Развитие современной школы в Казахстане характеризуется её ориентацией на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности на всех этапах школьного образования. Переход массовой школы на базисный учебный план, создание каждым образовательным учреждением личностно-ориентированного содержания образования и внедрение различных технологий, их реализация в практике работы вновь делает актуальной проблему применения нетрадиционных методов в начальной школе.
Что же такое технология? В основе слова лежит слово «техника», в переводе с греческого означает «мастерство».
Технология - система методических приёмов.
В свете современных требований к школе, когда перед учителями стоит задача научить ребенка самостоятельно мыслить, познавать мир. Особое значение приобретает вопрос о формировании его познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием остается снижение психических и физических перегрузок школьников
Одним из средств реализации этих задач является игра.
Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, игровая деятельность превращается в учебную. Именно в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность ребёнка должна быть пронизана игровыми моментами.
Игра – это средство, снижающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Поэтому учение должно быть организовано как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, является игра.
В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка.
Игра – наиболее эффективная система воспитания умственной активности детей. Она вызывает у ребенка живой интерес к процессу познания и помогает усвоить любой учебный материал. Современная технология игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное знание в развитии ребёнка. Во многих случаях проверено и убедительно показано резкое возрастание у детей интереса к учебнымдействиям, если они включаютсяв игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для детей более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается. Все уроки хороши, кроме скучных. Скучно не бывает только в игре. Поэтому, при проведении уроков в начальной школе значительное место занимают нетрадиционные уроки. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При проведении открытых уроков данная формая вляется всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы; «мажорный» тон, субъект - субъективные отношения. Тем не менее, выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:
1. Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно частично.
2. Не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме.
3. Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены.
4. Всё содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные формы.
При разработке игр необходимо следить за тем, чтобы учебные задания предлагались именно как задания, но дети при выполнении их всё-таки играли.
Надо заметить, что игра является:
ценным средством воспитания активности детей;
активизирует психологические процессы;
вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
Что же игра открывает в детях?
Дети охотно преодолевают значительные трудности.
Тренируют свои силы.
Развивают способности и умения.
ИГРА:
помогает сделать любой учебный материал увлекательным;
вызывает у учеников глубокое удовлетворение;
создаёт радостное, рабочее настроение;
облегчает процесс усвоения знаний.
Ещё В.А. Сухомлинский, высоко оценивая процесс игры, писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития ребёнка. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающей действительности. Игра - есть искра, зажигающий огонёк пытливости и любознательности».
Система игр должна включать следующие виды:
по назначению:
обучающие (с помощью этих игр дети приобретают новые навыки и знания);
контролирующие (цель состоит в закреплении ранее полученных знаний, в контроле);
качественные» (важными являются игры на качество, так как они помогают решить основную задачу – пробудить мыслительную деятельность, заставить думать над задачей);
универсальные (к ним относятся игры, которые могут быть разнообразны по широкому кругу вопросов школьной программы, по любой теме, разделу).
по массовости:
групповые (всем детям свойственно чувство коллективизма, стремление участвовать с товарищами в совместной деятельности);
индивидуальные (детям характерно стремление к самостоятельности, самооценке, а значит, потребность к проверке своих индивидуальных возможностей);
одиночные (к ним относятся те правила, которые не дают возможности менять содержание игры), (большинство настольных игр).
по темпу:
«скоростные» (некоторые игры должны принимать форму состязаний, соревнований за личное первенство, первенство ряда, класса):
тихие (младший школьный возраст известен как возраст познания, а поэтому и число интеллектуальных игр вызывает большой интерес. Большинство из них относятся к тихим).
Такая классификация игр, проведенная по разным основаниям, не является строгой, так как каждую из игр, можно отнести к нескольким видам.
Игровой урок - это азарт, творчество, риск, полет фантазии, освобождение от комплексов, штампов, скованности; это поиск, «езда в незнаемое»; это познание окружающего мира, себя и других. Да и что еще может быть увлекательнее игры!
Требований к игровому уроку три:
1) помнить о том, что содержание урока рождает его форму, а не наоборот: нельзя в заранее подготовленную форму втиснуть любое содержание - форма может не выдержать, и урок разрушится;
2) для каждой игры необходимо создавать соответствующий антураж;
3) верить в истинность происходящего и «играть» на полном серьёзе.
Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать в общее дело.
Задача каждого учителя состоит в том, чтобы сформировать познавательную деятельность у всех учащихся. Каждый, кто берётся учить, должен уметь научить.
Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
Целенаправленные решения этих задач возможны только в том случае, когда учитель будет знать:
какова природа и происхождение познавательной деятельности;
из чего она состоит;
какие условия необходимо учитывать, чтобы гарантировать формирование намеченной познавательной деятельности у всех учащихся.
Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ученика вполне определённых познавательных средств. Человек не родится с готовым логическим мышлением, с готовыми знаниями о мире. Но он и не открывает заново ни логических законов мышления, ни известных обществу законов природы. Человек не родится с готовыми сформированными математическими или музыкальными способностями; он их может развивать только путём приобщения к миру математики, к миру музыки.
Так как же сформировать у ребёнка познавательную деятельность, как сделать, чтобы школа детей всегда привлекала, а не наоборот?
А это легко сделать через игровую деятельность. С помощью неё можно обеспечить мотивацию учебной деятельности, открыть личностный смысл в усвоении различных знаний и умений.
В этом Вам помогут педагогические игры, разделённые на группы:
- по области деятельности;
- по характеру педагогического процесса;
- по предметной;
- по игровой среде.
На обычном уроке учитель основное внимание обращает на обучающие цели урока, а реализации воспитательных задач остаётся мизерный процент всей учебной деятельности.
Поэтому, проведение уроков в игровой форме, необходимо для детей. Через игру у ребенка развивается творческое начало, как способность создавать своё, новое, оригинальное, лучшее, формируется наиболее активно, когда творческая деятельность из «внешнего предмета» творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением «Я».
Важно, чтобы в творческой деятельности учащийся «выплёскивал», (а это можно сделать через игру) своё состояние, субъективно «проживал» своё настроение, а не выполнял техническое задание учителя.