Цель: исследование культурных растений с целью определения тех частей, которые люди используют в пищу.
Задачи:
повторить группы культурных растений (овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные, бобовые) и части растений;
выявить, какие части культурных растений люди используют в пищу;
продолжить развивать исследовательские способности;
воспитать чувство толерантности, умение учащихся работать в группах.
Оборудование и материалы: маркерные доски, раздаточный материал (части растений, овощи), ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, флеш-анимация, таблицы.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний
На доске написаны названия культурных растений в столбик. Задание: распределить растения по группам:
Слива Огурец Рожь Мята Картофель Лен Нарцисс Груша |
Помидор Пшеница Тюльпан Лук Свекла Ромашка Яблоко Капуста Горох |
Овес Хлопок Морковь Гладиолус Смородина Ячмень Пион Шалфей Фасоль |
Выбор учащихся
Жеребьевка. Группа растений.
Работа в группах
Учащиеся распределяют растения на группы: 1 – овощные, 2 – плодовые, 3 – зерновые, 4 – декоративные, 5 – лекарственные, 6 – прядильные, 7 – бобовые.
Проверка задания
Выступление 1 учащегося от группы.
Учитель на доске составляет группы растений:
Овощные: Огурец Картофель Помидор Свекла Капуста Морковь Декоративные: Нарцисс Тюльпан Гладиолус Пион |
Плодовые: Слива Груша Яблоко Смородина Лекарственные: Мята Ромашка Шалфей |
Зерновые: Рожь Овес Ячмень Пшеница Прядильные: Лен Хлопок Бобовые: Горох Фасоль |
Какая группа у нас получилась самая большая? (овощные)
II. Работа над темой
Тема нашего урока: «Какие части культурных растений используют люди в пищу».
Что мы будем сегодня исследовать?
Части культурных растений, которые люди используют в пищу.
Давайте повторим части растений.
Работа в группах
Детям раздаются рисунки растений и предлагается подписать части растений.
Проверка: работы вывешиваются на доску.
«Исследовательская работа»
На партах у детей лежат овощи:
1 группа – капуста, лук;
2 группа – огурец, помидор;
3 группа – морковь, свекла;
4 группа – картофель.
Задание: определить, какой частью растения являются овощи, лежащие на столах исделать вывод о том, какую часть растения мы употребляем в пищу.
Работа в группах: каждой группе дается 5 минут для рассуждения.
1 группа: капуста, лук.
Учитель снимает листья с капусты.
– Так что же мы употребляем в пищу? (Листья)
– А это часть растения как называется? (Кочерыжка)
– Какой частью растения она является? На чем растут листья? (Стебель)
– Какую часть растения мы употребляем в пищу у лука? (Тоже листья)
– Правильно они называются чешуйки.
– А где у лука стебель? (Если дети затрудняются ответить, учитель сам показывает стебель у лука). Он еще называется донце.
2 группа: огурец, помидор
– Вспомним, как растет помидор и огурец?
Работа с плакатом «Плоды»
– Что появляется на месте цветка? (Плод)
– Что есть внутри плода? (Семена)
– Давайте проверим. (Разрезает)
– Что употребляют в пищу у огурца и помидора? (Плод)
3 группа: морковь, свекла
– Представим, как растет морковь и свекла.
Работа с плакатом «Видоизменения корней»
– Листья есть? (Да)
– Стебель? (Да)
– Что идет после стебля? (Корень)
– Так что же мы употребляем в пищу? (Корень)
– Он отличается от остальных корней, эти корни хорошо разросшиеся. Вот их мы и употребляем в пищу. И называются они «Корнеплоды».
Слайд «Корнеплоды».
4 группа: (картофель)
– Какую часть картофеля употребляем в пищу? (Предполагаемый ответ: плод)
– Кто с родителями занимался посадкой картофеля?
– Когда вытаскиваем куст из земли, что находится внизу? (Корни)
– Значит, у картофеля есть корень? (Да)
– Значит картофель уже не корень? (Нет)
– Что идет до корня? (Стебель)
– Так что такое картофель? (Стебель)
Работа с презентацией: показ частей картофеля на слайде.
– Правильно он называется «клубень».
Клубень – это видоизмененный стебель, на поверхности которого есть углубления. В них расположены глазки – почки. Картофель с почками называется побег.
III. Вывод: В каких овощах и что мы употребляем
IV. Работа с флеш-анимацией
Задание 1: расставить высказывания в нужные ячейки.
Задание 2: собрать урожай, разгадав загадки
V. Итог урока
– Подведём итог. Узнали ли вы, какие части растений мы используем в пищу? Какие? (Лист, плод, корень, стебель)
– У каких растений лист?
– У каких растений плод?
– У каких растений корень?
– У каких растений стебель?
– Что нового узнали на уроке?