Цель: научить учеников находить противоречия между хозяйственной деятельностью человека и природой и предлагать способы их устранения;
- сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой;
- сформировать контрольно- оценочную деятельность.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для парной работы, карточки для групповой работы, тесты «Как нам жить, чтобы сохранить природу» для самостоятельной работы, елочные игрушки для рефлексии, тематические картинки.
Ход урока:
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята и наши уважаемые гости! Я очень рада вас видеть. Давайте начнем нашу работу с улыбки. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Сергея Сергеевича Смирнова и постарайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (На уроке мы будем говорить об охране природы)
2. Проверка домашнего задания и постановка проблемной ситуации:
- На прошлом уроке в качестве домашнего задания вы получили творческий вопрос. Итак, какие же выдающиеся изобретения придумал и использует человек? (Человек придумал компьютер, микроволновую печь, стиральную машину, мясорубку, радио, интернет, телефон, автомобиль и т.д.)
- Мы видим, сколь разнообразны и значимы для человека различные изобретения.
- А как вы думаете, можно ли человека назвать могущественным? Поднимите руку, кто так считает. Почему вы так думаете? (Я считаю, что человек могуществен, т.к он изобрел очень много изобретений.)
- А кто считает по-другому? (Я считаю, что человек не могуществен, т.к существование человека зависит от природы.)
- Хорошо! Спасибо!
-А теперь давайте обратимся к диалогу наших героев Лены и Миши, как они смотрят на этот вопрос. Откройте учебники на стр. 122 (дети читают диалог вслух)
- Мы видим, что мнения наших героев не совпало. Также как ваши.
- Какое противоречие возникло между ребятами во время диалога? (Лена считает, что человек могуществен, а Миша говорит, что человек делает все за счет природы и что природа в опасности).
- Давайте попробуем разобраться с мнением Миши. Как вы думаете почему природа в опасности? Приведите примеры из жизни. (По вине людей уже находятся на грани уничтожения многие виды животных и растений, хозяйственная деятельность человека приводит к загрязнению воды и воздуха.)
- Да, действительно, мы видим, что человек могуществен, но с другой стороны посмотрите, какие отрицательные последствия происходят в дальнейшем.
-Какое противоречие возникает между деятельностью человека и природой? (Противоречия в том, что действия человека отрицательно влияют на природу).
- Какой же возникает вопрос? Какая проблема стоит перед нами? (Как нам жить, чтобы сохранить природу?)
-Дети, а кто мне напомнит, какую цель мы с вами поставили на прошлом уроке? (Узнать всегда ли хорошо изобретения человека влияют на окружающий мир?)
3. Актуализация опорных знаний:
- Прежде, чем ответить на данный вопрос нужно вспомнить, что такое экосистема? (Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).
- Какие виды экосистем вы знаете? (Экосистемы бывают естественными – болото, озеро, лес, луг и искусственными – аквариум, поле.Искусственные экосистемы не могут поддерживать круговорот веществ без помощи человека.)
- Почему в природных экосистемах животные каждый год снова и снова находят достаточные запасы пищи? (Природные экосистемы существуют много лет миллионов лет и за это время обитатели приспособились друг к другу и могут совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)
- Что делают люди, чтобы обеспечить себя пищей? Какими способами они добиваются высоких урожаев? (В каждой стране люди выращивают больше тех растений и животных, которые лучше растут и развиваются в условиях местного климата; путем севооборота земледельцы научились изменять некоторые природные условия; чтобы увеличить плодородие почвы люди вносят дополнительные питательные вещества; при помощи теплиц выращивают теплолюбивые растения и могут получить несколько урожаев в год; с помощью ядовитых порошков защищают растения от вредителей и сорняков)
- Ребята, а как сказываются на жизни людей достижения науки и техники? (С одной стороны, достижения науки и техники облегчают жизнь человека, берегут его здоровье и снабжают пищей, но с другой – воздействие человека приводит к загрязнению природы, появлению новых болезней современного человека.)
- Спасибо. Итак, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О взаимном существовании человека и природы.)
4. Совместное открытие знаний:
- Давайте вернемся к древним людям. Чем они занимались? (Они искали в природе готовую пищу: собирали ягоды, грибы, растения, охотились).
Если они присваивали готовые природные богатства, то как называлось их хозяйство? (Присваивающим)
- А почему позже люди научились разводить домашних животных и растения? ( Потому что население Земли увеличивалось, и ему требовалось больше пищи)
- Где они стали жить и какой род занятий вели? (Люди стали жить в селах и деревнях, где занимались обработкой земли и выпасом скота)
- Спасибо. Ребята, а как стало называться хозяйство после того, как люди научились производить пищу сами? ( После того, как люди научились производить пищу сами, их хозяйство стало называться производящим)
- Что входило в производящее хозяйство? (Садоводство, животноводство, растениеводство, птицеводство и т.д)
- Скажите, пожалуйста, поле, сад, огород, птицефабрики, животноводческие фермы – это пример какой экосистемы? (Это пример искусственной экосистемы, т.к. она создана человеком и поддерживается им).
- Кто здесь главный потребитель? (Человек)
- Откройте свои рабочие тетради на стр 46 и выполните задание №2
- Каких звеньев не хватает в искусственных экосистемах, созданных человеком? Впишите, если нужно слова: производители, растительноядные потребители, хищные потребители, разрушители.
Поле |
Растительноядные и хищные потребители |
Город |
Разрушители, производители |
Рыбное хозяйство |
Производители, хищные потребители |
Ферма |
Производители, хищные потребители |
Парк |
Хищные потребители, разрушители |
Парная работа:
- Сейчас поработайте в паре. Вам нужно будет ответить на вопросы: Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы и в каком соотношении стали находиться естественные и искусственные экосистемы и почему? Но прежде, чем вы приступите к работе, давайте вспомним правила работы в группе.
- Итак, проверяем. Какие же возможности получил человек, создав искусственные экосистемы? (Это позволило людям получать избыток пищи и освободить от тяжелой работы часть людей, появились мастера, которые могли изготавливать различные орудия, механизмы, с помощью которых удавалось получить еще больший урожай.)
- В каком соотношении стали находиться естественные и искусственные экосистемы? Почему? (Искусственные экосистемы стали увеличиваться, а природные сокращаться. Человек берёт из природы одни вещества, а возвращает в нее другие. Круговорот веществ получается незамкнутым, т.к. в окружающей среде остается меньше веществ, нужных человеку и накапливается все больше ядовитых и вредных).
- В чем заключается сила человека? (Главная сила человека – ум, мышление, знания.Они позволили ему понять и изменить мир)
- А всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей среде? (Нет, не всегда)
- Что происходит под влиянием хозяйствования человека?(Сокращение плодородия земли; нехватка топлива; рост загрязнения окружающей среды; исчезновение животных и растений и т.п.)
- Выполните задание в рабочей тетради на стр. 46 №3. Как изменилась природа за время существования человека? (Стало меньше чистого воздуха, воды, растений, животных, полезных ископаемых, зато стало больше мусора, загрязнения воздуха и воды).
- Какие мы наблюдаем последствия от неразумного применения человеком силы, которой он обладает? (Происходят экологические катастрофы, которые приводят к многочисленным заболеваниям и гибели людей, животных и растений)
- Что необходимо исправить? ( Ограничить добычу природных богатств, повторно использовать уже добытые и переработанные, не загрязнять среду, в которой мы живём).
- Если круговорот станет замкнутым, то какможно назвать такойтип хозяйствования? (Экологическим)
- Можем ли мы помочь природе? (Да)
5. Работа в группе
- Я предлагаю сейчас разделиться вам на 6 групп. Затем каждая группа получит по 1 экологической задаче. Вам нужно будет решить их и сделать соответствующий вывод. Прежде, чем вы начнете работать напомните правила работы в группе.
1-я задача: 1 ученик в течение года выбрасывает 6 кг пластмассовых бутылок. Сколькими килограммами пластмассовых бутылок будет засорена Земля учащимися нашего класса?
Вывод: Выбрасывать пластмассовый мусор в строго отведенные места (баки для мусора).
2-я задача: 1 га лесных насаждений в городе за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода. На сколько меньше лесные насаждения выделяют кислорода, чем поглощают?
Вывод: Строить очистительные сооружения.
3-я задача: 1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен. Сколько сосен сбережет 15 центнеров макулатуры? 50 центнеров?
Вывод: Строить заводы для переработки вторичного сырья.
4-я задача: Из ста пожаров в нашей стране 9/10 возникают по вине человека. Сколько пожаров возникает по вине человека?
Вывод: Сохранять леса от пожаров.
5-я задача: За последние четыре века планета навсегда потеряла 360 видов диких животных, а птиц на 58 видов больше. Сколько всего видов диких животных и птиц потеряла планета?
Вывод: Сохранить диких обитателей природы.
6-я задача: Из незакрытого на перемене крана около столовой течет вода. За минуту вытекает 3 литра воды. Сколько чистой воды утечет в канализацию за перемену (10 минут)? И за урок (40 минут)?
Вывод: Рационально использовать природные ресурсы.
- Решая экологические задачи, мы с вами и отвечали на вопрос «Как нам жить, чтобы сохранить природу?»
- Давайте еще раз повторим выводы, которые мы сделали.
Выводы:
• Выбрасывать мусор в строго отведенные места.
• Строить очистительные сооружения.
• Строить заводы по переработки вторичного сырья.
• Сохранять леса от пожаров.
• Сохранить диких обитателей природы.
• Разумно использовать природные ресурсы.
6. Самостоятельное применение знаний.
-Молодцы! А сейчас, я предлагаю вам проверить свои знания, полученные на уроке окружающего мира. Возьмите тесты, посмотрите задания и оцените свои возможности до начала работы.
-Хорошо. А теперь у вас есть 5 минут, чтобы ответить на вопросы теста.
- Поменяйтесь листами. Сверьте результаты со слайдом. Оцените своего товарища. Передайте листы мне.
7. Рефлексия. Итог урока:
-Молодцы, ребята. Хорошо потрудились. Скоро приближается праздник Новый Год и я предлагаю вам нарядить нашу елочку. У вас на столе лежат елочные игрушки. Повесьте розовый шарик – если вам понравился урок и вы довольны своей работой, голубой шарик – если у вас не все получалось, но вы старались, оранжевый шарик – если на уроке вам было трудно и вы ничего не поняли.
- В заключении мне хочется вспомнить слова Л.Н.Толстого о старике и яблонях: Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачемтебеяблони? Долго ждать этих яблоньплоды, и ты не съешь сних яблочка!» Старик сказал: « Я несъем, другиесъедят, мнеспасибоскажут…»
-Я хочу, ребята, чтобы вы задумались над этими словами и тоже оставили свой след для будущего поколения.
8. Домашнее задание:
- Откройте дневники, запишите домашнее задание учебник стр.122 – 125 читать, р\т стр. № 5 -7 и творческий вопрос.