Русский язык

Окружающий мир

 

Цели:

познакомить учащихся со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибы»;

отрабатывать навыки выразительного чтения;

развивать память, речь, внимание;

воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроения поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в прозаическом тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: портрет В.Берестова, сборники его стихов; картины на тему осени; презентация «Грибные загадки»


ХОД УРОКА


1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

а) выразительное чтение стихотворения об осени.
б) чтение своих стихотворений об осени.

3. Речевая разминка

– Вставьте пропущенные в стихотворении слова, научитесь читать выразительно. Попробуйте выучить его за одну минуту.

Жёлтое солнце на землю….
Жёлтый подсолнух за солнцем…
Жёлтые груши на ветках…
Жёлтые листья с деревьев…

(Ответ: глядит, следит, висят, летят)

4. Постановка целей урока

– Какую тему мы продолжим изучать сегодня? (Осеннюю)
– Сегодня мы познакомимся со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибы».
– Скажите, куда мы отправимся? (В лес)
– И о чём мы будем говорить? (О грибах)
– Верно. Мы узнаем кое-что о грибах и познакомимся с новым видом текста.

5. Работа по теме урока

(Тексты читают: учитель, хорошо читающие учащиеся)

– Сравните два текста. Какой из них написал учёный, а какой поэт? Объясните. («Хитрые грибы» –  это стихотворение, а «Грибы» –  научный текст)
– Что вы узнали о грибах из энциклопедической статьи?  (Грибы –  это не растения. Существуют около ста тысяч видов грибов)
(Самостоятельное чтение стихотворения «Хитрые грибы» и статьи «Грибы»)

6. Физкультминутка

Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:
Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучок давно засох,
Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
 Это я, я, я!

7. Продолжение работы по теме урока

– Кто из вас собирал грибы? Расскажите, что вы знаете об этом занятии?
– Что можно делать с разными грибами для употребления в пищу? (Сушить, тушить, жарить, варить, солить, мариновать)
– Сейчас вы услышите новую информацию о грибах. Будьте внимательны. Определите, какая информация, по вашему мнению просто интересная, а какая важная (и её необходимо запомнить)

Сбор грибов в народе называют «тихая охота».

Из ста тысяч видов грибов к съедобным относятся только сто видов.

Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу (иначе на этом месте они уже не вырастут)

Незнакомые грибы брать нельзя (они могут оказаться несъедобными, ядовитыми)

Незнакомые грибы не надо сбивать ногами(потому что ими могут лечиться животные)

– Памятка  грибнику


– Знаете ли вы грибы? Отгадайте загадки Ольги Дружковой.

1. Молодые ребята
Все рядком да рядком
Вокруг стола сели
Да шляпы надели.  (Опята)


2. Под осиною ребятки
Бегают – играют в прятки,
Где один покажется –
Там и другой окажется. (Подосиновики)


3. Бежала лисица
К речке напиться,
Где махнула хвостом –
Там вырос гриб
Под кустом:
Лисичкина сестрёнка
В оранжевой юбчонке. (Лисички)


4. В белом парике
Да в белом пиджаке,
В шляпке ярко-красной,
Красивой да опасной.
Кто его с собой возьмёт –
Тот и горюшка хлебнёт. (Мухомор)


5. Шустрые ребятки
Натянули шляпки,
Шляпки на подкладке,
Скользкие да гладкие. (Маслята)


6. Грозный стройный пан,
Владыка всем грибам,
Ему не знакома грусть,
Его называют… (груздь)


7. В бурой кепке
Белый крепыш,
Плечи расставил,
Ножки расставил,
В землю врос:
Кто б увидел –
С собой унёс. (Боровик)


8. В белой шляпке
Красная дама.
Смотрит свысока –
Ручки в бока,
Богата и важна,
Да никому не нужна. (Поганка)


– На какие группы можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные)
– Распределите наши грибы в нужные группы. Какие грибы ещё можно добавить к ним?

8. Рефлексия

– Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

9. Подведение итогов урока

– Что нового узнали на уроке?
– Какие названия съедобных грибов вы запомнили?

10. Домашнее задание

а) Нарисовать грибы, которых нет в учебнике, и подписать их названия. Можно также найти иллюстрации.
б) Подготовить выразительное чтение стихотворения (с.76) Можно также найти другое стихотворение о грибах.

 

Проверка учебных достижения