Методическая цель урока:познакомить учащихся с правилами пользования учебником, целями и задачами раздела; рассказать о мире с точки зрения астронома.
Задачи урока: познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, – астрономией; сформировать представление о Вселенной, размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды; развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, обобщать.
Планируемые результаты.Предметные: познакомятся с наукой, изучающей Вселенную, – астрономией; сформируют представление о Вселенной, размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.
Метапредметные: познавательные — осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.
Личностные: научатсястроить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, пластилин для моделирования, тексты для работы в группах и текст о Солнце на карточках, плакат «Солнечная система»; рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца.
Ход урока.
1.Организационный этап.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки...
Не хочется играть сегодня в прятки
И недосуг дуть на корабль бумажный —
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
- А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.
- Проверьте готовность к уроку. Желаю удачи!
2. Актуализация знаний.
Знакомство с учебником
- Прочитайте название нашего учебника. Это новый для нас предмет? (Этот предмет мы изучаем с 1 класса.)
- О чем мы говорили на уроках по этому учебному предмету? (О природе, животных, растениях, человеке, о безопасности и здоровье и пр.)
- Что вы можете сказать об учебнике? (Он, как и в 1—3 классах, состоит из 2 частей.
Авторы: А.А. Плешаков, ЕЛ. Крючкова.)
- Откройте книгу первой части учебника на последних страницах и просмотрите содержание. Какие разделы мы будем изучать? (Дети читают содержание, называют разделы.)
В этом году нам предстоит узнать много нового, быть астрономами и географами, историками и экологами, наблюдателями и исследователями, путешествовать по воде и суше, освоить космическое пространство и опуститься глубоко под землю, узнать о прошлом и настоящем нашей родины.
- Сколько разделов в первой части учебника? (3 раздела: «Земля и человечество», «Природа России» и «Родной край — часть большой страны».)
- Какая тема вас заинтересовала? (Ученики перечисляют понравившиеся темы.)
- Анализируя содержание, вы можете сказать о том, какую работу мы будем продолжать на уроках по ознакомлению с окружающим миром? (Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать свои достижения.)
- Откройте учебник на с. 204. Сколько тем для работы над проектами предлагается авторами учебника? (14 тем.)
- Предлагаю вам дома внимательно ознакомиться с темами проектов и выбрать любую из предложенных, можно и самим ее сформулировать. На следующем уроке вы сообщите свои темы и, может быть, объединитесь в группы. В учебнике на с. 205 дана памятка «Как работать над проектом», которую вам нужно будет прочитать.
— Обратите внимание и на условные обозначения, которые встретятся на страницах учебника. (Ученики рассматривают условные знаки, читают, что они обозначают, на обороте титульного листа учебника.)
— В конце учебного года вам предстоит сдать свои учебники в библиотеку. Вспомните правила обращения с учебной книгой.
Памятка «Как сохранить учебные книги для будущих учеников»
1. Оберни учебник специальной обложкой.
2. Подпиши свой учебник.
3. Имей закладку.
4. Не клади в учебник карандаш, ручку и другие предметы.
5. Не загибай углы, не рви, не рисуй, не делай никаких пометок.
6. Не перегибай учебник.
7. Испорченный или утерянный учебник замени.
8. Если книга порвалась, подклей ее.
Знакомство с учебными пособиями
- Что еще, кроме учебника, нам понадобится на уроках по предмету «Окружающий мир»?
- Нашими помощниками будут школьные словарики издательства «ВАКО», энциклопедии, ресурсы сети Интернет.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Земля и человечество».)
- Прочитайте, чему вы будете учиться, изучая этот раздел.
- А теперь отгадайте загадку.
С телескопом много лет
Изучает жизнь планет.
Как ученого мы зовем?
Кто же это? (Астроном.)
- Что вы знаете об астрономах?
- Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из самых древних наук – астрономией. Я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов.
- Какие цели поставим перед собой?
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Но сначала выясним, кто такие астрономы и что изучает наука – астрономия.
Словарная работа.
Астрономы – люди, изучающие звезды. Астрономия – наука о звездном небе.
- Вы правы. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и «номос» – закон. Значит, астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Специалиста по астрономии называют астрономом. А первых астрономов называли звездочетами. Астрономия – одна из самых древних наук. Еще первобытные люди наблюдали звездное небо и изображали космические тела в своих рисунках на стенах пещер. Позднее на помощь астрономам пришли приборы. За 150 лет до нашей эры древнегреческий астроном Гиппарх изобрел прибор «астролябия», который позволял вычислять высоту солнца, луны и звезд над горизонтом, а также расстояния между ними.
До изобретения телескопа астролябия оставалась основным прибором у астрономов. Первый телескоп был изготовлен в 1608 г. голландцем по фамилии Липпершей. Это был линзовый телескоп. А в 1668 г. Исаак Ньютон предложил телескоп, в котором вместо линз употреблялись зеркала. Телескопы, изготовленные И. Ньютоном, используются в современной астрономии.
Самый большой в мире телескоп был установлен в 1969 г. на Кавказе. Диаметр самого крупного его зеркала равен 6 метрам.
5. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику. Работа в парах.
— Откуда можно получить информацию? (Из нашего учебника, учебных пособий, Интернета.)
— А еще помогут знания, которые у нас имеются. Откройте учебник на с. 4. Прочитайте задание. Вам предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома.
Работа над темой «Вселенная».
- С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Большинство астрономов считает, что начало Вселенной было положено 15 миллиардов лет назад, когда случился грандиозный взрыв. В результате этого большого взрыва раскаленные газы с огромной скоростью разлетелись во все стороны, что привело к образованию галактик, звезд и планет.
Во Вселенной бесчисленное множество звезд. Одна из них – Солнце. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему. Наша планета – Земля. Рассмотрите иллюстрацию на доске. Почему глобус – модель Земли – изображен в виде домика?
- Мы живем на планете Земля. У нас над головой одна общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один большой пол – земная поверхность. У нас, у человечества, одна на всех великая лампа, она же и печка – это Солнце. Вот и выход, что Земля, земной шар – это действительно наш общий дом, который путешествует вместе с нами в космосе.
- Путешествует вокруг Солнца не только Земля. Кроме нее, вокруг Солнца движутся по своим орбитам еще восемь огромных шарообразных космических тел. Одни из них больше Земли, другие меньше. Эти тела называют планетами (Земля тоже планета). Их можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем, отражают его свет.
Учитель показывает на доске плакат «Планеты Солнечной системы».
- Запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца нам поможет стихотворение. (У учеников на столе лежат заранее подготовленные стихотворения.)
Работа в парах.
- Сейчас вы прочитаете его и подчеркнёте названия планет Солнечной системы.
Карточка 1.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
Ученики читают и подчеркивают названия планет Солнечной системы.
-Назовите планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
- А что же такое Луна? (Луна – естественный спутник Земли).
- Объясните, почему в стихотворении говорится, что «Меркурий заводит» хоровод планет.
(Меркурий – планета, ближайшая к Солнцу).
- Как вы понимаете слова «последние три едва различимы, мрачны и холодны…»?
( Планеты Уран, Нептун и Плутон находятся дальше всех планет от Солнца, поэтому на поверхности этих планет царит невероятный холод и мрак).
6.Первичное закрепление.
Работа в группах
- А теперь построим модель Солнечной системы, поработаем в группах. Распределите обязанности (Ученики из пластилина строят модель Солнечной системы.)
. Беседа
- Отгадайте еще одну мою загадку.
В дверь, в окно стучать не 6yдет:
А взойдет и всех разбудит. (Солнце)
- Что вы можете рассказать о Солнце? (Высказывание детей.)
- Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце. Они называли его по-разному: в Древней Греции и Египте — Ра, а наши предки славяне — Ярило. В честь солнца слагали гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера:
Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,
Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.
Солнце — друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.
Солнце — дней и ночей божество, венец и начало.
Только его одного из богов, царящих в мире
Нам дано лицезреть...
Работа в парах
- Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения поможет статья на с. 6—7 учебника. Работать предстоит в парах. Вы будете не просто читать текст учебника, предстоит выполнить задание.
- Посмотрите на текст на карточках, которые лежат у вас на парте. Как вы думаете, каким будет задание? (Вписатьв текст недостающие данные.)
Карточка 2.
Солнце — ближайшая к Земле .... Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму.... Диаметр Солнца в... раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в... раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца — ... км. Температура на поверхности Солнца - …. Градусов, а в его центре — ... градусов.
(Проверка текстов. Предложения зачитывают по очереди)
Работа с CD (электронное приложение к учебнику) Просмотр презентации.
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Какова была цель урока? (Посмотреть на мир глазами астронома.)
- Какие новые знания вы получили?
- Дайте ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 7 учебника.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Прочитать текст на с. 4—8 учебника. Записать в словарик новые слова (астрономия, астроном).
Задание «Подумай!» на с. 7.
Ответы на вопросы «Проверь себя», с. 7.
9. Итог урока. Рефлексия.
- Какие новые слова вы узнали на уроке сегодня?Каким вы увидели мир глазами астронома?
- На с. 8 учебника прочитайте вывод нашего урока.
- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» Отвечайте по цепочке.
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Приложение
Карточка 1.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
Карточка 1.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
Карточка 1.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
Карточка 1.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
Карточка 2.
Солнце — ближайшая к Земле .... Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму.... Диаметр Солнца в... раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в... раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца — ... км. Температура на поверхности Солнца - …. Градусов, а в его центре — ... градусов.
Карточка 2.
Солнце — ближайшая к Земле .... Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму.... Диаметр Солнца в... раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в... раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца — ... км. Температура на поверхности Солнца - …. Градусов, а в его центре — ... градусов.
Карточка 2.
Солнце — ближайшая к Земле .... Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму.... Диаметр Солнца в... раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в... раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца — ... км. Температура на поверхности Солнца - …. Градусов, а в его центре — ... градусов.
Карточка 2.
Солнце — ближайшая к Земле .... Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму.... Диаметр Солнца в... раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в... раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца — ... км. Температура на поверхности Солнца - …. Градусов, а в его центре — ... градусов.
Карточка 2.
Солнце — ближайшая к Земле .... Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму.... Диаметр Солнца в... раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в... раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца — ... км. Температура на поверхности Солнца - …. Градусов, а в его центре — ... градусов.
Карточка 2.
Солнце — ближайшая к Земле .... Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму.... Диаметр Солнца в... раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в... раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца — ... км. Температура на поверхности Солнца - …. Градусов, а в его центре — ... градусов.
Карточка 2.
Солнце — ближайшая к Земле .... Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму.... Диаметр Солнца в... раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в... раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца — ... км. Температура на поверхности Солнца - …. Градусов, а в его центре — ... градусов.