Русский язык

Окружающий мир

 

Цель: обобщить знания учащихся о живых телах природы, о роли животных в природе.

Оборудование: рисунки с изображением различных животных, схемы цепей питания.

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Вводная беседа.

– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Животный мир
Земли».

– О чем вы узнаете в этом разделе?

– На какие вопросы вы ответите?

– Что называют телом природы?

– Какие тела природы вы знаете?

– Почему растения относят к живым телам природы?

– Рассмотрите рисунки. Расскажите по ним о роли животных в природе.

2. Чтение и анализ текста.

– Какую роль играют птицы в природе?

– Как вы понимаете высказывание о том, что животные помогают растениям «переезжать» на другое место жительства?

– Какую пользу приносят природе насекомые?

3. Игра «Узнай животного по описанию».

Ведущий описывает какое-либо животное, не называя его, а играющие угадывают, кто это. Если описание составлено удачно и животное узнано, то ведущий получает поощрение, если нет – штрафное очко.

Игру начинает учитель.

1) Эти птицы великолепно приспособлены к жизни среди болот и водоемов. Они умеют проворно лазать в тростнике и отлично плавают. Голос у них очень неприятный, а у некоторых напоминает ужасной силы рев. Питаются эти птицы в основном рыбой, но когда ее нет, с удовольствием едят лягушек, мелких птиц, червей и раков. Гнезда строят эти птицы в камышах или на больших деревьях. Что это за птица? (Цапля.)

Показ рисунка.

– Какую роль играют цапли в природе?

2) Живут эти животные на опушках, в перелесках, заросших кустарником оврагах. Единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Если это животное чувствует приближение какого-либо зверя, он не убегает потому, что у него иной способ защиты: почуяв опасность, он сворачивается в клубок и выставляет свои острые твердые иглы. (Еж.)

3) Это животное – самая большая и грозная из крупных кошек. В зоопарке или цирке это животное кажется очень ярким зверем. Но на воле оранжевая с черными полосами шкура очень хорошо его маскирует. (Тигр.)

Игру продолжают ученики.

4. Беседа «Может ли природа существовать без животных».

– Как вы думаете, может ли природа существовать без животных? Почему?

– А разве нельзя было обойтись природе без насекомых?

– Как дождевой червь улучшает почву?

– Какую пользу приносят пчелы, шмели, бабочки?

– Вы убедились, что животные – это часть природы. Жизнь всех обитателей природы – растений, грибов и животных – тесно взаимосвязана. Ведь растения служат кормом для многих животных, а животные распространяют плоды и семена растений.

5. Игра «Кто быстрее составит цепь питания».

На столах лежат рисунки с изображением животных, растений, грибов. Детям предлагается на скорость составить цепи питания и объяснить место каждого животного и растения в цепях питания.

6. Выполнение задания в рабочей тетради № 1.

– Как взаимосвязаны растения и животные?

III. Итог урока.

– Какую роль играют животные в природе?

Домашнее задание: прочитать текст учебника, подготовить сообщение «Мое любимое животное».

 

Проверка учебных достижения