Цель: Формировать знания о дикорастущих и культурных растениях: умения сравнивать дикорастущие и культурные растения по различным критериям, понимать роль дикорастущих и культурных растений и их роль в жизни человека, различать культурные растения по назначению, приводить примеры культурных и дикорастущих растений.
Планируемые результаты:
Личностные – формирование мотивации к познанию окружающего мира, умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (личностная рефлексия).
Метапредметные:
Регулятивные: 1.Формирование умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя.
2. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.
3. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей(познавательная рефлексия).
4. Работать по заданному учителем плану.
Коммуникативные:
Формирование умения оформлять свою мысль в устной форме.
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные:
Формирование умения перерабатывать полученную информацию.
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Предметные: 1. Формирование умения различать культурные и дикорастущие растения.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа).
Наглядные (иллюстрационный).
Практические (практическая работа – выполнение схем, работа с картинками).
Средства обучения:
Плоскостные: картинки на слайдах, листы исследования, заготовки в конвертах: вырезки с названиями групп растений.
Вербальные: текст учебника.
Оборудование:
- Интерактивная доска, компьютер, презентация;
- Раздаточный информационный материал, клей.
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока |
Ход урока |
Ι. Актуализация знаний, мотивирующие установки.
|
- Ребята, здравствуйте, меня зовут Ксения Игоревна. Сегодня у нас с вами будет урок окружающего мира.
- Что обычно делают на уроках окружающего мира? (Ответы детей) - Но сегодня, кроме обычной работы, мы еще попробуем быть исследователями. Для этого мы объединимся в пары. - Для начала нам нужно вспомнить правила работы в парах. (На слайде) Вспоминают и проговаривают правила работы в паре. 1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, поворачиваемся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук.
- Желаю вам удачной работы.
- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Догадались? Конечно, о чём мы поговорим с вами сегодня? (О растениях) – Слово «Растения» на доске, на слайде картинки растений.
- Посмотрите на правую сторону слайда. Какие группы растений вы видите? (Учитель крепит на доску ответы детей) - Посмотрите на левую сторону слайда. Какие группы растений вы видите? (Учитель крепит на доску ответы детей) |
II. Формулирование проблемы. |
- А сейчас закройте глаза. (Учитель переключает слайд) - Что изменилось? - Как вы думаете, по какому признаку сформировались группы? - Что мы будем сегодня исследовать на уроке? (По какому признаку поделились растения) |
III. Открытие новых знаний |
- Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. - Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? НА СЛАЙДЕ (Похожи тем, что и яблоня, и ель деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья. Отличаются тем, что ель растет в лесу, а яблоня - в саду. За яблоней ухаживает человек, а за елью нет. Яблоню человек сажает, а ель растёт сама). - Вот, правильно. Яблоня растёт в саду, а ель растёт в лесу. - Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке?(О растениях, которые растут сами по себе, и о тех, которые выращивает человек) - А как называются растения, которые растут сами по себе? (Дикорастущие)В науке используется термин «Дикорастущие» - Ребят, а как называются растения, которые растут под присмотром людей? (Культурные) В науке используется термин «Культурные»
- Как будет звучать тема нашего урока?(ДИКОРАСТУЩИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ растения)
- А теперь берём наши листы для записи результатов исследования, найдите там схему №1. Мы ее сейчас заполним. Работаем в парах. Договоритесь: кто какой работой занимается. Сколько групп растений мы сейчас выделили? (2), значит от слова растений мы рисуем 2 стрелки в разные стороны. Берем конверт №1, клеящий карандаш и клеем названия группы растений на схему №1 в листе. Первую группу мы какую выделили? (Дикорастущие растения). Значит начинаем клеить с нее.
- Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какую цель поставим перед собой?(Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их роль в жизни человека, различать культурные растения по назначению, приводить примеры). |
IV. Развитие умений. |
- Итак, первая цель – научиться сравнивать культурные и дикие растения. - Посмотрите, у каждой пары лист своего цвета, теперь смотрим на слайд. Те ребята, у которых желтые листы, сравнивают растения на желтом фоне, у кого зеленые листы – на зеленом фоне, у кого розовые листы – на розовом фоне. Как только пара закончила сравнивать растения – поднимает руки. Приступили.
- Итак, начинаем сравнивать растения на желтом фоне () - Хорошо, начинаем сравнивать растения на зелёном фоне () - Начинаем сравнивать растения на розовом фоне ()
- Сравнивать культурные и дикорастущие растения мы научились. Теперь чтонам предстоит сделать? (Узнать, какую роль культурные и дикорастущие растения играют в жизни человека). А это вы узнаете из текста учебника. Откройте учебник на стр. 87, читает ...
- 1 абзац (Когда люди стали выращивать растения?) - 2 абзац (Как дикорастущие растения оказались возле жилища людей) - 3 абзац (Что делали люди, чтобы получить хороший урожай?) - 4 абзац (Что случилось с дикорастущими растениями?) - 5 абзац (Какие отрасли включает растениеводство?)
- Так как люди научились выращивать растения? (Стали сеять семена дикорастущих растений) - На этой же странице учебника есть вопрос 3. Прочитайте его. Кто ответит? (Люди ухаживали за растениями, удобряли, защищали от природных явлений)
- Как называется отрасль, которая занимается выращиванием растений? (Растениеводство) - Найдите в тексте, какие отрасли включает в себя современное растениеводство. (Схема – «Растениеводство») (Полеводство – выращивание растений поля, цветоводство – выращивание цветов, плодоводство – выращивание плодовых растений, овощеводство – выращивание овощей). Возьмите листы, найдите схему №2. Сколько отраслей у растениеводства? (4) Значит сколько стрелок будет в схеме? (4) Нарисуйте их. Возьмите конверт №2, приклейте отрасли растениеводства на схему № 2. Учитель крепит отрасли на доску, а ученики на листы. - Итак, мы поняли роль растений в жизни человека.
- Теперь нам что нужно узнать? (Различать культурные растения по назначению) - Смотрим на слайд. Как одним словом назвать эти растения? (Зерновые) Для чего человек использует этот вид растений? (Для приготовления пищи) - Смотрим на слайд. Как одним словом назвать эти растения? (Плодовые) Для чего человек использует этот вид растений? (В пищу) - Смотрим на слайд. Как одним словом назвать эти растения? (Овощные) Для чего человек использует этот вид растений? (Для приготовления пищи) - Смотрим на слайд. Как одним словом назвать эти растения? (Декоративные) Для чего человек использует этот вид растений? (Для красоты) - Смотрим на слайд. Что здесь изображено? Для чего человек использует этот вид растений? (Для создания одежды)Как одним словом назвать эти растения? (Прядильные)
- Сколько мы перечислили видов культурных растений по назначению? (5) - Найдите в схеме № 1 культурные растения. - Сколько будет стрелок от культурных растений? (5) - Чертим стрелки. Берем конверт №3 и приклеиваем виды культурных растений по назначению. - Теперь мы умеем различать растения по назначению.
- И последнее наше задание. Что мы должны сделать? (Научиться приводить примеры) - Назовите примеры культурных растений. - Назовите примеры дикорастущих растений.
- Мы научились приводить примеры культурных и дикорастущих растений. |
V. Итог урока. |
- Какие задачи перед нами стояли сегодня в нашем исследовании? (Узнать, что такое культурные и дикорастущие растения) - Что это такое? - Сейчас возьмите ваши листы. Внизу есть таблица, там написаны наши цели. Прочитайте их. Поставьте галочки возле тех целей, которые мы выполнили. - Ниже у вас есть 3 смайлика. Вам нужно обвести тот смайлик, который показывает: понравился вам урок или нет. |
VI. Домашнее задание. |
с.87-88, ответить на вопросы Задание на выбор: 1) нарисовать фантастическое культурное растение и рассказать, как его можно использовать; 2) найти информацию о любом культурном растении и его дикорастущем предке
|