Задачи детей. Знакомство с процессом (понятие, запись).
Задачи учителя. Организовать анализ состояний наблюдаемых объектов и использование форм записи состояний (тема предыдущих уроков), обнаружение детьми перехода объекта наблюдения из одного состояния в другое, поиск и обсуждение способов обозначения процесса.
Оборудование учащихся: листочки для записи, учебник-тетрадь, цветные карандаши, ручка.
Оборудование учителя: спички на столе (целые, горелые), коробок спичек, цветной мелок, рисунки спичек, рисунок стрелки.
Учитель. Мы знаем, что любой объект может быть в каком-то состоянии. Отгадаем загадки и обозначим состояния объектов, о которых в них говорится. Кто хочет угадать?
Дети поднимают руки, учитель приглашает одного ребенка к доске и зачитывает загадку:
– Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
Коля. Это Солнце.
Учитель. Как ты догадался?
Коля. Оно огненное и греет.
Учитель. Кто хочет попробовать сделать запись?
Двое выходят к доске. Максим пишет на доске: г, о.
Учитель. Что записал Максим?
Дети. Что оно греет и огненное.
Учитель. А что он забыл записать?
Выходит Алеша и пишет на доске:
С/ г, о |
Учитель. Кто прочитает запись Алеши?
Наташа. Солнце греет и огненное.
Так же дети работают над другой загадкой.
Учитель. Сито большое,
Сито голубое.
Сеет-веет белый пух
На леса, дома, на луг. (Небо.)
– А теперь давайте попробуем рассказать о состоянии погоды сегодня. Расскажите, какая сегодня погода.
Маша. Небо синее, солнышко светит.
Учитель. Это все видят?
Дети. Нет.
Учитель приглашает детей к окнам. Рассматривая, что делается за окном, дети говорят:
Наташа. Солнца не видно.
Маша. Небо серое.
Коля. Небо белое.
Антон. Снег грязный. Лужи.
После обсуждения учитель приглашает детей на места и предлагает им зарисовать сегодняшнюю погоду на заготовке рисунка (с. 16 учебника-тетради, ч. 2).
Затем дети записывают состояние погоды с помощью условных обозначений в квадратиках:
Что по договоренности в классе обозначает: погода облачная, солнца нет, ветра нет, тепло.
Учитель предлагает сравнить сегодняшнюю погоду со вчерашней и выписывает на доску то, что дети записали вчера. Дети по записи рассказывают о вчерашней погоде: было солнце, ветер, тепло – и делают вывод, что погода изменилась.
Учитель. Вы уже хорошо умеете описывать состояния объектов. Кто хочет продолжить эту работу?
Дети тянут руки.
Учитель приглашает Антона и показывает ему и детям лежащие на столе спички. Среди них 6–7 горелых, остальные целые. Учитель выбирает целую спичку и просит Антона описать ее состояние.
Антон. Спичка целая, не горелая. У нее коричневый верх, а внизу – белое.
Учитель просит желающих записать состояние спички на доске (Миша выходит и пишет), а Антона просит выйти за дверь.
Миша записывает на доске:
С/ ц |
Учитель сжигает спичку.
Учитель. Что я делаю сейчас? Что происходит со спичкой?
Дети комментируют происходящее.
Дети. Вы ее зажгли. Спичка горит. Она уже не целая.
Учитель приглашает в класс Антона и показывает ему спичку, которую сжег.
Учитель. Вот спичка, запиши ее состояние на доске.
Антон пишет рядом с Мишиной записью:
С/г |
Учитель. Как ты думаешь, Антон, это та же спичка, что я тебе показывал сначала?
Антон. Я не могу сказать, я же не видел, что вы сжигали.
Учитель (к детям). А вы видели? Это одна и та же или две разные спички?
Дети. Одна и та же!
Учитель. А на доске у нас написано про две разные спички. Как нам исправить запись, чтобы было понятно, что говорится про одну и ту же спичку?
Оля выходит и стирает у второй записи начало. Получается так:
С/ц г |
Учитель. Так все равно две.
Костя предлагает так:
С/ц <--> С/г |
Учитель. Теперь хорошо?
Аня. Да, теперь видно, что это про одну спичку.
Дети. Да, видно.
Учитель. А понятно, что было сначала, а что потом?
Миша. Чтобы было понятно, нужно так:
С/ц --> С/г |
Антон. У Кости тоже правильно.
Дети. У Кости не видно, где начало.
Учитель. А можно вот такую стрелку поставить (рисует)?
С/ц <-- С/г |
Дети. Нет, из горелой нельзя снова сделать целую.
Учитель. Какую же нам выбрать запись?
Дети. Мишину.
Учитель. Давайте еще добавим в запись Олино предложение, зачем два раза писать про спичку, она ведь та же самая (пишет на доске):
С/ц --> г |
Учитель. Прочитайте, пожалуйста, что я записала.
Маша. Спичка превратилась из целой в горелую.
Учитель. Изменение состояния называется словом Процесс (записывает его на доске).
Дети выполняют задание в тетради, где предлагается сравнить две записи процесса и поставить между ними знак равенства или неравенства.
Учитель. Давайте снова вспомним о погоде. Как же теперь вы сможете показать, что ее состояние меняется? Запишите в тетради процесс изменения погоды.
Дети записывают, учитель проходит по рядам и корректирует их записи.