Цели: познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания и правил поведения в природе.
Оборудование: карта России.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
– Перед людьми встала проблема – защита природы и человека. Эта проблема возникла не сегодня и не сейчас. Оказывается, еще в Древней Руси люди задумались о том, что природу надо беречь. Так что проблема не нова. Сегодня на уроке мы узнаем о том, каким образом люди стараются решить эту проблему.
– Как вы понимаете, что такое заповедник?
Посмотрим значение этого слова в словаре С. И. Ожегова.
Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.
В нашей стране более 30 заповедников. Это Кандалакшский, Кавказский, Воронежский, Беловежская Пуща, Баргузинский, заповедник Аскания-Нова, Приокско-Террасный, Центрально-Черноземный и другие.
– Как вы думаете, для чего люди создают заповедники?
11 января отмечается День заповедников.
В нашей стране созданы заповедники во всех природных зонах. В них ведутся научные работы, а вся промышленность запрещена, доступ туристов ограничен.
1. Работа по карте.
Учитель показывает по карте заповедники.
2. Ученики рассказывают о заповедниках, подготовив сооб-щения.
– К. Паустовский сказал: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования».
– Как вы понимаете это высказывание?
– Зачем люди создают парки?
– Какую пользу они приносят людям?
– Назовите, какие вы знаете парки в своем районе, городе?
– А что мы можем сделать для того, чтобы уберечь природу?
Выслушиваются мнения детей.
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
– Почему мальчик не понравился белке?
– Какие правила поведения в лесу нарушил мальчик?
3. Работа по учебнику.
– Составьте памятку «Правила поведения на природе».
III. Итог уроков.
– О чем заставил задуматься наш сегодняшний урок?
Домашнее задание: придумать и нарисовать запрещающие знаки в природе.