Русский язык

Окружающий мир

Цель: познакомить учащихся с историей древних городов Москвы и Великого Новгорода.

Оборудование: иллюстрации, открытки и фотографии с изображением древних городов, карта «Древние русские города».



Ход урока


I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

– Я приглашаю вас в путешествие по старинным русским городам. Каждая эпоха оставила свои следы и приметы в древних городах, соединили они и древность, и современность. Многое видели и пережили эти города. А сколько увлекательных историй могли рассказать улицы и площади этих городов – свидетелей увлекательных событий!

Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами, в которых возникала неповторимая культура. Иностранные путешественники, бывавшие в Древней Руси, восхищались богатством и красотой ее городов. Когда они возвращались к себе на родину, то рассказывали о крепких городских стенах, храмах с золотыми куполами, княжеских теремах, искусных мастерах.

2. Чтение и анализ текста «Господин Великий Новгород».

– О первом русском городе Великом Новгороде прочитаем в учебнике.

– Найдите на карте Великий Новгород.

– Почему Новгород называли «Господин Великий Новгород»?

– Я приглашаю вас на экскурсию по Новгороду.

Показ фотографий, открыток.

– Символом Новгорода, главным храмом, построенным в середине XI века, является Софийский собор. «Где святая София, там и Новгород», – говорили в те времена новгородцы.

Еще одна достопримечательность и большое удобство для горожан – бревенчатые мостовые Новгорода. Первые такие мостовые появились здесь в XI веке.

Напротив Новгородского кремля располагалась главная торговая площадь города. Кругом нее теснились каменные амбары, в которых хранились зерно, мука и разные товары. Везли их отовсюду. Пристани реки Волхов были густо уставлены кораблями и лодками, на которых приплывали гости из разных стран и городов. Судов было так много, и стояли они так тесно прижавшись друг к другу, что случись пожар, огонь перекидывался по ним с одного берега на другой.

3. Рубрика «Жил на свете человек…».

– Следующий город, который мы «посетим», – Москва. Москва стоит на семи холмах на берегу Москвы-реки. Ее история уходит далеко в глубь веков. Прошла не одна сотня веков, прежде чем маленькое поселение превратилось в самый большой и красивый город России, чудесную град-столицу.

– Кого считают основателем Москвы?

– Вспомните, при каких князьях Древней Руси строилась и перестраивалась Москва.

4. Сообщения учащихся о современной Москве.

– Знаете ли вы, что в современной Москве более 4 тысяч улиц, свыше 2 тысяч школ, 66 музеев, 9 железнодорожных вокзалов, 4 аэропорта, 3 речных порта? В Москве живет около 9 миллионов человек.

5. Чтение текста в рубрике «Этот удивительный мир…».

– Назовите главные события, связанные с Московским Кремлем.

6. Просмотр рубрики «Картинная галерея».

– Какие чувства владели художником, когда он писал свое произведение?

III. Итог урока.

– Что нового узнали о Новгороде и Москве?

Домашнее задание: подготовить сообщение об одной из башен Кремля.

 

 

Проверка учебных достижения