо обязательно поддерживать достигнутый уровень. Это как предрасположенность к полноте: если ты знаешь, что у тебя проблемы с лишним весом, имеет смысл следить за тем, что ты ешь.



Если не заниматься коррекцией дислексии в детстве, то во взрослом возрасте сделать уже ничего нельзя

Это не так. Любому человеку можно помочь, ведь дефектологи работают не только с детьми.

У Л. С. Выготского есть термин, который объясняет, почему всё должно происходить в своё время. Этот термин — «сенситивный период», то есть, определённый период в жизни индивида, в котором созданы более оптимальные условия для развития у него некоторых психологических качеств и видов деятельности. По-другому, это период максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики. Так, например, сенситивным периодом для развития речи у детей будет возраст от 1,5 до 3 лет. Соответственно, именно в этом возрасте закладываются основы речи, которые потом труднее будет скорректировать, но коррекции поддаются и уже взрослые люди. Все мы знаем про нейропластичность мозга. В центрах нейропсихологии им. Лурии нейролингвисты отлично помогают в подготовке к экзаменам студентам. Значит это работает!

В случае, если у ребенка СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности), как у моего сына, а дислексия — это вторичный симптом, даже сами неврологи говорят, что ребёнок в какой-то момент как бы «перерастает» свой диагноз, становится осознанней, может отдавать себе отчёт в том, что он делает, контролировать себя. С подросшим ребёнком проще договориться, соответственно, основные проявления СДВГ (невнимательность, гиперактивность и импульсивность), которые также провоцируют дислексию, становятся более контролируемыми.

 

Проверка учебных достижения