Основное меню

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Методическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Обучение грамоте

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Литературное чтение

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Окружающий мир

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

 

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.

Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся начальных классов нередко прибегают к помощи родителей. Зачастую задачи и примеры, выполненные ребенком на черновике, проверяются старшими, ошибки исправляются без какого-либо анализа, работа чисто и аккуратно переписывается в тетрадь.

Если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.

Такая проверка домашнего задания соответственно влияет и на характер его выполнения. Ученик старается только аккуратно оформить работу, не разобравшись до конца в тех заданиях, которые он должен был выполнить.

Следствием же такой методики проверки обычно является то, что ученик не может справиться с самостоятельной работой в классе даже в том случае, если она аналогична домашней, не умеет думать и рассуждать, не уверен в своих силах. Поэтому учителю не следует ограничиваться только проверкой домашней работы после уроков и простым воспроизведением выполненных учащимися домашних задании во время фронтальной проверки, а необходимо использовать различные способы и приемы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие установить, самостоятельно ли дети выполнили данную работу.

Продумывая способы проверки домашних заданий, учитель должен иметь в виду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функции проверки позволяет повысить ее воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий.

Проверка домашней работы должна стать органической частью урока, т. е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов.

Рассмотрим такой пример. Дома учащиеся решали задачу: "В одной комнате 5 стульев, а в другой на 3 стула больше. Сколько стульев во второй комнате?” Цель урока, на котором проверяется выполнение этой домашней задачи, — формирование умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа.

Продумывая последовательность заданий на данном уроке, учитель прежде всего имеет в виду проверку домашнего задания и, основываясь на этом этане, строит свою дальнейшую работу.

Задания выстраиваются в следующей последовательности:

1. Решите устно задачу: "В одной комнате 5 стульев, а в другой на 3 стула меньше. Сколько стульев в другой комнате?”

— Откройте тетради с решением домашней задачи. В чем сходство и различие классной и домашней задачи? (Сходство: даны числа 5 и 3. Вопросы задач одинаковые. Различие: в домашней задаче в условии дано, что во второй комнате стульев больше, а в условии классной задачи — меньше. Решение задач различно.)

— Каким действием решалась домашняя задача? Почему?

2. На доске текст: "На дереве сидели 5 птичек, 3 птички улетели”.

— Поставьте вопрос к данному условию. (Сколько птичек осталось?)

— Можно ли решить эту задачу так же, как домашнюю? (Нет. В домашней задаче 5 + 3 = 8, там есть слово "больше”, а здесь

птички улетели, их стало меньше.)

3. На доске текст: "На одном столе лежало 5 карандашей. Сколько карандашей лежало на другом столе?”

— Дополните условие задачи, чтобы она решалась так же, как домашняя,

Опять дети обращаются к домашней задаче. Сопоставляют ее решение с условием и по аналогии дополняют условие предложенной задачи.

Приведенные способы проверки активизируют деятельность учащихся. Контролируя, учитель обучает. При этом он использует различные методические приемы, способствующие формированию умения решать задачи, — это сравнение задач, дополнение условия задачи вопросом, недостающими данными. Предложенные задания постепенно усложняются: Дополнительные задания, связанные с проверкой домашнего задания, органически включаются в урок и служат достижению его цели.

Если проверку домашней задачи нельзя никак соотнести с целями урока, то при ее проверке полезно поставить ряд вопросов, которые позволят проверить, насколько учащиеся сознательно и самостоятельно подошли к решению задачи. Например, проверяя решение составной задачи: "У Коли было 15 коп. Он истратил на завтрак 10 коп., потом мама дала ему еще 20 коп. Сколько денег стало у Коли?”, можно поставить следующие вопросы:

1. Сколько денег у Коли осталось после того, как он позавтракал? (5 коп.)

2. На сколько копеек у Коли стало больше, чем было? (На 10 коп.) Почему? (Он истратил 10 коп., а мама дала ему еще 20 коп.)

3. Сколько раз Коля может еще позавтракать после того, как мама дала ему 20 коп.? (Еще 2 раза.)

4. Сколько копеек Коле не хватает, чтобы позавтракать третий раз? (5 коп., так как завтрак стоит 10 коп.)

Такая беседа позволит не только проверить самостоятельность решения домашней задачи, но и поможет ученику лучше разобраться в связях между числами, имеющими место в данной задаче.

Проверяя решение домашних примеров, можно повторить и закрепить различные вопросы курса. Это можно сделать, предложив учащимся следующие задания:

8—6 = 2 4 + 6=10 7—3 = 4 9—8=1 10—5 = 5 2 + 5 = 7 5 + 4 = 9 1+7 = 8

1. Прочитайте примеры, в которых вы находили сумму.

2. Прочитайте примеры, в которых находили разность.

3. Прочитайте примеры, при решении которых мы использовали переместительное свойство сложения.

4. Назовите случаи состава числа 10, которых нет в домашних примерах. Аналогичный вопрос можно задать по отношению к числам 7, 8, 9.

Способ проверки тех же примеров может носить косвенный или опосредствованный характер, например:

1) Составьте из всех примеров на вычитание примеры на сложение и прочитайте их.

Составляя пример на сложение,-ученик использует тот пример на вычитание, который он решил дома, т. е. по тому, как учащийся составит пример на сложение, учитель может судить о правильности решения домашнего примера. (Ответ: 3 + 4 = 7, 4 + 3 = 7.) Можно также уточнить, каким примером из домашнего задания пользовался ученик.

2) -Из каждого примера на сложение составьте два примера на

вычитание и прочитайте их.

Используя косвенный способ проверки, учитель может поставить перед учащимися и такие вопросы:

1) Какое число нужно вычесть из 8, чтобы получить 2? Какой пример из домашней работы помог вам ответить на этот вопрос? (8—6 = 2.)

2) Какое число надо увеличить на 4, чтобы получить 9? (5; пример: 5 + 4 = 9.)

3) Какое число надо уменьшить на 3, чтобы получить 4? (7;

пример: 7—3 = 4.)

Возможны задания и такого характера:

9—х=1Укажите в домашней работе пример, который поможет вам найти неизвестное число в данном уравнении. (9—8=1.) Аналогичное задание предлагается с уравнениями:

х + 5 = 7 (2 + 5 = 7) х—5 = 5 (10—5 = 5)

В данном случае не имеет значения тот факт, что с решением уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого учащиеся еще не знакомы.

При проверке домашних примеров можно поставить перед учащимися обратную задачу, которую они могут решить, опираясь на выполненные дома примеры.

Например, на доске записаны равенства:

П + 7 = 8 С—3=4 8—П = 2 П+6=10 9— П = 1 П+4 = 9 10—П = 5 2 + П=7

Учитель предлагает задание: "Вставьте пропущенные числа, чтобы полученные равенства были верными”.

После этого примеры, записанные на доске, сопоставляются с примерами в тетради.

Все перечисленные способы могут быть использованы при проверке вычислений в любом концентре. Следует только учитывать

те новые знания и умения учащихся, которые они приобретают в процессе изучения курса.

Например, при проверке правильности вычислений возможна постановка таких заданий:

56—3 74—20 35 + 2 46 + 30 50—6 56 + 3 74 + 20 35 + 20 46—30 58—6

1) Прочитайте примеры, в которых находится сумма двузначных чисел.

2) Прочитайте примеры, в которых находится разность двузначных чисел.

3) Прочитайте примеры, при решении которых вы использовали вычитание из числа 10.

4) Прочитайте примеры, в которых ответ равен: 3 десяткам, 7 единицам; 5 десяткам 5 единицам; 1 десятку 6 единицам.

5) Прочитайте примеры, в которых данное число ув'„ личпвает-ся на несколько единиц, на несколько десятков; уменьшается на несколько единиц, на несколько десятков.

При проверке решения тех же примеров можно использовать и такой прием. На доске запись:

56—3 . . . 56 + 3

74—20 . . . 74+-20

35 + 2 . . . 354-20

46 + 30 . . . 46—30

50—6 . . . 58—6

Ученикам предлагается сравнить данные выражения, воспользовавшись для этой цели примерами, которые решались дома. (Ответ: 56—3<56 + 3, так как 56—3 = 53, 56 + 3 = 59, 53<59.) Можно усложнить задание, сравнивая числовые выражения не в той последовательности, в какой они даны в домашнем задании, например: 74—20 . . . 58—6; 35 + 20 . . . 74—20. Это потребует от учеников еще большего внимания при проверке.

Использование различных способов проверки для закрепления и повторения возможно и при проверке решения уравнений. Например, учащиеся решали дома уравнения: x+4 = 7, 3+x=6, х + 7= 10. Учитель может предложить такие задания:

1) х, 7, 6, 3. Составьте из данных чисел одно из уравнений, которое вы решали дома. (3 + x = 6.)

2) Можно ли составить другие уравнения с этими же числами? (x + 6 = 7; x + 3 = 6; x + 3=7.) Решите уравнения.

Пока учащиеся решают самостоятельно составленные уравнения в тетрадях, учитель проходит по классу и выясняет, как ученики справились с домашним заданием. Слово предоставляется ученику, который допустил в домашней работе ошибку.

3) Почему в уравнении х + 4 = 7 x = 3? (Если подставить вместо х число 3, то получим верное равенство 3 + 4 = 7.)

4) Какое из чисел —2, 5, 3, 4, 8 —является ранением уравнения x+7= 10? Почему?

Особую значимость приобретает проверка домашней работы, если она органически связана с изучением нового материала. Учителю в этом случае необходимо продумать как само домашнее задание, так и вопросы, связанные с его проверкой. Рассмотрим, как можно организовать работу на примере изучения темы.

В начале урока проверяется домашняя задача: "Для школы купили 10 портретов по 3 руб. и 2 портрета по 5 руб. Сколько денег уплатили?”

Учитель заранее пишет краткую запись домашней задачи на доске:

10 п. по 3 р. 2 п. по 5 р. Помимо этого на доске записана краткая запись другой задачи:

1 — 10 п. по 3 р.

II —10 п. по 5 р.

— Посмотрите, на доске записаны две задачи, одну из них вы решали дома. (По краткой записи воспроизводится домашняя задача и ее решение.)

— А теперь послушайте вторую задачу: "Одна школа купила 10 портретов по 3 руб., а другая 10 портретов по 5 руб. Сколько денег уплатили за все портреты?”

Выясняется сходство и различие классной и домашней задач,

предлагается записать решение классной задачи выражением 3*10 + 5*10.

— Можно решить классную задачу другим способом? (Если учащиеся затрудняются, учитель ставит вопрос по-другому: "Можно ли решить классную задачу таким способом: (3 + 5)*10?”)

— Можно ли решить домашнюю задачу другим способом? (Нет.) Почему? (Количество купленных портретов различно.)

Сопоставление классной и домашней задач помогает учащимся понять, в каком случае мы можем сумму двух произведений заменить умножением суммы на число.

— Как можно изменить условие домашней задачи, чтобы можно было решить ее двумя способами?

Изменения вносятся в краткую запись домашней задачи на доске:

2 п. по 3 р. 2 п. по 5 р.

— Запишите решение этой задачи выражением: 3*2 + 5*2=(3 + 5)*2 =

Таким образом проверка домашнего задания подвела учащихся к изучению нового материала.

После проведения такой работы можно предложить ученикам решение примеров двумя способами (№ 491, 1-й и 2-й столбики),

(2+8)*8= (3 + 4)*6 = 2*8 + 8*8= 3*6 + 4*6=

На дом предложить № 491 (3-й и 4-й столбики):

(10 + 9)*4 (9+1)*7 (10+2)*8 (6 + 4)*10

Проверку этого домашнего задания на уроке можно провести следующим образом:

1. Найдите произведения, используя домашние примеры:

19*4 10*7 12*8 10*10

Почему можно воспользоваться домашними примерами?

2. Сравните выражения:

(10 + 9)*4 ..... 19*4 (9+1)*7 ..... 10*7

3. Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верными. Используйте домашние примеры.

(10+¨ )*4=10*4+¨ *4

(10 + 2)* ¨ = 10*8 + 2*8 и т. д.

В данном случае в ходе проверки закрепляются знания, полученные на предыдущем уроке. На дом задается № 500:

7*2 + 7*8 10*2+10*3 4*6 + 6*6 2*10 + 3*10

Проверка осуществляется следующим образом:

— Вычислите выражения, используя домашние примеры:

7*(2 + 8)

6*(4 + 6)

10*(2 + 3)

Какие примеры из домашней работы вы использовали? Обоснуйте свой ответ.

В учебниках не предусматривается взаимосвязь домашнего задания с материалом, предлагаемым для каждого следующего урока, поэтому учителю следует самому творчески подходить к выбору заданий для домашней работы. Переходя к изучению темы "Умножение суммы на число”, целесообразно предложить, например, такие задания на дом:

1. Найдите значения выражений: 3*2 + 4*2, 5*3 + 4*3, 3*5 + 4*5, 3*4 + 6*4.

2. Задача: "3 девочки сделали для елки по 4 красных хлопушки, а 3 мальчика — по 5 синих хлопушек. Сколько всего хлопушек

сделано для елки?” Запишите решение задачи выражением. Сделайте к задаче рисунок, обозначая красные хлопушки -красными кружками, а синие — синими.

Проверку домашнего задания следует органически включить в урок, связанный с изучением нового материала.

Рассмотрим возможный вариант такого урока.

В устный счет целесообразно включить упражнения, связанные с повторением табличных случаев умножения. Затем предложить найти значения выражений, записанных на доске: (3 + 4)*2, (5+4)*3, (3 + 4)*5, (3 + 6)*4. Работа проводится устно, на доске записываются ответы. Затем учитель предлагает открыть тетради с домашним заданием и сравнить решенные примеры с домашними. Выясняется, не обратили ли учащиеся внимание на то, чем похожи между собой примеры, решаемые дома. (В каждом выражении одинаковые вторые множители.)

— Запишите в тетради выражение (учитель диктует): "Сумму чисел 3 и 4 умножить на 2”. Запишите, чему равно значение выражения. Выпишите пример из домашнего задания, в котором получился такой же ответ. Запись в тетради:

(3 + 4)*2=14 3*2 + 4*2 = 14

Аналогичная работа проводится со следующими выражениями (учитель диктует, учащиеся записывают в тетради):

(5 + 4)*2= 18 (3 + 4)*5 = 35 (3 + 5)*4 = 36 5*2 + 4*2=18 3*5 + 4*5 = 35 3*4 + 6*4 = 36

— Посмотрите внимательно на записанные пары примеров. Чем похожи между собой первые примеры каждой пары? (Везде сумма умножается на число.) Сравните между собой вторые примеры каждой пары и ответьте на вопрос: как можно умножить сумму на число?

После этого рассматривается рисунок 3 к домашней задаче. Обсуждается, нельзя ли задачу решить другим способом.

Если учитель систематически связывает проверку домашнего задания с изучением нового материала, с проведением устного счета, с закреплением и повторением материала, то учащиеся более ответственно относятся к домашнему заданию, стараются выполнить его самостоятельно, чтобы быть готовыми к тем вопросам, которые ждут их на уроке.




Полезной в этом же плане является работа и по составлению различных вопросов к домашнему заданию самими учащимися. Данная работа является естественным продолжением использования различных приемов проверки домашнего задания учителем и служит не только активизации деятельности учащихся во время проверки, но и формированию у них навыков самоконтроля. Начать эту работу учитель может следующим образом. На одном из уроков он сообщает учащимся, что сегодня проверять домашнюю работу будет кто-то из учащихся (такую работу можно начать в конце обучения во II классе). Приведем конкретный пример.

Домашняя работа: № 936, 938. Задача: "В одну школу привезли 298 парт, а в другую на 123 парты больше. Сколько парт привезли в обе школы?”

№ 938. 340+17*3 + 200 3*26—44:22

860—24*2+120 500—100:25*1-10

750 + 48:2—200 800—56:4*4-40

При проверке домашней задачи ученик поставил вопросы:

— Во сколько действий решили задачу? Какое первое действие? Почему? Какое второе действие? Почему? Измените условие задачи, чтобы в первом действии было вычитание.

Учитель дополнил вопросы ученика: "Как по-другому можно сформулировать условие задачи, чтобы ее решение было таким же?” При проверке примеров (1-й столбик) ученик поставил вопросы:

— Прочтите пример, в котором самый большой ответ. Прочтите пример, в котором самый маленький ответ. Расскажите, как решали первый пример. Почему сначала нашли произведение 17*3?

Учитель дополнил. "Назови ответы примеров в порядке возрастания”. Такие же вопросы можно предложить при проверке 2-го столбика.

Безусловно, систематическая работа учителя по использованию различных приемов проверки домашних заданий не прошла бесследно. У учащихся постепенно формировалась способность самостоятельно анализировать то, что они выполняли дома.

Можно даже предлагать учащимся дома продумать, как они будут проверять домашнее задание в классе, какие вопросы и задания предложат. Постановка вопросов самими учащимися является полезной в различных аспектах, поэтому не следует учителю жалеть времени на проведение такой работы.

Взаимопроверка домашнего задания — это наиболее высокая ступень самостоятельной деятельности учащихся. К использованию этого приема учитель может приступить только после того, как в процессе своей работы будет применять на уроке различные приемы проверки домашней работы. Только в этом случае взаимопроверка будет носить не формальный характер, а осуществляться сознательно и ответственно.

Иностранные языки

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Наша родина

Рисование

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Проверка учебных достижения

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Мы - всезнайки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru