Русский язык

Окружающий мир

 

Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией на­строение; учить детей делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, отличать сказку от дру­гих произведений.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание прочитанного, высказывать свое от­ношение; объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря; называть волшебные события и предметы в сказке; выделять особенности литературной сказки.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись сказки; карточки (текст речевой разминки, за­дания).

 

Ход урока 1

 

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Дети читают выразительно стихи.

III. Актуализация знаний. Введение в тему

(В классе организована выставка книг — детских изданий ска­зок Пушкина. Висит портрет.)

1. Беседа

— Что вы помните из биографии поэта?

— Какие сказки Пушкина вы помните?

— Какие чудеса в них встречаются?

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не лю­бил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин первый из русских поэтов заговорил про­стым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Ро­дионовна. «Подруга дней моих суровых», — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услы­шал замечательные русские сказки.

В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, за­водил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов — старинные и грозные песни о горькой народной доле.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Ро­дионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено — и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.

«Что за прелесть эти сказки! — говорил он. — Каждая есть поэма». Под его легким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные бо­гатства русской поэзии.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, Царевну Лебедь, Черномора и морских бога­тырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но еще много звучных и силь­ных стихотворений, поэм, рассказов и повестей. Имя поэта никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!

2. Переход к изучению нового материала

— Рассмотрите книги. Сколько разных изданий! Скольких художников вдохновили сказки Пушкина!

— Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

— Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам на­звал произведение сказкой.)

— Что еще можно узнать из заголовка? (Из заголовка можно узнать о героях сказки.)

Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яков­левич Билибин.)

IV. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

V. Работа по теме урока

(Сказку читает целиком учитель. Можно прослушать аудио­запись. Ученики следят по учебникам.)

— Какие чувства остались у вас после чтения? (Ответы учеников.)

— Хороший ли конец у сказки? Почему? (У сказки хороший конец. Ведь в сказке добро всегда побеждает зло.)

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Докажите, что это сказка.

— Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?

- С какой сказкой ознакомились на уроке?

- Назовите героев сказки, которых вы запомнили.

- Какой эпизод из сказки понравился?

- Было ли вам жалко кого-нибудь или, наоборот, вы злились?

- Почему?

- Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему?

Домашнее задание

Прочитать сказку.

 

Ход урока 2

 

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близ­кими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Ро­дионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэ­зией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

— Прочитайте жужжащим способом. Что узнали из этих строк? (Как Александр Сергеевич слушал сказки.)

Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страш­ные сказки.

— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, шепотом, громко).

— Прочитайте выразительно.

III. Работа по теме урока Работа над сказкой

(Чтение 1-й части сказки учащимися.)

2. Составление картинного плана первой части сказки

— На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

3. Выборочное чтение

— Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

(Дети читают до слов «В те поры война была...».)

— Есть ли зачин в сказке? (Нет.)

О чем говорит отсутствие зачина? (Это говорит о том, что все происходит здесь, рядом, на Русской земле.)

С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была...» То есть начинается с обещаний.)

Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут...».)

Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле...».)

Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в боч­ке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

А каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам...)

Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)

Как спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)

IV. Физкультминутка

Ты летай, как бабочка,

Крылышками помаши.

Бабочка-порхалочка,

Ты ко мне спеши-спеши!

V. Закрепление изученного

Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»

— Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон...».)

— Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/Ви­дят холм в широком поле, /Море синее кругом...)

О чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)

Что значит «добрый ужин»? (Хороший.)

Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спа­сения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)

Зыбей — зыбь — легкая волна.

Клёв — клюв.

— Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».

— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

Град - город.

Колымага — большая старинная телега.

Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец — драгоценный головной убор.

— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

— Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сего­дня на уроке?

Домашнее задание

Прочитать отрывок. Разделить на части. Проил­люстрировать прочитанную часть сказки.

 

Ход урока 3

 

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Дубравы, где в тиши свободы,

Встречал я счастье каждый день,

Ступаю вновь под ваши своды,

Под вашу дружескую тень.

И для меня воскресла радость,

И душу взволновали вновь

Моя потерянная младость,

Тоски мучительная сладость

И сердца первая любовь.

— Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

III. Проверка домашнего задания

- Конечно, вы, ребята, догадались, чье это стихотворение. (Александра Сергеевича Пушкина.)

Строчки стихов Пушкина, словно тропинки, ведут нас в стра­ну его поэзии. Мы будем идти по тропинкам стихов и, как сказоч­ные богатыри, расти день ото дня. Пушкин будет с нами всегда, он расскажет о громких битвах и тихих таинственных дубравах, о Медном Всаднике и каменном Командоре. Улыбнется нам: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» «Здравствуй, Пуш­кин!» — скажем и мы с вами. А для этого отправимся в путешест­вие по неведомым дорожкам.

- Определите тему и цели урока.

— Вы должны были дома прочитать отрывок. На сколько ча­стей вы поделили прочитанное?

1) Первая встреча с отцом.

2) Первое чудо.

3) Гости у князя Гвидона.

4) Вторая встреча с отцом.

5) Второе чудо.

IV. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

V. Закрепление изученного

(Чтение отрывка, который читали дома. Беседа после чтения.)

— Что заставило Гвидона превратиться в комара? (Он захотел увидеть отца.)

— Прочитайте, каким увидел князь Гвидон своего отца. (Дети читают отрывок.)

— Почему повариха рассказывает о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, так как боится, что обман раскроется.)

— Как наказал свою тетку Гвидон? (Он впился тетке прямо в правый глаз.)

— Осуждает ли автор своего героя? (Нет, он его понимает и оправдывает.)

— Почему так захотелось Гвидону завести чудо-белочку? (Он надеялся, что отец узнает об этом и приедет к нему.)

— Получил ли князь это чудо? Прочитайте.

— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Он отправился в облике мухи.)

Прочитайте, какими предстали перед ним царь Салтан и ткачиха с Бабарихой и кривою поварихой. (Царь грустит, а они «злыми жабами глядят».)

— О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз? (О тридцати трех богатырях и дядьке Черноморе.)

— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. Они ока­зались братьями Царевны Лебеди.)

Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз? (Он был превращен в шмеля.)

О каком чуде узнал князь на этот раз? (Он узнал о прекрасной царевне.)

— Прочитайте, о каком чуде рассказала повариха. Как об этом же рассказывал Гвидон? С какой интонацией нужно про­читать? Чем отличаются их рассказы?

— Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха. А как о нем говорил Гвидон? Одинаково ли они рассказывают о чуде?

— Прочитайте, как автор описывает царя. Какое у него на­строение? Почему его настроение меняется? С какой инто­нацией нужно читать слова царя, когда он невесел, тоскует?

(Дети вместе с учителем обсуждают, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанным частям. Если не успевают на уроке, то дорисовывают дома.)

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Чем занимались на уроке?

Домашнее задание

Прочитать отрывок со слов «Князь у синя моря ходит...» до конца сказки. Разделить на части. Проиллюстри­ровать прочитанную часть сказки.

 

Ход урока 4

 

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Составление картинного плана.)

— Вы должны были дочитать сказку до конца. На сколько ча­стей вы поделили прочитанное? (На 4 части.)

1) Женитьба Гвидона.

2) Встреча гостей.

3) В гостях у Салтана.

4) Счастливая встреча. (Выставка детских рисунков.)

III. Обсуждение нового материала

(Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома. Беседа после чтения.)

— Ожидал ли князь, что царевна — это лебедь? (Он не ожидал, так как хотел идти искать ее даже очень далеко.)

Обрадовался ли он, когда увидел ее?

— Почему не сразу призналась Царевна Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы он сначала все об­думал, чтобы потом не раскаяться: Но жена не рукавица: / С белой ручки не стряхнешь /Да за пояс не заткнешь.)

— Расскажите и покажите свои иллюстрации. Какой вы пред­ставляли себе Царевну Лебедь? (Ответы детей.)

— Какое чудо вам запомнилось? Почему?

— Что вас более всего поразило в облике Царевны Лебеди?

— О чем Гвидон не забывает напомнить корабельщикам даже в момент женитьбы?

— Мы с вами говорили, что это сказка. А в сказке добро... (По­беждает зло.)

— Кто и как был наказан в этой сказке? (А ткачиха с повари­хой, / С сватьей бабой Бабарихой / Разбежались по углам; / Их нашли насилу там. / Тут во всем они признались, / Пови­нились, разрыдались...)

Простил ли их автор? (Да, он их простил.)

— А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки? (Ответы детей.)

— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

— Чему научила нас эта сказка? (Сказка учит доброте, тер­пению, мужеству, умению прощать и любить близких, не за­видовать другим черной завистью, а учиться радоваться за других.)

IV. Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся.)

Заметает все кругом Белоснежным серебром.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Характеристика героев

— Разберемся, какие герои в сказке. Откройте рабочие тетра­ди. Выпишите имена героев, разделив их на группы.

Герои

положительные

отрицательные

нейтральные

Сегодня мы будем давать характеристику героев по плану.

План

1. Имя героя, его место жительства.

2. Действия и поступки героя; их характеристика.

3. Внешность и характер героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Ваше отношение к герою.

(Учитель вызывает по одному ученику к доске, и ученик пы­тается с помощью класса дать характеристику царя Салтана, Гви-дона, Царевны Лебеди, Поварихи.)

2. Анализ сказочных примет

— Докажите, что прочитанное произведение — сказка. (Есть устойчивые эпитеты, повторы.)

— Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке Пушкина?

— Где в сказке встречаются троекратные повторы?

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Чем сказка А.С. Пушкина интересна современному читателю?

— Чему научила нас эта сказка?

Домашнее задание

Выучить отрывок из сказки.

 

Проверка учебных достижения