Учить детей языку - это значит учить их жизни. Но в качестве учителя жизни русский язык совсем не так прост, как это кажется на первый взгляд. А если ещё вспомнить, что о нём говорили не только «великий, могучий, свободный», но и «мой верный друг, мой друг коварный, мой раб, мой царь, родной язык», то станет понятно, как нелегко раскрыть перед учениками его чудные и, скажем прямо, трудные законы.
Очень часто мы замечаем, что пропадает интерес учащихся к учению, видим, как они замирают в тоске посреди урока. В чём дело? Может мы не смогли уберечь ребёнка от страха перед учёбой, перед трудностями? А может, быть сами что-то потеряли? Просто ушла радость, и началась «принудиловка».
Перефразируя шутку Вольтера о стихах можно сказать: «Все уроки хороши, кроме скучных». А скучно не бывает только в игре. Поэтому на уроках в 5-8 классах я использую игровые технологии обучения, которые направлены на развитие творческой индивидуальности детей, носят учебный и воспитательный характер (приложение 16 «Использование игровых технологий в обучении»).
«Разнообразие-добрый знак хорошего преподавания»,- утверждал Ф.И.Буслаев. Игровой урок-это азарт, творчество, риск, полёт фантазии, освобождение от комплексов, штампов, скованности; это поиск, «езда в незнаемое»; это познание окружающего мира, себя и других…
Основными принципами таких уроков можно считать:
Отказ от шаблона в организации урока, от формализма в проведении.
Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
Вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.
Педагогически целесообразная дифференциация учеников по учебным возможностям, способностям и интересам.
Развитие функции общения на уроке для обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.
Использование оценки не для подведения результата работы на уроке, а как стимулирующего средства
Требований к уроку с использованием игровых технологий всего три:
1) помнить о том, что содержание урока рождает его форму, а не наоборот; нельзя в заранее подготовленную форму втиснуть любое содержание-форма может не выдержать, и урок разрушится;
2) для каждой игры необходимо создавать соответствующее настроение;
3) верить в истинность происходящего и «играть» на полном серьёзе.
Существует несколько классификаций игровых технологий:
По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические.
На уроках русского языка и литературы игры бывают учебные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые, творческие.
Как и в традиционном уроке можно выделить 3 периода уроков с применением игровых технологий (особенно, если проводится большая игра на весь урок):
- Подготовительный. В нём активно участвуют наряду с учителем и учащиеся. Они делятся на группы, команды, выполняют определённые задания, которые нужно выполнить до урока, готовят необходимый дидактический материал и т. д.
- Собственно урок. Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к нахождению путей достижения целей урока. Решаются познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Чем качественнее дети выполнили предварительные задания, тем эффективнее пройдёт урок. Учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, их отношение к оригинальной форме урока. Контроль на данном уроке осуществляется на каждом его этапе. Следует также оценивать наряду с итогами обучения, развития, воспитания и общение учащихся не только с учителем, но и с товарищами по команде, группе.
-Анализ урока. Обсуждение игры. Даётся характеристика этапов игры, отношение к ней учащихся, подводится результат работы групп и отдельных детей.
Игра как деятельность включает целеполагание, планирование, реализацию цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации