Русский язык

Окружающий мир

 

Цель: познакомить учащихся с продолжительностью жизни растений, с понятиями однолетние, двулетние и многолетние растения.

Оборудование: таблички с названиями растений и с надписями способов размножения растений, рисунки с изображением способов размножения растений.

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

1. Фронтальный опрос:

– Что такое вегетативный способ размножения?

– Какие части растений используют для размножения?

– Какую роль играет размножение в жизни растений?

– Как плоды и семена попадают на новые территории?

2. Игра «Найди пару».

На доске: рисунки с изображением растений малины, клубники, картофеля, тюльпана, пырея; таблички с надписями способов размножения.

Задание. Подобрать каждому растению способ размножения.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Выставка растений. Знакомство с однолетними, двулетними и многолетними растениями.

– Ребята, как вы думаете, сколько лет живут растения?

– Чтобы узнать о продолжительности жизни растений, я приглашаю вас на выставку растений. Обратите внимание, все растения разделены на три группы. По какому признаку они объединены?

К доске прикреплены таблички с названиями растений, распределенных в три группы, верхние таблички к каждому столбику с названиями однолетние, двулетние, многолетние сначала закрыты.



мак

ноготки

(календула)

огурец

томат

цветущие бобы

кабачок

тыква

астра

лук

чеснок

репа

свекла

морковь

малина

петрушка

гвоздика

тюльпан

лишайники

ландыш

брусника

земляника

пион

черника

каштаны

лиственница



Учащиеся высказывают свои предположения.

– Растения разделены на группы по продолжительности жизни.

– Как вы думаете, сколько лет живут растения первой группы? (Учитель открывает табличку с названием первой группы – однолетние).

– Посмотрите на растения третьей группы: каштаны могут жить до 1000 лет, лиственница – до 500 лет, кустики брусники живут до 100 лет, лишайники – до 80 лет. Как называется эта группа растений? (Учитель открывает табличку с названием группы – многолетние.)

– Вторую группу растений называют двулетние.

– Все растения по продолжительности жизни делятся на однолетние, которые живут до одного года, двулетние, живущие 2 года, и многолетние, живущие много лет.

2. Чтение текста; рассматривание и анализ рисунка из учебника.

3. Работа с рубрикой«Этот удивительный мир».

– В Америке, в штате Невада, нашли дерево (американская сосна долговечная), которому приблизительно 4900 лет, оказалось, что она старше египетской пирамиды Хеопса.

– А вы знаете, как определить возраст дерева?

– На срезе дерева видны последовательно расположенные кольца, количество колец соответствует возрасту дерева.

4. Игра «Магазин растений».

Описание. «Покупатель», называя растение, которое хочет купить, должен обязательно указать, какое оно – однолетнее, двулетнее или многолетнее.

IV. Итог урока.

– На какие группы по продолжительности жизни делятся растения?

Домашнее задание: выполнить задание в рабочей тетради № 1; подготовить рассказ о растениях, которые внесены в Красную книгу.

 

Проверка учебных достижения