Цель: формировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи.
Задачи:
Образовательные:знания о разнообразии профессий, их роли и экономике и жизни людей; начать подготовку к выполнению проекта.
Развивающие:
• развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать вопросы, описывать, объяснять), развивать исследовательские способности.
Воспитывающие:
• способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
• формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям;
• воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Планируемые результаты: учащиеся узнают о профессии своих родителей и старших членов своей семьи; научатся определять названия профессий по характеру деятельности; читать и обсуждать прочитанное; работать в паре и группе.
Оборудование: учебники и рабочие тетради А. А. Плешакова «Окружающий мир» для 2 класса; карточки с опорными словами «Узнай профессию»; бумажные звездочки; выставка книг о профессиях, компьютер с проектором .
Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, те, кто весел сегодня,
Здравствуйте, те, кто грустит,
Здравствуйте, те, кто общается с радостью,
Здравствуйте, те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов сегодня трудиться и получать знания!
II. Самоопределение к деятельности
Игра «Доскажи словечко»
-Я буду читать начало предложения, а вы заканчивайте одним словом.(хором)
Трактор водит…..тракторист
Электричку……..машинист
Стены выкрасил….маляр
Доску выстрогал…..столяр
В доме свет провёл…монтёр
В шахте трудится…..шахтёр
В жаркой кузнице……кузнец
Кто всё знает - молодец!
-О чём говорится в этом стихотворении?
III.Постановка учебной цели
Сегодня мы с вами проведём урок- исследование. Какая тема нашего урока прочитайте в учебнике .
-Вы согласны с этим утверждением?
-Нам необходимы и врач, и строитель, и учитель, и многие другие специалисты. Давайте попробуем сегодня проверить правильность этого высказывания.
-Прочитайте, на какие вопросы мы с вами сегодня будем отвечать. Какие у нас есть помощники для исследования?
Проблемный вопрос:
-Нужно ли знать о профессиях? Зачем?
IV. Первичное изучение нового материала.
-Как понимаете что такое профессия?
1.Составление кластера( на доске)
С чего начинается профессия?(со школы) Нужно хорошо учиться, чтобы получить хорошие знания.
-Прочитайте, что говорится об этом в толковом словаре.
Профессия-это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
2. Отрасли экономики и профессии.
-Вспомните отрасли экономики, которые мы изучали недавно. Подумайте, какие профессии с ними связаны? Чем занимаются люди этих профессий?
- Давайте вспомним отрасли экономики и назовем профессии, с ними связанные.
(Учитель называет профессии, а учащиеся определяют, с какой отраслью они связаны)
Промышленность.(Сталевар, ткачиха, металлург, кузнец.)
Сельское хозяйство.(Доярка, комбайнер, агроном, полевод, зоотехник, пчеловод.)
Торговля.(Продавец, кассир.)
Транспорт. (Водитель, контролер, шофер, лётчик.)
Строительство. (Каменщик, маляр, сварщик, экскаваторщик.)
-Чем занимаются люди этих профессий?
-Какие профессии важнее?
V. Физкультминутка «Новый дом»
Каменщик из кирпичей
Стену строит.
Дом ничей. (Кладём правую руку на левую, левую — на правую и т. д. всё выше и выше.)
Я — маляр, я стены крашу, (Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)
потолок («красим потолок»)
и кухню вашу. (Движения рукой влево-вправо.)
Я — электрик.
Свет включу, («Включаем свет, нажимая на выключатель».)
Только лампочку вкручу.
(«Вкручиваем лампочку» — вращательные движения кистью правой руки.)
Приходите в новый дом (Ладони «домиком».)
И живите долго в нём! (Развести руки в стороны.)
VI. Первичное закрепление изученного
1. Прочитаем и обсудим.
• Прочитаем текст А. Дитриха, Г. Юрмина, Р. Кошурниковой «Кто сделал хлеб» Вопросы:
Где происходил разговор? (В вагоне поезда)
О чём спорили люди?
Какое одно общее дело их связывало? (Производство хлебо-булочных изделий) 2.Работа в группе
-Расскажите о взаимосвязи труда людей различных профессий.
Первая группа, при строительстве дома, вторая, при изготовлении хлеба.
(Например: профессия строителя связана с профессиями штукатура, шофера, электрика, водопроводчика, газовщика и т. д.)
3.Игра «Узнай профессию»На каждом столе лежит карточка, где зашифровано название профессии. Переверните карточки, по опорным словам отгадайте профессию, напишите это слово в центр и поднимайте карточку.
Карточка 1.
Небо, штурвал, самолет, аэропорт.
Карточка 2.
Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.
Карточка 3.
Провода, столбы, выключатель.
Карточка 4.
Книги, полки, выставка книг.
Дети работают в парах самостоятельно.
- Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию.
А теперь проверим правильность написания профессий
VII.Работа над проектом
-Над каким проектом мы начали работать?
-Что вы должны были составить дома? Кто вам помогал?
-А для чего мы это делали? (Чтобы узнать о профессии своих родителей, рассказать об этом одноклассникам.)
Слушают рассказы 2-3 учащихся.
Оцените рассказы своих одноклассников.
VIII. Рефлексия.
В конце любого исследования нужно обобщить результаты и сделать выводы.
-Подумайте, на все вопросы мы ответили?
Ученик читает вывод мудрой черепахи.
Проведя исследование:
Я узнал (а)…
Мне хотелось бы еще узнать …
Какая профессия самая важная?
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся рисуют смайлики и объясняют свой выбор.)
- На свете много разных профессий, каждая необходима и важна.
• А кем хотели бы в будущем стать вы?
У вас на партах лежат ЗВЁЗДОЧКИ. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках с одной стороны, а с другой - свою фамилию и имя. Это ваша мечта. Мы сохраним звезды до окончания школы. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание.
- А сейчас прикрепите свои звездочки на плакат «Кем я мечтаю стать».