Работа над значением корневой морфемы
Упражнение 1. (На распознавание корневой системы омонимии - одинаково звучащих разных корней).
а) вода, водитель, водный, перевод, водить, водяной, водительский, переводной, водица, переводчик, переводить;
б) труд, трудиться, трудный, трудовой, затруднение, трудовик, трудность, трудящиеся, натрудиться, трудновато, наитруднейший (корни труд-, трудн-).
Задание:
Найдите в словах общую часть.
Определите, все ли слова родственные.
Сколько групп родственных слов вы выделили? Какие? Почему?
Напишите эти слова в несколько столбиков, помещая в каждый только родственные слова. Сколько столбиков получилось?
Упражнение 2. Это упражнение наглядно демонстрирует, как образуются родственные слова, и как определить в них общую часть.
Упражнение 3. (На распознавание корневой алломорфии – разного звукового и буквенного состава одного и того же корня).
а) замыкать, отмычка, замкнуть, отомкнуть, замок, замочный;
б) собирать, соберу, собрал, собрание, сбор, перебираю, сборщик, сбережение;
в) пить, пью, запивал, пейте, запейте, напиток;
г) петь, певец, поют, запевала, песня, распевка, пение, поющий, подпевать.
При выполнении этого упражнения учитель прибегает к звуковому анализу, вспоминает функции йотированных букв и буквы Ь – разделительный. Выделяется корень – -мык-, -мыч-, -мк-, -мок-, -моч-;
-бир-, -бер-, -бр-, -бор-; -пи-, -пй-, -пей-; -пе-, -пев-, -пой-.
Дети выполняют это упражнение под руководством учителя, с его помощью, спорят, а следовательно, думают, и не страшно, если они при этом допускают некоторые ошибки.
Работа над значением приставок
Упражнение 4. (На различение приставок, близких по звучанию).
Выделите приставки в словах:
а) оглядеть, отбежать, облететь, оборвать, обежать, отучить, откушать, освистать, отогнать, осмеять, описать;
б) посмотреть, подлить, послушать, подсмотреть, подмести, поливать, пробежать, поехать, подумать, побежать;
в) написать, надломить, насмешить, надписать, нарисовать, нарвать, налететь, надорвать, надумать.
Упражнение 5. (Образование слов с антонимичными приставками).
Подбери слова с приставками, противоположными по значению:
выехать – (въехать), взбежать – (сбежать), входить – (выходить), завязать – (развязать), уплыть – (приплыть), унести – (принести), замкнуть – (отомкнуть), запереть – (отпереть), разморозить – (заморозить).
Работа над упражнением сопровождается постоянным вопросом учителя: что значит (выехать, въехать и т.д.)? А если значение «внутрь», а если значение «вниз»? и т.п.
Упражнение 6. К словам с приставками подберите синонимы без приставок:
небольшой, некрасивый, безрадостный, беспредельный, бесстрашный, разгневанный, нездоровый, непродолжительный, непогожий, безжалостный.
Слова для справок:
маленький, страшный, грустный, огромный, храбрый, сердитый, больной, короткий, пасмурный, жестокий.
Упражнение 7. (На определение значения приставок).
Прочитайте стихотворение, найдите однокоренные слова с разными приставками и объясните их значение:
Заболел сегодня Слон,
Написал записку он,
Небольшой листок бумаги
Обписал со всех сторон:
Записал температуру,
Попросил прислать микстуру,
Подписал конверт с тревогой
И отправил в путь-дорогу,
Слон письмо отдал Кроту,
Чтоб отправили Коту.
Кот послал Слону пакет,
Отписал ему ответ,
Что лекарство посылает
И еще большой привет.
Подписал, устал немножко,
Посмотрел потом в окошко,
Описал еще погоду,
Прописал бочонок меду,
Дописал привет друзей,
Подписался
Кот Матвей.
При выполнении упражнения учащиеся объясняют, как изменилось значение слова писал с изменением приставки (написал – закончил писать; обписал – писал со всех сторон, не оставил свободного места; записал – написал о чём-то, оставил заметку, зафиксировал письменно; подписал – написал адрес и имя получателя; отписал – написал в ответ; пописал – писал какое-то время; описал – написал о признаках погоды, перечислил признаки; прописал – написал рецепт, выписал лекарство; дописал – прибавил что-либо к написанному, написал дополнительно; подписался – поставил свою подпись, написал своё имя).
Параллельно с семантическим анализом приставок ведется работа по повторению их правописания, вспоминается правило, данное ранее.
Приставки – об-, от-, под-, о-, по-, про-, до- пиши через О;
Над-, на-, за- - пиши через А.
Упражнение 8. (На дифференциацию значения слов одеть и надеть).
Работа над значением приставок продолжается с использованием упражнений учебника, в которых предлагается дифференцировать значение и условия употребления слов одеть и надеть.
Подводится итог: надеть (что?) пальто, шапку, ботинки, платье;
надеть (на кого?) на брата, на сына; (на что?) на руку, на палку;
одеть (кого?) брата, сына, внука, дочку.
Закрепляются полученные знания с помощью стихотворений:
Мама песню напевала,
Одевала дочку…
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела.
Е.Благинина
Взяли ребята лопаты и санки,
Шубы надели и шапки-ушанки.
А.Барто
«Одеть», «надеть»… Два эти слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет:
Оделся в шубу старый дед.
«Одеть», «надеть»… Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть.
Выходит так, что он одет,
А шуба, стало быть, надета.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
Н.Матвеева
Работа над значением морфем с применением элементов семного анализа (по П.Я. Гальперину)
Упражнение 9. (На усвоение семного анализа).
- Ребята, я сказала «хоккей». Что я сказала? (Слово).
- Что вы представили себе, когда услышали это слово? (Игра, вид спорта, командный, с шайбой, с мячом, на льду, на траве).
- Теперь я сказала «хоккеист». Что я сказала? (Дети выделяют следующие компоненты (семы) значения этого слова: игрок, спортсмен, клюшка, шайба, мяч, лёд, вратарь, гол, стадион, поле, болельщик, площадка, удар, пас, штрафной, судья, скамейка, штрафник, передача, команда, тренер, нападать, защищаться, правила, нарушения, смелость, смекалка, внимание, дружба – на уроке детьми было названо около 50 таких компонентов, касающихся не только центра, но и периферии понятия).
- Чем я это выразила? ( Всем словом и суффиксом –ист).
- Теперь я сказала «хоккеисты». Что я сказала? (Что их много, целая команда, на поле пять человек).
- А чем я это выразила? (Окончанием –Ы).
На основании проведённой работы дети составили устный рассказ «Хоккеисты» или «Хоккейный матч» по желанию.
Упражнение 10. Рассудите, что изменилось в значении слова. Как (чем) выражено это изменение?
а) книга – книги, учитель – учителя, стол – столы, столб – столбы, берег – берега;
б) книга – книжный – книжкин – книжечка – книголюб;
в) учить – научить – разучить – выучить – доучить – переучить – проучить – заучить.
Упражнение 11. Образуйте, пользуясь таблицей, слова, называющие человека по роду его занятий:
________________________________________________________________
строит
водит (машину)
танцует -тель
Как называется тот, кто косит -ор
пашет -ар
носит -щик
учит
читает
________________________________________________________________
шьёт одежду
водит тепловоз
рисует, пишет картины
Как называется тот, кто едет в транспорте
красит стены
варит (готовит пищу)
работает на заводе или на фабрике.
________________________________________________________________
Слова для справок:
портной, маляр, машинист, повар, художник, рабочий, пассажир.
Упражнение 12. Образуйте слова, пользуясь таблицей:
________________________________________________________________
тракторе
бульдозере
Как называется тот, кто работает на комбайне -ист
экскаваторе -ер
кране -(ов) -щик.
Слова для самопроверки:
тракторист, бульдозерист, комбайнёр, экскаваторщик, крановщик. (Слова помещаются на обратной стороне таблицы).
Упражнение 13. Как вы думаете, как и от каких слов образованы слова:
косьба, резьба, молотьба, ходьба, просьба, мольба, пальба.
Объясните как проверить их правописание, подберите проверочные слова.
Упражнение 14. Ознакомьтесь с таблицей, составьте имена прилагательные с предложенными суффиксами, полученные словосочетания существительных с прилагательными запишите:
________________________________________________________________
картофель жарят
автомобиль парят
яблоки который грузят
цыпленок которую сушат -ен
Как называется фрукты которого варят -ен
репа которые морозят
мясо квасят
рыба мочат
капуста красят
тушат
__________________________________________________________________
При самостоятельном выполнении этого упражнения учащимся могут быть предложены в конце работы слова для самопроверки: жареный, пареный, гружёный, сушёный, варёный, мороженый, квашеный, мочёный, крашеный, тушёный.
Упражнение 15. Составьте возможные слова, используя таблицу
В процессе работы по этой таблице дети предложили игру-соревнование «Кто больше слов составит» и дополнили состав приставок следующими: пере-, из-, про-.
Назначение всех перечисленных упражнений – заставить детей думать, размышлять, сравнивать, спорить, присмотреться к слову, активно воспринять его состав. Такие упражнения приучают учащихся чувствовать себя хозяевами языка, творчески интерпретировать и использовать такие его единицы, как морфемы.
Упражнения по словообразованию с большим интересом воспринимаются учащимися, повышают их активность. В основном упражнения, предложенные в данной статье, не вызывают особых трудностей даже у средних учащихся, поскольку у детей ещё не прошёл интерес к составлению новых слов. Все упражнения были проведены на уроках русского языка в 3 классе, когда дети уже знакомы с составом слова, у них сформированы основные понятия морфемики, поэтому они с интересом и без труда выполняют операции словообразовательного характера. Следует отметить, что после таких упражнений прочнее становится и орфографический навык, дети более грамотно и сознательно комментируют основные орфограммы.