Русский язык

Окружающий мир

 

Цели: познакомить учащихся с разнообразием растений на Земле; дать представление о возможности их существования в разной природной среде: в горах, воде, лесах, на лугу и др.

Оборудование: гербарии, иллюстрации с изображением растений, с телами живой и неживой природы.

 


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Вводная беседа.

Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Растительный мир Земли». Как вы думаете, о чем вы узнаете в этом разделе?

– На какие вопросы вы ответите?

– Посмотрите на картинки, размещенные на доске.

– Назовите среди них картинки, изображающие тела живой и неживой природы.

– Выберите из списка только тела живой природы:

Камень, тюльпан, гриб, скала, дерево, солнце, небо, мох, ива, тополь, планета, человек, оса.

– Какие царства природы вы знаете?

– Сегодня на уроке и на последующих уроках мы будем изучать царство растений.

– Как вы думаете, что такое растение? (Ответы учащихся.)

2. Разнообразие растений на Земле. Работа с гербарием.

Учитель. Действительно, так и хочется ответить на этот вопрос: растение – это то, что растет. Это, конечно, не научный ответ, но одну из важнейших черт всех растений вы угадали правильно. Растение постоянно увеличивает массу своего тела. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и корней, делятся постоянно, они работают в течение всей жизни растения.

– А вы знаете, когда на Земле появились растения?

Первые простейшие водоросли появились около 2 миллиардов лет назад. Около 400 миллионов лет назад возникли более сложные растения, напоминавшие современные папоротники. Сосны и другие хвойные деревья появились 300 миллионов лет назад. А вот первые цветущие растения украшали Землю 150 миллионов лет назад.

Природный растительный покров на Земле очень разнообразен. Растения можно увидеть повсюду. Даже на Крайнем Севере, в суровых условиях, мы находим приземистый ковер растений с господством мхов и лишайников.

– Рассмотрите гербарии, найдите мхи и лишайники. Какие особенности имеют растения севера?

– Вы уже знаете, что южнее арктической зоны находится тундра. Здесь растительность разнообразнее, чем на севере. С чем это связано, как вы думаете?

Так как большую часть тундры занимают болота и озера, эта зона богата ягодами: брусникой, голубикой, клюквой, морошкой. Растут в тундре деревья и кустарники. Только здесь они низкорослые – это карликовая береза и карликовая ива. Эти растения с коротким стеблем и мелкими листочками. Почему они имеют такое строение? Чем это можно объяснить?

Вопросы и задания:

– Какие растения леса вы знаете?

– Почему в зоне лесов могут расти деревья?

– Найдите в гербарии растения леса, составьте их устное описание по плану:

1) Название растения.

2) Дерево, кустарник, травянистое.

3) Особенности стебля.

4) Особенности листьев.

3. Устное описание рисунков.

– Рассмотрите рисунки, прочитайте текст.

– Мы видим разнообразный растительный мир в разной природной среде: в горах, в лесу, на лугу, в воде и т. д. Растения приспосабливаются к различным природным условиям, и поэтому их внешний облик, состав зависят от климата, в котором они растут.

4. Чтение и анализ текста.

Вопросы к тексту «Растения – живые существа»:

– Как называют живые тела природы?

– Почему растения относятся к живым существам?

– Назовите признаки организма.

Вопросы к тексту «Растения встречаются повсюду»:

– Что такое флора?

– Сколько видов растений обитает на Земле?

5. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.

6. Работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир».

III. Итог урока.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание: подготовить доклад о лекарственных растениях.

 

Проверка учебных достижения