Основное меню

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Методическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Обучение грамоте

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Литературное чтение

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Окружающий мир

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

 

Термин "задание” находит свое применение как в самых различных отраслях знаний, так и в обиходе. В самом широком смысле термин "задание” можно понимать как предложение, обращенное к тому или иному субъекту и требующее выполнения от него тех или иных действий. Эти действия могут носить самый различный характер. Говоря о заданиях в процессе обучения, М.А. Данилов отмечает: "Иногда полагают, что движущей силой учебного процесса является учитель, его объяснения, указания, задания. Подобная концепция обучения ясно выступает на уроках некоторых учителей. Они непрерывно объясняют, указывают, командуют, а на долю учеников остается лишь подражательно-исполнительные функции”. Урок такого учителя состоит в основном из заданий: "Достаньте тетради. Вспомните решение задач на объем. Откройте задачник на странице 78, возьмем задачу № 598. Алеша пойдет к доске. Будем проверять домашнее задание. Как решили первую задачу?”.

Подобные задания несут на себе в основном организационную нагрузку и не оказывают положительного влияния на характер овладения учебным предметом. Более того, как верно указывает М. А. Данилов, "подобный урок дает основание полагать, что учитель представляет учебный процесс не иначе, как с постоянно заторможенной пассивной ролью учащихся, в силу чего учителю ежеминутно приходится подталкивать их, двигать учебный процесс своими словами и жестами”. Но помимо вышерассмотренных заданий существуют и другие, о которых можно с уверенностью сказать, что от их характера во многом зависит ход обучения в школе. Речь идет о заданиях, которые тесно связаны с логикой учебного предмета и которые обусловливают умственную и практическую деятельность учащихся. По поводу таких заданий М. А. Данилов пишет, что если выдвинутое задание вызывает собственное стремление учеников к познанию нового, неизвестного и к применению познанного ими, то можно думать, что в способности ученика видеть задачу, в стремлении найти ее решение кроется тайна успешного обучения и умственного развития школьников. "Все те изменения в сознании и поведении школьников, которые происходят в обучении, есть результат напряжения мысли учащихся, итог их усилий в усвоении знаний, умений и навыков, в выполнении учебно-практических заданий”.

Прежде чем перейти к непосредственной характеристике учебных заданий по математике, необходимо уточнить понимание некоторых терминов в дидактике, соотносящихся с термином "учебное задание”.

Упражнение, познавательную задачу можно считать разновидностями учебного задания, так как они используются в процессе обучения с определенной дидактической целью. Так упражнение ставит цель овладения тем или иным навыком. Термин "упражнения” наиболее удобен в этом смысле, так как, действительно, для формирования определенного умения необходима тренировка, упражнение, но в таком случае упражнение скорее можно понимать как действие (физическое или умственное), которое возникает под влиянием того или иного задания. Учебные задания, которые требуют от школьников либо подражания (выработка умения писать определенную цифру или букву), либо тренировки в применении знаний, умений и навыков, приобретенных ранее под руководством учителя, в условиях, аналогичных тем, в которых они формировались (например, умножение и деление на 10, 100 и т. д.), целесообразно называть упражнениями.

Познавательная задача также связана с определенной дидактической целью, ее решение обращено на получение новых знаний.

Говоря о познавательных задачах в обучении истории, И. Я. Лернер пишет: "Прежде чем вводить в практику обучения познавательные задачи, надо было выяснить, как учащиеся справляются с такого вида заданиями”. Проводя далее анализ заданий в учебниках истории и группируя их с точки зрения уровня познавательной деятельности учащихся, И. Я. Лернер выделяет задания на воспроизведение и закрепление готовых знаний и задания на развитие самостоятельности и творчества, к числу которых относит познавательные задачи.

Мы не ставим задачу рассмотреть какой-то особый вид учебного задания и определить его место в процессе обучения. Мы рассматриваем учебное задание в тесной связи с методикой предмета и говорим о его характере в зависимости от той умственной деятельности, которую вызывает учебное задание у школьников. Характер учебных заданий вскрывает внутреннюю сущность методов обучения, используемых учителем, позволяет конкретизировать каждый метод с точки зрения его познавательного значения. Например, используя метод работы с книгой или учебником, учитель может ограничиться заданием: "Прочитай и расскажи”. Но тот же метод работы может сопровождаться и такими заданиями, как: найти в тексте ответы на вопросы, отыскать главную мысль прочитанного, описание явлений, событий, сравнить их между собой, осмыслить причины явления, привести доказательства...

То есть применение одного и того же метода в одном случае вызывает репродуктивную деятельность учащихся, в основе которой лежит воспроизведение, а в другом случае побуждает ученика к продуктивной деятельности, в основе которой лежат такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение. В зависимости от тех или иных заданий, которые сопровождают данный метод, изменяется и его роль в процессе обучения и появляется возможность говорить о вариативности использования одного метода. Для того чтобы более конкретно охарактеризовать тот или иной метод, дидакты обращаются к характеристике заданий. Так, характеризуя изменение метода в зависимости от дидактических целей, можно указать следующие особенности заданий. Например, при изложении учителем новых знаний необходимы задания, которые должны подготовить учащихся к восприятию нового материала. Эти задания могут быть представлены в виде вопросов, предложения прочесть ранее пройденное, что необходимо для понимания нового задания, связанного с наблюдением, с собиранием фактов, которые затем будут осмыслены учениками при изложении новой темы.

В связи со второй дидактической целью — закреплением учащимися знаний — характер заданий изменяется. Учащимся предлагаются задания, требующие самостоятельного применения полученных знаний, объяснения какого-либо нового факта, явления, не упоминавшегося в изложении учителя, ответы на вопросы, придумывание новых примеров.

Лернер И. Я. и Скаткин М. Н. в своей статье "О методах обучения” указывают, что более детальная разработка каждою из методов заключается в составлении конкретных заданий по каждому учебному предмету в соответствии с этапами познания. Предлагая школьникам учебное задание, учитель предвосхищает, какие виды умственной деятельности вызовет его выполнение у учащихся. Отсюда следует, что характер и последовательность задании определяет процесс овладения знаниями. Овладеть тем или иным содержанием — это не единственная цель, стоящая перед обучением в школе. Важен процесс этого овладения, от которого в большой степени зависит развитие учащихся. Характер же этого процесса во многом определяется учебными заданиями.

В зависимости от деятельности, осуществляемой учеником в процессе выполнения задания, наиболее распространены их следующие виды: задания, требующие подражания, когда учитель дает образец выполнения задания, сопровождая свои действия необходимыми пояснениями, а дети следят за показом и затем воспроизводят, стремясь при этом достичь наибольшего сходства с образцом; задания тренировочные, требующие от учеников самостоятельного применения знаний, умений и навыков, приобретенных ранее под руководством учителя в условиях, аналогичных тем, в которых они формировались; задания, требующие от детей применения приобретенных ранее знаний в условиях, в большей или меньшей степени отличающихся от тех, которые имели место при их формировании; задания, которые способствуют проявлению у детей активной мысли, творчества (это задания, требующие от учащихся самостоятельного получения нового вывода на основе наблюдений, анализа условий выполнения того или иного задания).

Учитывая специфику курса математики в начальных классах, можно выделить виды заданий, в основе которых лежит:

— запоминание таблицы арифметических действий;

— владение вычислительными приемами;

— связь определенного понятия с тем или иным арифметическим действием;

— непосредственное применение нужного правила;

— выделение различного и сходного;

— выделение какой-либо закономерности на основе наблюдений;

— косвенное применение того или иного правила;

— выяснение причинно-следственных связей.

Приведем те основания, которыми мы руководствовались, располагая виды заданий в вышеприведенной последовательности. Для этой цели проанализируем деятельность учеников, вызываемую каждым видом задания. Так, выполнение заданий первого вида основано только на деятельности памяти (ребенок заучивает, например, таблицу сложения и таблицу вычитания в пределах 10 либо запоминает порядок чисел, образующих натуральный ряд, и на этой основе выполняет предложенное ему задание, присчитывая или отсчитывая по одному). Типичная форма заданий такого вида: "Вычисли”, "Реши пример”, при этом ученику предлагаются лишь в другом порядке те же самые примеры, которые имеют место в таблице. Ученик просто припоминает требуемый от него табличный случай.

Надо сразу отметить, что если в учебном процессе выполнение данного вида заданий занимает большую часть времени, то обучение превращается лишь в тренировку.

Задания, в основе выполнения которых лежит владение учеником вычислительным приемом, можно поставить на более высокую ступень. Их выполнение уже не может быть основано на механическом запоминании, так как большое разнообразие, например, случаев сложения и вычитания ученик не в состоянии запомнить. Овладение приемами вычислений требует прежде всего понимания и усвоения разрядного состава числа, на основе чего и строится большинство вычислительных приемов. Но несмотря на то что выполнение данного вида заданий связано с таким сложным вопросом, как осознание десятичной системы счисления, мы ставим эти задания на вторую ступень, так как то арифметическое действие, которое должен выполнить ученик, заранее определено (нужно, например, сложить или вычесть). Речь в данном случае опять идет о той же форме задания: "Вычисли”, "Реши пример”.

Большинство заданий по математике в начальной школе так или иначе связано с вычислениями, но когда выполнение вычислительных операций служит определенной цели или основано на применении какого-либо понятия, применении правила, мы имеем уже другой вид задания, который стоит на более высокой ступени, так как его выполнение требует от ученика установления тех или иных связей. Например: "Увеличьте 5 на 2”. Чтобы выполнить задание, ученик должен понять и запомнить, что значит "увеличить”. Путь к выполнению задания состоит уже из двух шагов: сначала ученик должен соотнести понятие "увеличить” с нужным арифметическим действием и только после этого выполнить вычисления. Или, например, задание: "На сколько пять больше трех?” Чтобы выполнить его, ученик должен прежде всего знать правило: "Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее”. Мы опять имеем два шага — воспроизведение правила и выполнение вычислительной операции. По сравнению с заданиями первого и второго вида эти задания являются более сложными для ученика, так как требуют усвоения того или иного понятия или правила и умения применить его.

Для выполнения заданий на выделение различного и сходного ученик не только должен владеть определенным запасом понятий и терминов, без чего операция сравнения носит формальный характер, когда школьник выделяет только внешнее сходство или различие тех или иных объектов, не только устанавливать те или иные связи, но и проявить наблюдательность, а также проанализировать данные, полученные в процессе наблюдения. Примеры таких заданий:

— Чем похожи пары примеров?

3+5 8—3

7+2 9—7

6+3 9—3

- Что сходного и различного вы находите в уравнениях?

х+14 = 35 х+14 = 30+5

— Что сходного и различного вы находите в примерах?

15+18 = 33 15+9=24

— Укажите на сходство и различие выражений:

(17+19) + 1 (19+1) + 17

— Укажите на сходство и различие выражений:

3+5 3+(2+3) (1+2)+5 (1+2)+ (2+3)

— В чем сходство и различие пар чисел?

17 и 77, 71 и 17

Задания на выявление какой-либо закономерности на основе наблюдений, так же как, и задания на выявление различного и сходного, требуют от учеников выполнения самых разнохарактерных действий: владения вычислительными навыками, понятиями, умением наблюдать, анализировать. Но в отличие от заданий предшествующего вида, где ученику прямо указывается способ выполнения задания (надо найти различное и сходное), в заданиях данного вида такое указание отсутствует. Ученик самостоятельно должен прибегнуть к наблюдению, проанализировать полученные данные и обобщить их. Например:

— Как изменяется сумма в данных примерах? Как изменяется слагаемое? 17+9 = 26, 17+10 = 27, 17+11 = 28, 17+12 = 29. (Чтобы ответить на вопрос, как изменяется?, нужно прибегнуть к сравнению, только тогда можно установить закономерность изменения суммы)

— По какому правилу записан ряд чисел? Продолжите этот ряд: 10, 12 14, 16, 18, 20, 22,....

— Перепишите числа в порядке возрастания. Вставьте недостающие числа, чтобы каждое следующее было на 2 единицы больше предыдущего: 17, 21, 13, 25.

Задания, выполнение которых основано на косвенном применении правила помимо различных видов деятельности, указанных в предыдущих заданиях, требуют от ученика еще и некоторой сообразительности, которая обусловливается системой знаний, сложившейся у ученика, а также его общим развитием. Поэтому задания этого вида представляют для ученика большую сложность, чем предшествующие. Например:

— Можно ли сказать, не вычисляя, будет ли значение выражений в каждом столбике одинаковым?

(17+3)+7 (18+9)+2

(3+7) + 17 (18+2)+9

(17+7)+3 (10+2) + 18

— На сколько 44 меньше 81? 44+х=81.

На сколько сумма меньше неизвестного числа? 18+х=24.

Задания на выяснение причинно-следственных связей мы ставим на самую высокую ступень, так как для их выполнения ученик должен привести ряд логических рассуждений и сделать из них определенные выводы, которые и явятся обоснованием выполняемых действий. Этот вид заданий тесно связан с предыдущим, но требует от ученика более связного и точного выражения мыслей в слове.

— Почему изменяется значение суммы?

13+7 = 20 13+9=22 13+11=24 13+13 = 26

— Могут ли значения неизвестного быть одинаковыми в уравнениях? Объясните свой ответ: х+13=26 х+14 = 26

— В каком уравнении значение неизвестного будет больше? Почему?

х+14 = 30 х+19 = 30

Ориентировка на вышерассмотренные виды позволяет все многообразие заданий по математике использовать в их усложняющейся последовательности, что способствует проявлению разнообразной деятельности учащихся и оказывает положительное влияние на их развитие.

Помимо указанных видов заданий можно назвать и некоторые признаки, руководствуясь которыми можно усложнять задания каждого вида. Это число соотносимых данных в условии задания, число взаимосвязей, которые должен установить ученик в ходе выполнения задания, возможность нескольких вариантов выполнения задания.

Таким образом, в основе выделения видов учебных заданий лежит изучение мыслительной деятельности школьников. Это, вероятно, самый эффективный путь сделать учебные задания не только средством усвоения знаний, умений и навыков, но и средством развития учащихся.

Иностранные языки

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Природа и экология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Наша родина

Рисование

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Проверка учебных достижения

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Мы - всезнайки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru