Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Л. Дурова; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы.
Оборудование: выставка книг и портрет В.Л. Дурова; магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали орлов.
— Прочитайте скороговорку самостоятельно (еще: разделив слова на слоги, шепотом, громко).
III. Введение в тему
— Ребята, назовите всех, кто упоминался в скороговорке. (Сороки, вороны, орлы, коровы.)
Мы с вами продолжаем читать произведения о животных, которые нас окружают.
— Прочитайте фамилию автора, рассказ которого мы сегодня прочитаем. (В.Л. Дуров.)
— Слышали ли вы что-нибудь о нем?
IV. Работа по теме урока
Чтение рассказа учителем. Учитель выдерживает паузу после чтения и предлагает детям поделиться впечатлениями от прочитанного.
V. Физкультминутка
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над содержанием текста
— От чьего имени ведется рассказ? (От имени автора.)
— Как это помогает передать чувства и настроение мальчика
— Как относится рассказчик к своему поступку? (Он очень п реживал за то, что сделал. Мальчик плакал, плохо спал; ее ночь ему мерещилась Жучка.)
— Что изумило героя в поведении Жучки на плацу? (Его удиви ло то, что Жучка появилась живая-здоровая. А самое главное поразило то, что собака, как ни в чем не бывало, подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у его ног.)
— Что почувствовал мальчик в этот момент? (Слезы выступили у него на глазах. Он нагнулся к собаке и стал ее обнимать и целовать в косматую морду. С тех пор он полюбил животных.)
2. Составление плана
- Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
План
1. Две Жучки.
2. Как проучить?
3. Жребий вытянут.
4. Казнь собаки.
5. Утро.
— Перескажите текст своими словами, пользуясь планом.
VII. Рефлексия
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
- Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
- Подумайте, почему рассказ называется «Наша Жучка».
— Какими мыслями хотел поделиться Дуров со своими читателями?
Домашнее задание
Прочитать другие рассказы В. Дурова.
Материал для учителя
О дедушке Дурове
Владимир Леонидович Дуров (1863-1934) с детства любил животных и мечтал работать в цирке дрессировщиком. В то время постоянных цирков в России почти не было. Артисты переезжали из города в город, раскидывали полотняный шатер и в нем выступали перед публикой. Дуров поступил в труппу известного в то время циркача Ринальдо.
У него появились свои животные — козел Василий Васильевич, собака Бишка, гусь Сократ. Их он и дрессировал. Но дрессировал не так, как было принято в те годы, — палкой и побоями. Нет, Дуров обходился со своими животными ласково, терпеливо приучал их к себе, а за удачно исполненный трюк обязательно угощал каким-нибудь лакомством.
Выступления Владимира Дурова и его зверей публика - особенно дети — встречала с восторгом. Владимир Леонидович со своей необычной труппой объездил всю Россию. Много лет мечтал он о своем собственном театре, где главными артистами будут не люди, а звери. И ему удалось осуществить эту мечту: он приобрел в Москве дом, поселил в нем своих животных, устроил зал для выступлений перед публикой и назвал все это «Уголок Дурова».
Когда дедушка Дуров — так прозвали его дети — умер, ему на смену пришли новые поколения семьи Дуровых. Сейчас «Уголок Дурова» — это целый городок с театром, где звери выступают, зверинцем, где они живут, и даже со своим музеем.
Владимир Леонидович Дуров внимательно наблюдал за животными, изучал их поведение и написал об этом целый научный труд. А для ребят он создал книгу «Мои звери» — очень интересную!