Русский язык

Окружающий мир

 

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Л. Дурова; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы.

Оборудование: выставка книг и портрет В.Л. Дурова; магнитная азбука.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Сорок сорок воровали горох,

Сорок ворон отогнали сорок.

Сорок орлов напугали ворон.

Сорок коров разогнали орлов.

— Прочитайте скороговорку самостоятельно (еще: разделив слова на слоги, шепотом, громко).

III. Введение в тему

— Ребята, назовите всех, кто упоминался в скороговорке. (Со­роки, вороны, орлы, коровы.)

Мы с вами продолжаем читать произведения о животных, ко­торые нас окружают.

— Прочитайте фамилию автора, рассказ которого мы сегодня прочитаем. (В.Л. Дуров.)

Слышали ли вы что-нибудь о нем?

IV. Работа по теме урока

Чтение рассказа учителем. Учитель выдерживает паузу после чтения и предлагает детям поделиться впечатлениями от прочи­танного.

V. Физкультминутка

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над содержанием текста

— От чьего имени ведется рассказ? (От имени автора.)

— Как это помогает передать чувства и настроение мальчика

— Как относится рассказчик к своему поступку? (Он очень п реживал за то, что сделал. Мальчик плакал, плохо спал; ее ночь ему мерещилась Жучка.)    

Что изумило героя в поведении Жучки на плацу? (Его удиви ло то, что Жучка появилась живая-здоровая. А самое главное поразило то, что собака, как ни в чем не бывало, подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у его ног.)

— Что почувствовал мальчик в этот момент? (Слезы выступили у него на глазах. Он нагнулся к собаке и стал ее обнимать и це­ловать в косматую морду. С тех пор он полюбил животных.)

2. Составление плана

- Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

План

1. Две Жучки.

2. Как проучить?

3. Жребий вытянут.

4. Казнь собаки.

5. Утро.

— Перескажите текст своими словами, пользуясь планом.

VII. Рефлексия

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

- Что вам захотелось сделать после этого урока?

VIII. Подведение итогов урока

- Подумайте, почему рассказ называется «Наша Жучка».

— Какими мыслями хотел поделиться Дуров со своими чита­телями?

Домашнее задание

Прочитать другие рассказы В. Дурова.

 

Материал для учителя

О дедушке Дурове

Владимир Леонидович Дуров (1863-1934) с детства любил животных и мечтал работать в цирке дрессировщиком. В то время постоянных цир­ков в России почти не было. Артисты переезжали из города в город, раскидывали полотняный шатер и в нем выступали перед публикой. Дуров поступил в труппу известного в то время циркача Ринальдо.

 

У него появились свои животные — козел Василий Васильевич, собака Бишка, гусь Сократ. Их он и дрессировал. Но дрессировал не так, как было принято в те годы, — палкой и побоями. Нет, Дуров обходился со своими животными ласково, терпеливо приучал их к себе, а за удачно исполненный трюк обязательно угощал каким-нибудь лакомством.

Выступления Владимира Дурова и его зверей публика - особенно дети — встречала с восторгом. Владимир Леонидович со своей необычной труппой объездил всю Россию. Много лет мечтал он о своем собственном театре, где главными артистами будут не люди, а звери. И ему удалось осуществить эту мечту: он приобрел в Москве дом, поселил в нем своих животных, устроил зал для выступлений перед публикой и назвал все это «Уголок Дурова».

Когда дедушка Дуров — так прозвали его дети — умер, ему на смену пришли новые поколения семьи Дуровых. Сейчас «Уголок Дурова» — это целый городок с театром, где звери выступают, зверинцем, где они живут, и даже со своим музеем.

Владимир Леонидович Дуров внимательно наблюдал за животными, изучал их поведение и написал об этом целый научный труд. А для ребят он создал книгу «Мои звери» — очень интересную!

 

Проверка учебных достижения