Хочу в начале урока предложить вам: посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу. А еще, кто умеет петь частушки и в конце урока хочет порадовать гостей и ваших одноклассников, предлагаю получить задание (раздаю карточки): в свободные минуты на уроке вы должны несколько раз прочитать написанное на карточках.
Обратите внимание на ваших столах лежат зелёные листочки, на которых в течение урока, а по окончанию всей темы они будут вашими помощниками – памятками.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Начинаем работать. Я предлагаю вам отгадать загадки (на карточках загадки)
«Мозговой штурм» (ученики отгадывают загадки о природе: лес, река, облако, солнце, дерево, птица, животное).
-Как можно назвать все это одним словом? (природа, объекты природы)
- Я на доске, а вы на своих листочках начнём заполнять схему. Заносим всё печатными буквами.
-Какая бывает природа? Отметим это на схеме. Назовите объекты живой и неживой природы.
Докажите свою версию. ( Живое рождается, питается , растет, имеет потомство и умирает)
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
— Ребята, а на какие два царства можно разделить живую природу? (На царство животных и мир растений.) Схема на доске дополняется:
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
ЖИВОТНЫЕ РАСТЕНИЯ
Сегодня на уроке вы не только будете исследователями, но и путешественниками, я вам предлагаю провести исследование о природе, а тему урока вы сформулируете сами..( Слайд №1)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии.
а) формулировка темы урока.
-Выберите из таблицы все буквы русского алфавита, соберите слово. Это и будет темой нашего урока. Запишем тему урока. (Слайд№2)
Q |
Y |
Г |
F |
G |
J |
И |
S |
Р |
V |
Б |
Z |
N |
D |
Ы |
-Итак, о чем же будем говорить на уроке? (о грибах) А где, в основном, растут грибы? ( в лесу)
Представьте, что мы отправились в лес ( музыка).
Лес… Присмотритесь и прислушайтесь…
Лес полон загадок и таинств. Он приглашает всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
Чтобы зайти в лес, поздороваемся с ним.
-Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес! Повторите вместе со мной. ( дети повторяют)
-Лес пускает нас к себе в гости.
Вспомните, как нужно вести себя в лесу? А что принято желать тому, кто отправляется в лес? (доброй тропы).
- Я желаю нам доброй тропы!
-Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( Что такое грибы?)
- Чтобы вы хотели узнать о грибах?
- Мы постараемся ответить на все интересующие вас вопросы.
А как вы думаете к какому царству можно отнести грибы?
3.Совместное открытие новых знаний.
б) сравнение объектов царств живой природы.
-Как вы думаете, к какому царству можно отнести грибы? К царству животных ? Докажите свое мнение.(высказывания учащихся).Или к царству растений?
Назовите основные части растения листья, ствол, корни, ветки). А главная особенность растений? (зеленый цвет).
Вывод:
У грибов нет зеленого цвета, и нет листьев, а это значит, что они не могут относиться к растениям?
-Оказывается, грибы не относятся ни к царству животных, ни к царству растений. Грибы – самостоятельное царство живых организмов. Занесем это в нашу схему.
Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение. Предков поражало их способность появляться как будто из ничего за считанные часы. С грибами было связано много священнодействий. Об этом вы можете подробнее узнать из энциклопедий. Изучением царства грибов занимается наука микология (Слайд). В переводе с греческого языка «микос» означает гриб, «логос»- учение.
- Назовите грибы, которые вы знаете. (слайд) Все грибы, которые вы назвали, называются шляпочными. Внесем в нашу схему.
- Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? На доске появляется схема «Строение гриба».( Одна его часть находится под землей, другая – над землей.) - Как можно назвать эти части? (Подземная и надземная.) - Из чего состоит надземная часть гриба? (Из ножки и шляпки)
- По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело. В шляпке созревают споры, с помощью которых гриб размножается. ( Отмечают на схеме части гриба) А подземная - состоит из грибницы, которая представляет собой нити паутины.
Немного с вами отдохнем.
ФИЗМИНУТКА:
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
Главное отличие грибов от растений – это способ питания. Зеленое растение может «приготовить» себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света. Грибы этого делать не могут! Некоторые из них добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или почве, или получают ее с помощью корней деревьев. Как мы уже с вами отметили, что грибница – это тонкие, белые, перепутанные нити, которые спрятаны под землей. Эти нити грибницы срастаются с корнями деревьев. По стеблю в корни деревьев поступает пища, «приготовленная» в зеленых листьях. А корни деревьев делятся этой пищей с грибами. В свою очередь грибница помогает корням деревьев высасывать из почвы воду и соли, которые необходимы листьям, чтобы приготовить пищу. Так грибы и деревья вместе добывают питание.
Вы уже давно знаете о дружбе деревьев и грибов. Под березами вы собираете ….( подберезовики), под осинами …( подосиновики), еловые белые грибы …. ( под елками).
Однако, ребята, есть и такие грибы, которые «едят » деревья. Их называю грибы- трутовики. Эти грибы не помогают деревьям, а разрушают их древесину, питаясь живым соком дерева. Само дерево становится жертвой гриба.
Как видите, любой гриб добывает себе пищу не так как зеленое растение. Вам теперь понятно, почему грибы выделили в отдельное царство.
- А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель демонстрирует хлеб, варенье, апельсиновую корку, покрытые плесенью.)
— Что это? (Плесень.)
- Давайте рассмотрим шляпочный гриб и плесень под микроскопом, и докажем, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб.)
— Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы.)
Плесень размножается спорами.
— Можно назвать ее грибом? (Да.)
— А чего нету плесени? (Шляпки.)
— Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом? (Нет.)
-А как бы вы назвали этот гриб? (Ответы детей.)
Этот вид грибов называется «плесневые». Занесем новое название в нашу схему. (вывешивает табличку «Плесневые»)
- А сейчас вы сами попробуете вырастить гриб. Но вам нужно поработать в парах. Ведь одному проводить наблюдение очень скучно. На ваших столах стоят тарелочка с влажным песком. Пододвиньте её к себе. Положите сверху кусочек хлеба накройте второй тарелочкой. Вам остается после урока поставить ее в теплое, темное место. К следующему уроку у вас на хлебе должен появиться пушок плесени - это вырос плесневый гриб – МУКОР.
Можно ли вырастить гриб на кусочке хлеба вывод на следующем уроке.
РЕЛАКСАЦИЯ (гимнастика для глаз)
- Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. Покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое – опять грибы, испортилось яблоко – и это работа грибов. На пользу человеку работают: грибы – хлебопеки, грибы – сыровары, грибы – маслоделы, грибы – пивовары. На самом деле вкусный кефир готовит кефирный грибок. Возьмем булочки. Какими пышными сделал их дрожжевой грибок – хлебопек. А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь. Об этих и других грибах вы узнаете , прочитав дома статью в ХРЕСТОМАТИИ на стр. 67-68 и дополним нашу схему еще одним грибом
Схема на доске приобретает вид:
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ
ШЛЯПОЧНЫЕ ПЛЕСНЕВЫЕ
|
-Наше путешествие закончилось. Какое исследование мы сегодня с вами провели? (выводы по схеме)
-На какие вопросы получили ответы?( Демонстрация слайда №4)
Пришло время нашему сюрпризу. Прошу ребят выйти и построиться по порядку.
Поем частушки :
- Вашем вниманию представляем грибные частушки.
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно:
Про грибы споем частушки
Очень замечательно.
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор –
Сморит, улыбается,
Хочет всем понравиться.
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Обойдем их стороной.
Нас не зря зовут «лисички»-
Мы лукавые сестрички:
Старой желтою листвой
Мы укрылись с головой.
Мы частушки вам пропели,
Просвещали вас часок.
А теперь – хватай лукошки,
За грибами все в лесок.
- За вашу активную работу для вас приготовили лукошка с вкусными грибами. Я надеюсь, что вы дружно разделите их между всеми ребятами класса.