Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Окружающий мир

Проверка учебных достижения

Мудрый гном

 

Александр Сергеевич Пушкин — гениаль­ный поэт, писатель, основоположник новой русской литературы и создатель русского литературного языка.

Родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. Отец, Сергей Львович, принадле­жал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, была внучкой Ибрагима Ганнибала — «ара­па Петра Великого».

Воспитанный французскими гувернёрами, из домашнего обучения Пушкин вынес толь­ко прекрасное знание французского языка и любовь к чтению. Ещё в детстве он по­знакомился с русской поэзией от Ломоно­сова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями просветителей XVIII века. Любовь к родному языку Саше привили бабушка, Мария Алексеевна Ган­нибал, превосходно говорившая и писав­шая по-русски, и няня Арина Родионовна. В доме Пушкиных часто проходили лите­ратурные вечера, где собирались видные писатели.

В 1811 году Александр Пушкин поступил в Царскосельский лицей — привилегиро­ванное учебное заведение для подготовки высших государственных чиновников. Здесь

Пушкин впервые почувствовал себя поэ­том: его талант был признан товарищами по Лицею, среди которых было немало по­этически одарённых людей.

В июне 1817 года Пушкин был опреде­лён на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдав­шись творчеству. Ещё до окончания Лицея, в 1817 году начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 года.

В мае 1820 года Пушкин был сослан на юг России — за то, что «наводнил Рос­сию возмутительными стихами». Он едет в Екатеринослав, где знакомится с семьёй Раевских, затем в Кишинёв и Одессу.

В Кишинёве поэт знакомится и общается с будущими декабристами, много работает. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт со своим начальником, чванливым и над­менным генерал-губернатором Воронцовым, и по его доносу был сослан осенью 1824 года в глухое псковское поместье мате­ри — село Михайловское.

В течение двух лет подневольного пре­бывания в Михайловском Пушкин близко познакомился с жизнью и искусством просто­го народа — народными песнями, сказками, которые очаровали его своей поэтичностью и оказали благотворное влияние на дальней­шее развитие его творчества.

В декабре 1925 года поэт узнаёт о вос­стании декабристов и аресте многих своих друзей. С глубоким волнением Пушкин ждёт вестей из столицы, в письмах просит друзей «не отвечать и не ручаться» за него, остав­ляя за собой свободу действий и убеждений.

В мае 1828 года Пушкин безуспешно просил у властей разрешения поехать на Кавказ или за границу. В сентябре 1830 года он уехал в своё имение Болдино, чтобы устроить дела. Эпидемия холеры вы­нудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта из­вестен как «Болдинская осень».

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжёлой обстановке всё обострявшихся отношений с царём. За поэтом следили, ухудшалось материальное положение его семьи (у Пушкина к тому времени было четверо детей — Мария, Наталья, Алек­сандр и Григорий), росли долги. И хотя в таких тяжёлых условиях творческая работа не могла быть очень плодотворной, именно в последние годы написаны «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», сказки.

В конце 1835 года Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник». Поэт на­деялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал всё для достижения этой цели. Художественный уровень «Современника» был необычайно высок: такого собрания блистательных та­лантов не знала ещё русская периодика (Жуковский, Баратынский, Вяземский, Да­выдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов).

Царь и его окружение ненавидели «певца свободы», поэтому расправились с поэтом рукой чужеземца Жоржа Дантеса. Чтобы за­щитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января 1837 года на Чёрной речке. Поэт был смер­тельно ранен и через два дня скончался.

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев