Количество детей с нарушением письма (дисграфией) увеличивается год от года. К сожалению, это является серьёзным препятствием в овладении учеником грамотой.
Данный раздел сайта пособие представляет задания и упражнения, которые помогут организовать эффективную работу по предупреждению и устранению некоторых дисграфических ошибок.
Длительность одного занятия — 25—35 минут.
Для работы ребёнку необходимы выход в интернет, простой карандаш, ручка, тетрадь.
Во время занятий постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах ребёнка, лишний раз похвалите за то, что у него получается.
Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться к нему.
Можно несколько раз возвращаться к одному и тому же заданию, меняя материал для работы (другие слова: словосочетания, предложения).
В конце каждого занятия ребёнку предлагается оценить свою работу. Если он считает, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то закрашивает зелёный кружок светофора. Если были затруднения — жёлтый кружок. Если большую часть заданий выполнил плохо — красный.
Помните, что заниматься надо постоянно до тех пор, пока в письменных работах вашего ребёнка ошибки такого рода не исчезнут.
Данный раздел сайта включает в себя 30 занятий, посвященных закреплению тем, связанных с изучением частей речи и состава слова.
Часть занятий направлена на расширение словарного запаса и формирование связной речи ребёнка.
Дети, страдающие дисграфией, часто путают буквы «Р» и «Ь», «З» и «Э». Диктанты они пишут очень медленно, неровно, очень часто их почерк невозможно разобрать. Однако ошибки, которые дети допускают из-за незнания грамматики, не являются дисграфией.
Для того чтобы ребенок научился писать, он должен обладать средним интеллектом, воспринимать устную речь и запомнить написание букв.
При неодинаковом формировании полушарий головного мозга тоже может развиться дисграфия. Также это нарушение может быть обусловлено генетически.
Ребенку сложно разобраться с последовательностью и организацией всех деталей подробной информации в нужном порядке, что проявляется в проблемах с последовательностью букв на письме. Таким детям приходится либо сбрасывать скорость написания слов и писать правильно, либо писать быстро, не обращая внимания на грамотность и пунктуацию.
Некоторые дети страдают дисграфией, потому что испытывают затруднения в визуальной обработке информации, которую они записывают на страницу.
При дисграфии ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции. Дети пишут «корофа» вместо «корова», «дм» вместо «дым». Обычные орфографические ошибки наблюдаются только в слабой позиции («расток» вместо «росток»).
Ошибки при дисграфии сходны с ошибками физиологическими, но при дисграфии их больше, они повторяются и длительное время сохраняются.
Ошибки у детей могут возникать при педагогической запущенности, при нарушении внимания и контроля. При этом ошибки никак не связаны с нарушением формирования высших психических функций, что не приводит к возникновению дисграфии.
Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Не нужно забывать, что "дисграфик" очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.
Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы.
При дисграфии обязательно проводим работу по различению смешиваемых букв и звуков: отрабатываем различение звуков в парах, например [К]-[Г].
При артикуляторно-акустической дисграфии в первую очередь необходима постановка правильного звукопроизношения, затем надо научить ребенка различать правильно произносимый звук и тот звук, которым он его раньше заменял (научить дифференцировать).
При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза требуется работа по следующим направлениям: звуковой анализ и синтез; слоговой анализ и синтез; анализ и синтез на уровне предложений.
При аграмматической дисграфии особое внимание надо уделить чтению по слогам с орфографическим проговариванием, т.к. при написании ребенок опирается на внутреннее проговаривание.
При заучивании словарных слов надо нарисовать картинку, вписав в нее слово с буквами, которые надо запомнить, потому что они не проверяются, например, фонтан — ребенок рисует фонтан, выходящий из буквы О.
Обязательно использовать прием «орфографического чтения вслух» — когда мы читаем именно так, как пишется слово Что, а не што в разговорной речи, кОраБЛь, а не кАрабль , мОлОко, а не малако.
Все задания раздела подготовлены для Ваших учеников педагогами с большим опытом узко специализированной работы.
Все задания прошли успешную апробацию и рекомендованы к использованию.
Наша утиная школа помогает проверить задания.