Основное меню

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Методическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Обучение грамоте

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Литературное чтение

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Окружающий мир

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Цели:

Формировать понятие «природное сообщество», познакомить с разнообразием сообществ, с их сходными и отличительными чертами;

Развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;

Воспитывать интерес к предмету, умение работать в коллективе.

 

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, рисунки животных, таблицы с названиями членов природных сообществ, конверты с названиями природных сообществ, задания для групп, учебник  « Окружающий мир».

 

Ход урока

 

1. Орг. момент

Цель: подготовка и мотивация детей к работе на уроке, определение целей и задач урока

 

-«Доброе утро!» - птицы запели.

Умные дети за парты все сели.

Мы все за наукой сегодня пойдём,

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

И чтобы нам легче было идти,

Лучики   знаний нам будут светить.

- Какую большую тему мы изучали  на предыдущих уроках?(природные сообщества)

- Сегодня тема нашего урока обобщить знания о природных сообществах. А о каких , мы сейчас узнаем.

( слайд- природные сообщества)

Ученик 1. Даша.

 ( слайд - лес)

– Что такое лес? – размышлял я. – Конечно, деревья.
Нарисовал берёзу, ель, сосну. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются.
– Всё, лес нарисовал.
– А как вы думаете, я всё в лесу нарисовал?
– Вот теперь добавлю кустарники и травы. Всё нарисовал?
– Ещё нарисую грибы. Вот теперь всё.
– Ладно, нарисую зверей и птиц. Вот и всё.
– Насекомых я забыл нарисовать. Картина закончена?

Выступает ученик 2. Настя.

 (слайд – луг.)

Стихи о луге

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых.

– О каких представителях сообществах не упоминает автор? Назовите их.

Выступает ученик 3 .Вильдан (Слайд - водоём)

На мели сидит,
Усами шевелит,
А гулять пойдёт-
Задом наперёд. (Рак.)

 

У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котёл попала. (Щука.)

 

Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом.)

 

Выступает ученик 4.Егор Слайд   -  Поле

Золотые есть слова - 
Хлеб - всему голова.
Почему так говорят,
Объясню я для ребят:
Хлеб – тяжёлый труд людей,
И бросать его не смей.
На полях пшеница зреет,
Хлебороб её лелеет,
Срок придёт, её пожнёт
Зерно на мельницу свезёт.
Мельник там муки намелет,
По мешкам её разделит,
И в пекарню отвезёт –
Пекарь хлеб нам испечёт.
Труд, ребята, уважайте,
Хлеб под лавку не бросайте!                              

- О какие природные сообществах мы сегодня  поговорим?

Подробнее рассмотрим связи внутри сообщества, между сообществами, сделаем вывод о том какова роль

человека в сохранении жизни на Земле.

 

-Мы будем работать в группах.

-Итак у нас работает группа  - Луг, группа –Лес, группа- Водоём, группа -Поле..

Выберите руководителя группы .:

Вспомните правила работы в группе.

Правила сотрудничества в группе:

 

Работать дружно, выслушивать каждого, не ссориться, подготовить отвечающего.

Общаться вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе - обсуждение прекратить.

Отвечать чётко, кратко.

Члены группы могут дополнить ответ.

Правила этикета при работе в группах:

 

Терпеливость

Доброжелательность

Вежливость

От твоей работы зависит общий результат работы в группе

  Также у каждого из вас лежат оценочные листы, в которых вы будете себя оценивать после каждого этапа работы.

Потрите ладошки и соедините между собой. Почувствуйте тепло своего соседа. Теперь вы не просто группа , а единое целое как природное сообщество. Работайте дружно и слажено.

- Итак , вы готовы ! Тогда вперёд к знаниям!

 

 

1 станция  - Разминка

 Задание: собрать из букв термины (экология, природное сообщество,  цепь питания , биоценоз), дать определения.

( Представитель группы отвечает)

2 станция - «Научная»

– Давайте вспомним животный и растительный мир каждого сообщества. Сейчас каждая научная группа получает задание, в котором нужно доказать, что лес, луг, поле, пресный водоём являются сообществом и назвать их представителей. Заполните схему и объясните её.

Учащиеся выходят к доске со схемами сообществ и рассказывают.

 

 

(слайд - животные и растения леса)

3 этап – «Найди ошибку»

- Найдите тексты, прочитайте и скажите , где ошибки?

( 1 учащийся читает и называет ошибку)

Найди ошибки (Луг)

Сколько здесь трав! Наиболее часто встречаются тимофеевка, мятлик, ковыль. Всякие есть цветы: белые, красные, жёлтые, лиловые. У каждого цветка, у каждой травинки есть свои названия. Белая ромашка, одуванчик, красный клевер ,камыш , колокольчик, луговой василёк. Какие красивые цветы! В цветках копошатся шмели, пчёлы, мухи, водомерки. С цветка на цветок порхают бабочки. В воздухе кружатся стрекозы. А внизу на земле бесчисленное множество жучков и муравьёв. Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травянистых растений лягушек и кузнечиков. Только раздающееся стрекотание выдаёт их присутствие. Обилие растительной пищи и насекомых привлекает сюда птиц.

 

Найди ошибку (Водоём)

У самых берегов возвышаются стройные заросли  камыша. Недалеко от него  покачивается тростник. Здесь же можно увидеть скопление ромашек и васильков..

По крупным белым цветкам и округлым блестящим листьям, плавающим по воде, мы узнаём одно из самых красивых растений – кувшинку. Цветки её целый день поворачиваются за солнцем, а вечером закрываются и опускаются в воду. Летом поверхность воды полностью затягивается зелёным покровом ряски. Здесь много водорослей.

Среди прибрежных  насекомых  обитает много стрекоз. Они схватывают на лету мух, комаров, шмелей и пчёл. По гладкой водной поверхности скользит клоп-водомерка, колорадский жук. Типичный обитатель здешних мест – жук-плавунец – прожорливый хищник, поедает головастиков и мальков рыб.

                                           Найди ошибку (Лес)

Тёмный лес хорош в ясный солнечный день, — тут и прохлада от могучих кедров, высоких сосен и могучих дубов. Самое распространённое дерево в тайге – лиственница.

По высоким стволам деревьев  передвигаются и постоянно постукивают дятлы, долбя кору. Повсюду живут быстрые ласточки. . На высоких елях строят из мха, сухой травы  и пуха гнёзда рыжие белки. К зиме они запасают орехи, сушат съедобные грибы: подосиновики, опята, боровики, мухоморы, яркие лисички. Часто холодной тёмной ночью можно услышать вой голодного волка.   Россыпью чернеют ягоды черники и ежевики. Этими ягодами любят лакомиться медведи, лоси, олени ,суслики. Рядом с ягодами раскинулись тёмно-зелёные листья папоротника.

                         Найди ошибку (Поле)

На равнинах, где деревьям не хватает влаги, появляется поле, поросшее в основном хлебной и зерновой растительностью.

    Человек распахивает поля и засевает их пшеницей,  рожью, овсом, ячменем, просом, подсолнечником, кукурузой, яблонями и грушами. Культурным растениям мешают злостные сорняки – прежние жители дикого поля: пырей, осот, полынь, лебеда,  и другие. Большой вред полю наносят разного рода грызуны: суслики, мыши, морские свинки.

   Крупным животным  в поле не наесться вдоволь, ни спрятаться, а вот, кролики, лисы захаживают частенько. Многие птицы считают  поле своим домом и столовой: перепёлки, скворцы, жаворонки, вороны, гуси, утки, коршуны, ястребы.

 

 

Физ. Минутка( подвижная)

4этап – «Пищевые цепочки»

- Установите взаимосвязь между растениями и животными в природных сообществах. Составьте пищевые цепочки.

Группа 1 Цепи питания леса

РАСТЕНИЯ           НАСЕКОМЫЕ              ЯЩЕРИЦА              УЖ

РАСТЕНИЯ           ЗАЯЦ            КОРШУН

 

Группа 2 Цепи питания луга

РАСТЕНИЯ             КУЗНЕЧИК         ЛЯГУШКА            УЖ

ЗЛАКОВЫЕ РАСТЕНИЯ          МЫШЬ            УЖ            КОРШУН

 

Группа 3 Цепи  питания болота

ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ             КОМАР                 РОСЯНКА

НАСЕКОМЫЕ                 ЛЯГУШКА             ЩУКА                ЦАПЛЯ

 

Группа 4 Цепи питания поля

КАРТОФЕЛЬ        КОЛОРАДСКИЙ ЖУК        СЕРАЯ КУРОПАТКА        ЛИСА

РАСТЕНИЯ               ТЛЯ                БОЖЬЯ КОРОВКА

 

(луг):

Тимофеевка → кузнечик → коростель;

Луговой василёк → бабочка → трясогузка → коршун;

Растение → муха → стрекоза → трясогузка → коршун.

(озеро):

Водоросли → карась → щука;

Камыш → комар → стрекоза → лягушка;

Рогоз → комар → лягушка → уж → цапля.

 (лес):

Берёза → жук-короед → дятел → лисица;

Лист → гусеница → синица;

Дерево → грибы → лось → волк.

Отчёты групп.

- В природе всё взаимосвязано. И нарушить эту взаимосвязь, значит нарушить жизнь в природном сообществе.

5этап - «Экологи»

 - Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина:

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

-Ребята, а вы знаете кто такие ЭКОЛОГИ?

- И сейчас мы поработаем экологами.

 

Каждая группа получает задание :

«Экологическая культура»

- Есть хорошие слова:  «Ты пришёл в гости к природе, - не делай ничего такого, что счёл бы неприличным сделать в гостях».

 

Луг

Ты любишь слушать музыку и взял  её с собой на природу . Идёшь по лугу, а музыка  громко гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?

 

                                               Водоём

Ты идёшь по берегу озера и вдруг видишь симпатичного, маленького птенца. Он тихо сидит, ждёт, когда его накормят. Что ты сделаешь?

Лес

 

Ты идёшь по весеннему лесу . Птицы поют, ощущаешь запахи весны: свежесть воздуха , ароматы цветов. А вот полянка с ландышами! Какие красивые! Словно нежные колокольчики звенят. Так и хочется сорвать. Сорвал букетик . Пусть радует весенними ароматами мою комнату.

Ты считаешь такое решение верным?

Поле

Заметил ли ты, что за тобой следом перелетает жаворонок? Не заметил? Тебе кажется, что ты идёшь по полю бесшумно. Но для полевых жителей твоё появление - целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой. Вот ты заметил в траве гнездо. Что ты сделаешь?

 

 

 «Экологические задачи»

Луг

Луговые  растения  очень быстро распространяются. Одно растение в год  даёт зёрен:   полевой василёк   - 1400,  клевер  - на 5200 больше, а ромашка  - на 12 400   больше, чем  клевер. Сколько зёрен в год даёт  каждое из  растений?

 

 

 

Лес

Кукушка, которую слышат часто дети во время экскурсий в лес, съедает в месяц в среднем  300 гусениц, 500 личинок майского жука,  500 личинок щелкунов. Сколько насекомых она съест за  три летних месяца?

                                                       Водоём

Из неисправного крана постоянно течёт вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту  вытекает 8 литров воды - целое ведро! А сколько вытечет чистой воды в канализацию за перемену, которая длится 10 минут? За 1 час?

 

                                 Поле.

  За лето одна сова уничтожает 1000 полевых мышей, а одна полевая мышь съедает 1 кг зерна. Сколько килограммов зерна за лето сохранят 2 совы, 20 сов?

 

 Отчёт экологов.

- Мы составили правила поведения в природе. Давайте помнить о них, ведь охранять природу- значит охранять Родину.

Ученик 5 . Тася

Берегите землю. Берегите.

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повелики,

На тропинках солнечные блики,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

6-этап «Тестовая»

( индивидуальная работа с тестами)

Тестирование по теме «Природные сообщества».

 

1 Совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определенном пространстве  - это…

а) природное сообщество                              б) цепь питания

2 Цепочки разных живых организмов, из которых каждый последующий вид ест предыдущего,  - это….

а) природное сообщество                             б) цепь питания

3 Естественным природным сообществом является…

а) луг                б) водохранилище             в) пруд

4 Искусственным природным сообществом является…

а) луг                     б) аквариум                       в) лес                   

5 Безлесная территория, на которой произрастают разнообразные травы – это…

а) лес                    б) болото                      в) луг                     г) лужа

6 Начальным звеном пищевой цепи являются….

а) зелёные растения       

б) растительноядные животные   

в) хищные животные

Ключи к тестированию по теме «Природные сообщества»

1 а          

2 б

3 а

4 б

5 в

6 а

 

 

7 Этап – Творческая

-Посмотрите , наши природные сообщества нужно оживить. Сделаем фигурки оригами – лягушка, бабочка, сова.

( выберите себе карточку по цвету, пересядьте в новые группы, выберите руководителя)

-Схемы на столе.( 3-4 мин.)

-Поселим несколько животных  в наши сообщества. Вот они стали живыми, а остальные подарим гостям.

Рефлексия

- Подведём итог. Составьте синквейн « Природное сообщество»

(Слайд- синквейн)

- Мне понравилось, как вы работали на нашем занятии. А что понравилось вам?

Оценки.

- Вы все были дружными; активными, проявляли смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу.

 

 

 

Наша родина

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Рисование

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Технология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Проверка учебных достижения

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Занятия с логопедом

Мы - всезнайки

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru