Цель:
познакомить со свойствами воды и их использованием;
расширять знания о формах существования воды в природе;
развивать наблюдательность, умение анализировать;
прививать навыки экспериментальной работы;
воспитывать чувство коллективизма;
воспитывать бережное отношение к воде
Планируемые результаты:
Предметные: Знание, где используется вода, как и почему загрязняется. Умение называть свойства воды, роль воды в живой природе, называть очистительные сооружения. Метопредметные: Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов человека. Универсальные учебные действия: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Оборудование:
слова-отгадки, записанные на карточках;
документ-камера, сигнальные карточки;
сосуды различных размеров и форм, наполненные водой;
подносы с лабораторным оборудованием: стакан с водой, пустая кружка, цифры ложки, сахар , молоко, чай, лимонный сок, кусочек почвы, акварельной краски.
1.Орг. момент
Сегодня на уроке мы продолжим ознакомление с окружающим миром.
Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.
2.Актуализация знаний
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке? (о воздухе) - Сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал. На ваших партах лежат тесты. Возьмите их и прочитав выберите правильный ответ.(Ребята выполняют тест. Проверка теста через документ-камеру). - Оцените свою работу (сигналом).
3. Самоопределение к деятельности
Сегодня мы с вами проведём исследование , а что будет объектом исследования вы узнаете если отгадаете загадки6
(Загадки читают хорошо читающие дети)
Туча в небе, дождь идёт
Падать стал вдруг с неба лёд
Крупный, словно виноград
Называется он…(Град) На дворе горой,
А в избе водой. ( Снег) На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода-
Подевался он куда? (Лёд) Небо сразу потемнело Туча по небу прошла, вдруг заплакала она, вокруг землю полила. (дождь)
Он бьёт фонтаном из земли. Впадает в русло он реки. Из недр земных он к нам проник. И все зовут его ... (родник).
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем, -
Ищем, ищем, не найдем! (роса)
Кучерявые барашки
В белых меховых рубашках
Плавно по небу плывут,
Завтра там, сегодня тут.
Что за странные барашки?
Непричесанны, в кудряшках,
И взъерошены слегка
Кучевые …( облака) .
Белым паром стелется
Не вьюга, не метелица
И не дым…. Что за обман?
Это же густой…(Туман)
Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания загадок.
– Посмотрите на слова, помещенные на доске: в какие группы их можно объединить? Почему?
Град, лёд, снег.
Дождь, родник, роса.
Облако, туман.
– Что объединяет все эти явления природы? Из чего они состоят? (Это состояния воды.)
- Чтобы вы хотели узнать о воде?
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
– Что же такого особенного в ней? Просмотр отрывка видеоролика «Вода на Земле». ( https://yandex.ru/video/search) 4. Практическая работа Что вы узнали о воде? Рассмотрите глобус. Каким цветом изображена вода на глобусе? Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. – Вы сегодня побываете в роли учёных – исследователей.
– Проведём несколько опытов с целью определить свойства воды и значение этого свойства для человека Будем проводить опыты и записывать исследованные свойства в тетрадь.
Опыт № 1 Сравните две жидкости по цвету. Какого цвета молоко? Какого цвета вода?
(Учащиеся наливают в один стакан воду, в другой молоко. Сравнивают жидкости по цвету . Пытаются самостоятельно сделать вывод.)
Определите свойство воды. Вода без цвета.
Опыт №2 В 3 колбы налиты сок, молоко и вода. Вопрос классу: «Назовите цифры, которые вы видите сквозь жидкости, налитые в колбы? (Дети в одной руке демонстрируют классу свою колбу, второй рукой прикладывают к колбе карточку с цифрой. Дети называют только одну цифру, которую видно сквозь воду). Учащиеся определяют свойство воды.
Назовите свойство воды. Вода прозрачная жидкость.
Физкультминутка
Опыт №3 Ученикам предлагается понюхать лимонный сок, воду и сделать вывод. (Учащийся различает запах лимонного сока и определяет, что вода не имеет запаха.) Назовите свойство воды.
Вода не имеет запаха.
Опыт №4 В три стакана налиты чай, молоко и сок. Учитель завязывает детям глаза, дети должны определить по вкусу, в котором стакане находится вода. (Ребята пробуют на вкус то, что налито в стаканах и называют, кому достался стакан с водой. Дети самостоятельно объясняют, как с закрытыми глазами они обнаружили, что в стакане вода.)
Назовите свойство воды. Вода не имеет вкуса.
Опыт №5 Налить воду в сосуды разной формы. Какой формы вода? ( Учащиеся предполагают, какую форму может иметь вода.)
Наливают воду в сосуды разной формы и делают вывод. Вода принимает форму сосуда, в котором находится.
Опыт №6 Задание. Растворить сахар, кусочек почвы, кусочек сухой акварельной краски. (После проведения опыта дети делают вывод о том, что вода является растворителем и вступает во взаимодействия с некоторыми веществами.) Вода является растворителем и вступает во взаимодействия с некоторыми веществами.
Какое исследование на ваш взгляд является необходимым для бережного использования воды в природе? Почему?
О каких свойствах воды вы узнали?
5. Работа по учебнику. (Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы в учебнике.)
6 . Итог урока. Что вы узнали о воде? Кто на уроке нашёл ответы на свои вопросы.
7. Домашние задание. Задание по выбору:1) рассказать о свойствах воды;
2) ответить на вопросы в конце статьи учебника;
3) рассказывать о значении воды для растений, животных и человека.
8. Рефлексия
- Закончите данные высказывания.
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…меня удивило…
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Спасибо за работу на уроке.