Планируемые результаты:
Личностные — активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявляют положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей и управляют эмоциями в различных ситуациях и условиях; оказывают бескорыстную помощь сверстникам; умеют договариваться и учитывать общие интересы.
Предметные — выполнение построений, строевых организующих команд и упражнений, разминки в движении, упражнений на внимание; участие в подвижной игре «Футбольные (командные) собачки»; знание связи физической культуры с военной деятельностью; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий; проявление доброжелательного и уважительного отношения при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности; взаимодействие со сверстниками во время проведения подвижной игры.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):
Познавательные: характеристика действий, объективная их оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта, осуществление логических действий.
Регулятивные: обнаруживать ошибки при выполнении учебных заданий, анализировать их и объективно оценивать результаты собственного труда; осуществлять поиск новых возможностей и способов их применения.
Коммуникативные: уметь управлять эмоциями при общении со сверстниками и педагогом; взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Задачи: создать условия для ознакомления с ролью и значением занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии, организации и проведения общеразвивающих упражнений (ОРУ) в движении, повторения подвижной игры «Футбольные (или командные) собачки»; совершенствовать технику выполнения стартового ускорения и финиширования.
Инвентарь: секундомер, два футбольных мяча.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение в одну шеренгу на спортивной площадке. Выполнение организационных команд. Класс поворачивается направо и идет по периметру спортивной площадки, которая должна быть ограничена. Дается команда «Бегом марш!», и выполняется трехминутный бег. Учитель рассказывает ученикам о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат русской армии.
Учитель. Система военно-физической подготовки в русской армии появилась в конце XVII — начале XVIII в. Решающее влияние на нее оказал Петр I, организовав Семеновский и Преображенский полки. Эти полки формировались из людей с различным общественным положением. В них были дворяне, бояре, купцы, ремесленники, крестьяне. Первое время основное внимание уделялось «военным потехам» (играм), во время которых совершенствовалась боевая выучка солдат и развивались физические качества (ловкость, координация движений, быстрота, выносливость, сила, гибкость). В таких играх участвовало по 30—40 тысяч солдат. С одной стороны выступал Семеновский полк, с другой — Преображенский.
Проводилась подготовка на флоте — появились соревнования по гребле, плаванию на парусниках.
Большое внимание военно-физической подготовке уделял А. В. Суворов, который даже написал об этом книгу «Наука побеждать». Его крылатая фраза: «Тяжело в учении, легко в бою» — означала: хорошо потренировавшись во время учений, потом можно будет легко одержать победу.
Одним из элементов обучения в русской армии была строевая подготовка. Без нее не получатся никакие слаженные действия большой армии. А армия, в которой нет порядка, наверняка проиграет сражение.
После трех минут бега класс переходит на шаг, выполняются дыхательные упражнения — 20—25 с.
Повторить строевые упражнения (разведение и сведение) по команде «Через середину в колонну по два марш!». Затем опять вернуться в колонну по одному: «Через середину в колонну по одному марш!». Далее опять в колонну по два, затем по четыре, потом опять в колонну по два и закончить строевые упражнения, перестроившись в колонну по одному.
Проводится разминка в движении (дистанция между учениками должна быть не менее 1,5—2 м). Упражнения выполняются на каждый шаг, учитель отсчитывает темп их выполнения.
1) 1 — хлопок прямыми руками спереди; 2 — хлопок прямыми руками сзади; 3 — хлопок прямыми руками вверху; 4 — хлопок прямыми руками внизу-сзади. Повторить 4 раза.
2) И. п. — руки перед грудью в «замок»; 1—4 — «волны» кистями перед грудью; 5—8 — «волны» кистями, постепенно поднимая их вверх и поднимаясь на носки. Повторить 4 раза.
3) и. п. — руки на поясе; 1 — наклон головы вправо, левая рука вперед; 2 — наклон головы влево, правая рука вперед (левая на пояс). Повторить 4 раза.
4) 1 — наклон головы вперед, руки назад; 2 — наклон головы назад, руки вперед. Повторить 4 раза.
5) 1 — шаг правой ногой, поворот туловища направо; 2 — шаг левой ногой, поворот туловища налево. Повторить 4 раза.
6) И. п. — повернуться спиной вперед; 1 — шаг правой ногой, поворот туловища налево; 2 — шаг левой ногой, поворот туловища направо. Повторить 4 раза.
7) 1 — мах правой ногой, хлопок под ногой; 2 — ногу опустить; 3 — мах левой ногой, хлопок под ногой; 4 — ногу опустить. Повторить 4 раза.
8) 1 — мах правой ногой вправо, дугой перевести ногу вперед и встать на пол; 2 — мах левой ногой влево, дугой перевести ногу вперед и встать на пол. Повторить 4 раза.
9) Прыжок с ноги на ногу, каждый раз замирая на одной ноге на 5 с.
10) 1 — прыжок с поворотом на 180° через левое плечо; 2 — прыжок с поворотом на 180° через левое плечо; 3 — прыжок с поворотом на 180° через правое плечо; 4 — прыжок с поворотом на 180° через правое плечо. Повторить в невысоком темпе 4 раза. Прыжки выполнять с продвижением вперед.
Перейти на обычную ходьбу.
II. Основная часть.
Остановить класс на длинной стороне площадки. Повторить технику стартового ускорения и технику финиширования. Сначала три раза выполнить стартовое ускорение, затем три раза отработать финиширование, а потом соединить все вместе — провести 5 забегов на 10—15 м. Отмечаются не самые быстрые бегуны, а ученики, правильно выполнившие как стартовое ускорение, так и финиширование.
Перейти к подвижной игре «Футбольные (командные) собачки». Правила игры необходимо повторить.
III. Заключительная часть.
Игра заканчивается за 5—6 минут до конца урока. Класс строится в одну шеренгу, подводятся итоги урока и игры. Спросить учеников, что они узнали о физической подготовке солдат в русской армии. Колонной по одному класс движется за учителем в школу. Учитель идет, постоянно меняя направление, класс должен повторять все его перемещения. Перед самым входом в помещение можно отметить самых точных детей. Объявить об окончании урока.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока — Роль и значение занятий физическими упражнениями в подготовке солдат русской армии (комбинированный).
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) — Организационные команды; ОРУ в движении; роль и значение занятий физическими упражнениями в подготовке солдат русской армии; техника выполнения стартового ускорения и финиширования; подвижная игра «Футбольные (или командные) собачки»; упражнение на внимание.
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса — Объяснительная.
Педагогические средства — Беседа, практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке) — Познавательная, коммуникативная.
Формы организации совзаимодействия на уроке — Коллективная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями — Научатся: выполнять организационные команды, ОРУ в движении, упражнение на внимание; технично выполнять стартовое ускорение и финиширование; понимать роль и значение занятий физическими упражнениями в подготовке солдат русской армии; играть в подвижную игру «Футбольные (или командные) собачки».
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность — Здоровьесберегающие компетенции: умеют использовать двигательный опыт в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга.
Коммуникативные компетенции: умеют владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения.