Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: познакомить с разными способами защиты животных от врагов.
Планируемые результаты (предметные):
Получат первоначальное представление о различных способах защиты животных от врагов; научатся устанавливать связь между строением животного, его образом жизни и способом защиты от врагов;
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии скоммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию,допускают существование различных точек зрения;
личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Продолжительность урока: 30 мин.
Оборудование: презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы, слова для схемы.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Примечание |
|||
I. Мотивирование к учебной деятельности |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Прозвенел уже звонок, Начинаем мы урок. Будем все мы рассуждать, Свои мысли излагать, Слушать, думать и играть, И новое-все вместе изучать
- Ребята, от чего зависит успех нашего урока?
|
От желания учиться и узнавать новое
|
(Регулятивные: осмысливают учебный материал; умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта;
Регулятивные: осмысливают учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.)
Познавательные: общеучебные– осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, хрестоматии, словаря; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о способах защиты животных от врагов
Регулятивные: осмысливают учебный материал; умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания; осмысливают учебный материал;
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно воспринимают оценку товарища
|
|
|||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
Цель – выявить знания детей по изученным ранее темам. Подготовить к восприятию новой темы. |
|
|||||
- Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились? Соедините название группы с описанием её отличительных признаков. - Животные, тело которых покрыто волосяным покровом или шерстью?
- Животные, имеющие перьевой покров тела, 2 ноги и пару крыльев?
- Животные, у которых 6 ног, и тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко?
- Животные, у которых удлинённое тело покрыто чешуёй?
- Животные, которые рождаются в воде, а потом часть жизни проводят и на суше, и в воде? - Животные, которые ползают по земле, их тело покрыто сухой чешуёй или панцирем? Проверка – фронтально -Давайте подведём итоги Оцените свою работу + - |
Животные
Выполняют задание индивидуально
Звери
Птицы
Насекомые
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся Дают описание группы Правильно - +, ошибка - |
животные
8 вида - ориентиры
Слайд 1 |
|||||
III. Выявление места и причины затруднения.
|
Цель: подвести обучающихся к формулировке темы, определению задач урока |
|
|||||
Послушайте стихотворение: Заяц лёг на бугорок, Ирина Пивоварова
- Кто переодел зайчика? Для чего? - Какой ещё зверек меняет цвет своей шубки? -Какие вам известны способы защиты животных от хищников? |
Природа. Чтобы стал незаметным на снегу. Для защиты от хищников. Белка.
называют |
Слайд 2
Слайд 2 |
|||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). |
Цель: сформулировать тему урока, поставить задачи, определить источники добывания знаний. |
|
|||||
-Что бы вы хотели узнать об этом?
-Какую задачу будем решать на уроке?
- Где будем искать ответы на вопросы? Назовите тему нашего урока.
Откройте содержание, найдите тему урока в учебнике. Рассмотрите условные обозначения
|
Как животные защищаются
Узнаем, с помощью чего защищаются различные животные Учебник, хрестоматия, словарь
(Повтори пройденное, выскажи предположение, работа в паре)
|
Слайд 3 (значение слова) |
|||||
V. Реализация построенного проекта. |
Цель–формирование умения самостоятельно добывать информацию из учебника, выявление способов защиты животных. |
||||||
1)Работа по учебнику: Посмотрите на первое условное обозначение. Прочитайте задание (один читает вслух)
– Каждое животное, даже хищник, может стать добычей более сильного хищника. Поэтому в природе у каждого животного появились свои способы защиты от врагов.
Перейдем к следующему условному обозначению - Прочитайте задание: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.26. Выскажите своё предположение, как спасается пятнистый олень? - Какие животные спасаются так же?
- Как спасаются самка и оленёнок?
-Что помогает защититься волку?
Какую работу предлагает следующее условное обозначение? Прочитайте задание. -Кто спасается бегством? - Что скажете про ежа?
-Еще у каких животных есть защитные «доспехи»? |
Рассматривают. Называют хищных животных. Божья коровка, стрекоза, щука, акула, окунь, жаба, тритон, змеи, ящерицы, орёл, ястреб, волк, лиса, медведь.
Рассматривают.
У оленя - рога, ноги.
Лось, носорог.
– У самки и олененка такого оружия нет, поэтому они спасаются бегством. Волка спасают крепкие зубы
Птичка улетает. Мышка убегает в норку Ежа выручают иголки.
Черепаха - панцирь
Читают значение термина
|
||||||
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
????
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
|
Цель: развивать умение взаимодействовать в паре, систематизировать и обобщать материал |
|
|||||
2. Работа с картинками:
- Рассмотрите картинки. Расскажите соседу по парте: как спасаются эти животные?
- С помощью чего спасается кузнечик?
- Как защищают себя божья коровка и пчела?
- Какой способ защиты у мухи-журчалки?
- Посмотрите на схему. Как вы считаете, по какому признаку я расположила слова в два столбика?
Рога бегство Зубы иголки Жало панцирь цвет маскировка
(у животных есть активная и пассивная защита) Активная - идут в бой, пассивная -избегают опасности.
-Перед вами животные. Давайте определим- кто из них активно защищается, а кто пассивно? Поиграем. Если животное защищается активно – топаем, пассивно- закрываемся. Морж, ящерица, носорог, заяц, пчела, кузнечик, олень, броненосец.
Работа со словариком Хрестоматии -И определить способ защиты: активный или пассивный
|
Я вам предлагаю поработать в парах Работают в парах
цвет
яд
маскируется
Рассматривают. Называют животное.
Выполняют движения Становятся незаметными, а бабочка отпугивает. 1морж, 2кузнечик 3носорог,4 заяц 5 пчела, 6 олень, 7 броненосец
Рассказывают |
(в парах)
Слайд 4(игра)
Слайд 5
|
|||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
Цель: осмысливают изученные знания, применяют на практике. |
||||||
Приложение 2.
Работа в тетради. С.23, №31. - Поставьте в квадратике цифру, соответствующую способу защиты животного от врагов.
- Если считаете, что выполнили правильно – поставьте плюсик, нет -. Теперь пусть проверит и оценит вашу работу товарищ по парте. - У кого ваша оценка совпала с оценкой товарища - поднимите руку. |
Выполняют задание
Прогнозир.оценку Выполняют самопроверку. Самооценка
Взаимопроверка. |
||||||
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
|
Цель: осмыслить полученный материал. |
|
|||||
Блицтурнир Что же использует олень, чтобы защититься? -Кто из животных спасается бегством? -Что использует для спасения божья коровка, осы, пчелы? -Чем отпугивает врагов электрический угорь?
- Какой способ спасения у опоссума? |
Работа в группах.
Рога, копыта
Зайцы, мыши, рыбы, птицы
Отбрасывает хвост
иголки
Панцирь
У зайца, белки
выделяет ядовитое вещество
электрическим током
Притворяется мертвым |
||||||
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). |
Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке. |
|
Слайд 6 |
||||
- Подведём итог урока. - Над какой темой сегодня работали? - Какую задачу поставили в начале урока? - Проанализируйте, какую работу мы выполняли, чтобы решить поставленную задачу. - Как вы считаете, мы решили поставленную задачу? -А вы бы хотели узнать как защищаются другие животные? А где можно об этом узнать? Д/З Подготовить сообщение о способе защиты животного (по выбору).
Оцените свою работу на уроке: Ребята, у вас на столе лежат карточки с насекомыми: -Если вам на уроке было интересно, легко понятно, то возьмите бабочку,
-Если возникали трудности и что-то осталось не понятно поднимите жука, -Если совсем непонятно поднимите улитку. Давайте прикрепим наших насекомых на ромашку. -Посмотрите Всем спасибо!
|
Как животные защищаются
Изучить способы защиты Изучали статьи учебника, читали словарь, выполняли работу в тетради.
В хрестоматии, интернете, энциклопедии
|
||||||