Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.
Разминка
«Мячик».
Дети бросают друг другу мячик со словами «Я рад снова видеть тебя (называют имя)». Мячик должен побывать в руках у каждого ребенка.
Разминка
«Мячик».
Дети бросают друг другу мячик со словами: «Летом я научился (добавляют свои умения)».
Разминка
«Мячик».
Дети бросают друг другу мячик со словами: «Летом мне нравилось… (добавляют свои воспоминания)».
Разминка
«Реши пример».
Ведущий показывает детям психологический пример и объясняет его содержание (записанное на доске): обида + злость = ссора. Предлагает решить следующие примеры: обида + грусть = (слезы) радость + интерес = (дружба).
Разминка
«Лишнее слово».
На доске написаны слова «грусть», «печаль», «страх». Детям нужно догадаться, какое слово лишнее («страх», потому что остальные – синонимы).
Разминка
«Какие качества задуманы».
Ведущий предлагает детям догадаться, какие качества он задумал, по первому слогу, например, «че…» (честный), «ла…» (ласковый), «до…» (доброжелательный), «жи…» (жизнерадостный).
Разминка
«Найти лишнее слово».
На доске написаны слова «доброта», «радость», «вежливость». Детям нужно догадаться, какое слово лишнее (доброта, вежливость – качества, радость – чувство).
Разминка
«Найти лишнее слово».
На доске написаны слова «честность», «грусть», «доброта». Детям нужно догадаться, какое слово лишнее (грусть – чувство, остальные – качества).
Разминка
«Найти лишнее слово».
Ведущий записывает на доске слова: «злость», «обида», «недоброжелательность». Детям нужно догадаться, какое слово лишнее (недоброжелательность).
Разминка
«Какое слово не подходит».
Детям нужно найти прилагательное, которое не подходит к слову «девочка». «Девочка – воспитанная, вороная, волевая» (вороная). В ходе упражнения обсудите с детьми значения этих слов, попросите их назвать имена одноклассников, которые обладают такими качествами.
Разминка
«Аналогии».
Детям предлагается установить аналогию и придумать пары слов: «аккуратность – аккуратный, грусть – (грустный)».
«Шифровальщики».
Какое качество зашифровано словом «друтолюпифый» (трудолюбивый)?
Разминка
«Аналогии».
Ведущий предлагает ребятам установить аналогию и придумать пары слов: «злость – злой, доброжелательность —… (доброжелательный)».
Разминка
«Зеленый крокодил в синей шляпе».
Детям представляют абсурдную ситуацию: сейчас постучат в дверь и в класс войдет большой зеленый крокодил в синей шляпе с полями. Что они будут делать? После высказывания всех вариантов на обсуждение выносятся другие фантастические ситуации:
Разминка
«Неоконченные предложения».
Дети поочередно завершают предложения:
Я мечтаю…
Я стремлюсь…
Я верю…
Разминка
«Неоконченные предложения».
Дети поочередно устно заканчивают написанные на карточках предложения:
Я люблю…
Меня любят…
Разминка
«Неоконченные предложения».
Дети заканчивают незавершенные предложения:
Я надеюсь…
В будущем я хочу…
Разминка
«Неоконченные предложения».
Дети завершают предложения:
Я злюсь, когда…
Я радуюсь, когда…
Разминка
«Закончи предложения».
Дети завершают предложения: Большинство ребят нашего класса…
Мне нравится, когда ребята…
Я не люблю, когда смеются…
Разминка
«Неоконченные предложения».
Предложите детям подумать о том, как можно продолжить фразы:
Мои друзья любят…
Я люблю, когда мои друзья…
Разминка
«Загадай игрушку».
Дети загадывают и пластически изображают какую-нибудь игрушку, не употребляя слов. Остальные отгадывают.
Разминка
«Изобрази предмет».
Дети загадывают и без слов изображают какой-нибудь предмет из классной комнаты.
Разминка
«Изобрази предмет».
Упражнение усложняется: ребята делятся на пары, и им необходимо договориться, какой предмет они будут показывать и как.
Разминка
«Изобрази предмет».
Хорошо знакомое упражнение на этом занятии еще немного усложняется. Дети разделяются на тройки. Каждая тройка показывает остальным собственную композицию – предмет, изображаемый с участием всех троих. Остальные отгадывают, что это за предмет. (Например, композиция «Чайник»: один из тройки занимает место «корпуса», второй становится «носиком», третий изгибается в виде «ручки»).
Разминка
«Разные ладошки».
Повторите упражнение, придумывая новые образы: робкая ладошка, виноватая ладошка, веселая ладошка и т. п.