Русский язык

Окружающий мир

 

Цели: ознакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро»; развивать умения выразительно читать произведе­ние, передавая интонацией настроение, находить нужный отры­вок в тексте по вопросам; учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; по­нимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение; звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство созда­ния картин.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; кар­точки (текст речевой разминки, задания).

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина.

III. Речевая разминка

— Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.

Я с морозами дружу,

Землю заметаю.

Прилетаю и кружу,

Песню завываю.

Ветерок — мой младший брат —

Мне всегда бывает рад. (Метель, пурга, вьюга, буран.)

Прочитайте с вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.)

— Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл за­гадки.

IV. Актуализация знаний. Введение в тему

— У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы мо­жете сказать об этих явлениях природы? (Высказывания детей.)

— Расшифруйте, что написано на доске (читайте только рус­ские буквы).


S3LHWMGHIESE LYNTPSWOL


(Зимнее утро.)

Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотво­рения с таким названием? (Предположения учащихся.)

— Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Хотите что-нибудь добавить к сказанному?

— Правы ли мы, узнаем после минутки отдыха.

V. Физкультминутка

Поймай снежок!

Не боимся мы пороши —

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам —

Снега хватит нам и вам!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение стихотворения «Зимнее утро» учителем

— Что вам особенно понравилось в стихотворении?

— Какие слова были непонятны?

Нега — блаженство.

Аврора — утренняя звезда.

Вечор — вчера.

Нынче — сегодня.

2. Работа над стихотворением

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте разделить его на части.

(Дети выполняют задание.)

— Прочитайте первую часть. О чем в ней говорится?

— Прочитайте вторую часть. (Во второй части описывается вечер, как злилась буря, и было очень печально.)

— Прочитайте третью часть. (В третьей части перед нами пред­стает картина природы. Она очень красива: блестя на солнце снег лежит, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом бле­стит.)

Почитайте четвертую часть. (В этой части перед нами кар­тина освещенной светом затопленной печи комнаты. Значит, там тепло и уютно.)

— Пятая часть? (В последней части говорится о том, что поэт приглашает свою героиню прокатиться на коне.)

Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение? (Нет. Сначала громко, выразительно, бодро. Потом с чув­ством грусти, печали. Затем спокойным, но звонким голосом. А вот последние шесть строчек снова громко, призывно.)

Ребята, в этом стихотворении мы увидели резкую смену настроения и картин в произведении. Такой прием называ­ется антитезой, или противопоставлением. Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Поэт использует его для яркости образа, для большой силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.)

3. Выразительное чтение стихотворения

— Почему Александр Сергеевич вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?

— Поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно.

- Прочитайте выразительно все стихотворение классу. (Выразительное чтение учащимися.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Чем занимались на уроке?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро».

 

Проверка учебных достижения