Цель: обобщить знания учащихся о живых телах природы, о роли животных в природе.
Оборудование: рисунки с изображением различных животных, схемы цепей питания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Вводная беседа.
– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Животный мир
Земли».
– О чем вы узнаете в этом разделе?
– На какие вопросы вы ответите?
– Что называют телом природы?
– Какие тела природы вы знаете?
– Почему растения относят к живым телам природы?
– Рассмотрите рисунки. Расскажите по ним о роли животных в природе.
2. Чтение и анализ текста.
– Какую роль играют птицы в природе?
– Как вы понимаете высказывание о том, что животные помогают растениям «переезжать» на другое место жительства?
– Какую пользу приносят природе насекомые?
3. Игра «Узнай животного по описанию».
Ведущий описывает какое-либо животное, не называя его, а играющие угадывают, кто это. Если описание составлено удачно и животное узнано, то ведущий получает поощрение, если нет – штрафное очко.
Игру начинает учитель.
1) Эти птицы великолепно приспособлены к жизни среди болот и водоемов. Они умеют проворно лазать в тростнике и отлично плавают. Голос у них очень неприятный, а у некоторых напоминает ужасной силы рев. Питаются эти птицы в основном рыбой, но когда ее нет, с удовольствием едят лягушек, мелких птиц, червей и раков. Гнезда строят эти птицы в камышах или на больших деревьях. Что это за птица? (Цапля.)
Показ рисунка.
– Какую роль играют цапли в природе?
2) Живут эти животные на опушках, в перелесках, заросших кустарником оврагах. Единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Если это животное чувствует приближение какого-либо зверя, он не убегает потому, что у него иной способ защиты: почуяв опасность, он сворачивается в клубок и выставляет свои острые твердые иглы. (Еж.)
3) Это животное – самая большая и грозная из крупных кошек. В зоопарке или цирке это животное кажется очень ярким зверем. Но на воле оранжевая с черными полосами шкура очень хорошо его маскирует. (Тигр.)
Игру продолжают ученики.
4. Беседа «Может ли природа существовать без животных».
– Как вы думаете, может ли природа существовать без животных? Почему?
– А разве нельзя было обойтись природе без насекомых?
– Как дождевой червь улучшает почву?
– Какую пользу приносят пчелы, шмели, бабочки?
– Вы убедились, что животные – это часть природы. Жизнь всех обитателей природы – растений, грибов и животных – тесно взаимосвязана. Ведь растения служат кормом для многих животных, а животные распространяют плоды и семена растений.
5. Игра «Кто быстрее составит цепь питания».
На столах лежат рисунки с изображением животных, растений, грибов. Детям предлагается на скорость составить цепи питания и объяснить место каждого животного и растения в цепях питания.
6. Выполнение задания в рабочей тетради № 1.
– Как взаимосвязаны растения и животные?
III. Итог урока.
– Какую роль играют животные в природе?
Домашнее задание: прочитать текст учебника, подготовить сообщение «Мое любимое животное».