Цель: формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае, учить распознавать их.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; работать со схемами.
Оборудование: таблицы со словами: растения, деревья, кустарники, травы; картинки с изображением растений, фотографии, презентация к уроку: «Разнообразие растений».
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний
-К нам на урок пришла гостья. Кто это? (Маша, из м/ф «Маша и медведь»)
-Куда она всегда направляется? (В лес, к медведю)
-Сегодня мы пойдем вместе. По дороге нам встретился ручей. Посмотрите, какая Маша грустная. Чтобы переправиться через него нужно ответить на вопросы. Поможем ей?
Проверка Д/з. (фронтальная работа)
-Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?
-Почему загрязняется вода?
-Какие три состояния воды вы знаете?
-Молодцы, вы справились с заданием. Мы переправились через ручей.
III.Самоопределение к деятельности.
-Идёт Маша по дорожке, ей встречаются разные предметы. Посмотрите, какие? (Камень, ромашка, подорожник, вода, клевер, сирень, гранит, берёза, малина, ель, воздух, шиповник, солнце, яблоня)
-Скажите, какие предметы не относятся к живой природе? (Называют, убираю).
-Всё, что осталось относится к живой природе. Как ещё можно сказать, что это перед вами? (Растения) (На доске появляется табличка «Растения»).
-Как вы думаете, о чем на уроке будем говорить? Какая тема урока? (Растения)
-Маша тоже хочет узнать побольше о растениях, а вы что-нибудь знаете о растениях? (Ответы детей)
-Что бы вы хотели о них узнать? Прочитайте, на какие вопросы мы сегодня должны ответить?
Вопросы: -На какие группы делятся растения?
-Особенности каждой группы.
-Какие растения относятся к каждой группе.
IV.Работа по теме урока.
1.Работа по презентации.
-Вернёмся к растениям. Мы убрали неживую природу, у нас остались только растения. Посмотрите, внимательно, они все похожи между собой?
Образовываем группы (Деревья, кустарники, травы)
-Какие растения между собой схожи? Какие отличаются? (Деревья)
-Назовите их. Почему вы решили, что это деревья? Что вы о них знаете?
- У нас образовалась первая группа. (На доске: табличка со словом «Деревья»).
-Какие ещё растения видите? Что вы о них знаете? (В процессе работы на доске появляются таблички:«Деревья», «Кустарники», «Травы»)
2.Работа по учебнику.
Прочитайте текст на стр. 56. Рассмотрите схемы.
У деревьев есть….
У кустарников есть…
У трав есть…..
-Все ли деревья одинаковые? ( показать ель и берёзу)
-Чем отличаются? (Хвойные, лиственные).
-Кустарники также могут быть хвойными и лиственными. (Показать можевельник, малину)
-Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю?
3. Работа по презентации.
Знакомство с ярусами.
1 ярус – деревья
2 ярус – кустарники.
3 ярус – травы.
-Дошла маша до своего друга медведя, радуется, пританцовывает. Давайте и мы с вами разомнёмся.
V.Физминутка.
VI.Продолжение работы по теме урока.
1.Работа в парах
-Пока Маша рассказывает медведю всё, что она узнала, мы с вами поработаем. Как веселей работать парой или в одиночку?
(У каждого на столе фотографии, картинки с растениями).
Задание: Нужно узнать растение, определить к какому виду относятся растения. Распределить по ярусам, прикрепив на доску.) Проверка коллективная.
2.Работа по учебнику.
- Прочитайте на стр. 58 «Красота растений».
-Беседа о значении и охране растений.
3.Выполнение задания в рабочей тетради.
№3 стр.19 Самостоятельная работа. Коллективная проверка.
VII.Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника стр. 59)
VIII.Подведение итогов.
-Какую тему мы сегодня изучали?
-Что нового узнали?
-Что показалось самым интересным?
-Что ещё хотели бы узнать о растениях?
Домашнее задание.
1.Рабочая тетрадь: №5 стр. 20
2.Подготовить рассказ о любом растении.