Русский язык

Окружающий мир

 

Цели: ознакомить учащихся с новым разделом; учить прогно­зировать его содержание, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественное произведение, находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представ­лениях древних людей о мире.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогно­зировать содержание раздела; планировать работу на уроке; чи­тать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать и воспринимать на слух художественное произведение; находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представ­лениях древних людей о мире.

Оборудование: выставка книг по теме урока; карточки (текст речевой разминки, задания).

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Введение в тему

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Его название: «Зарубежная литература». Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали это словосочетание? Как вы его понимаете? (Высказывания детей.)

— Как вы думаете, что мы будем изучать на этих уроках?

— Откройте учебник и прочитайте, с чем мы позна­комимся, чему мы научимся, чему мы будем учиться.

(Дети дают ответы согласно тексту учебника.)

III. Работа по теме урока

— Кто из вас знает, что означает выражение ахиллесова пята! (Ответы детей.)

Ахилл - любимый герой множества легенд Древней Греции. Это не­победимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы.

Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, оку­пая, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной.

В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пят­ку Ахилла и убил его.

Всякое слабое, уязвимое место человека называют ахиллесовой пятой.

Сегодня, ребята, мы поговорим о мифах Древней Греции.

(Учитель показывает книги, принесенные на урок.

Словарная работа.)

Вельможа — в старое время: знатный и богатый сановник.

Погреб - помещение ниже уровня земли для хранения при­пасов.

Сидеть сложа руки - ничего не делать.

Скитаться - странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.

Несся как ветер — очень быстро.

Прибрежный утес - высокая скала на берегу.

— Прочитаем слова по слогам, затем слитно,


пре-вра-щал-ся                               за-ше-ве-ли-лись

о-ка-ме-не-лу-ю                             зло-дейст-во-вать

взгля-ды-ва-ла                               ос-ве-щен-на-я

царь По-ли-дект                             под-плы-ва-ет

бес-сер-деч-на-я                             взби-ра-ет-ся

рас-спра-ши-ва-я                             бес-страш-ный

ди-ко-вин-ных                               гло-та-ю-ще-го

бе-зоб-раз-ны-ми                             Ан-дро-ме-да

раз-жи-рев-ших                              о-бык-но-вен-на-я


IV. Физкультминутка

Маша шла, шла, шла,

Маша ягодку нашла.

Опустилась, подняла —

«Ах, какая ягодка!»

Поглядела на лужок,

Увидала там цветок.

V. Продолжение работы по теме урока

Чтение мифа «Храбрый Персей»

(Читают учитель и хорошо читающие ученики.)

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Какой раздел начали изучать?

— Какое произведение читали на уроке?

— Понравился ли вам миф? Что особенно понравилось?

— Захотелось прочитать другие?

Домашнее задание

Прочитать миф без ошибок.

Материал для учителя

Вклад древних греков в развитие мировой культуры

Современная культура, как западноевропейская, так и русская, зиждется на фундаменте античной культуры, заложенном древними греками более двух с половиной тысяч лет тому назад. Огромное место в античной культуре занимает мифология. Она определяет содержание древнегреческой поэзии, драмы, эпоса, скульптуры и живописи. Поэто­му знакомство с мифами древних греков необходимо для понимания их искусства и культуры.

Без знания древнегреческой мифологии невозможно в полной мере и постижение европейского, в том числе и русского, искусства. На антич­ные сюжеты написаны некоторые картины Боттичелли, Тициана, Рубен­са, Рембрандта, К. Брюллова, В. Серова, драмы В. Шекспира. И сейчас художники, драматурги и скульпторы обращаются к сюжетам и образам греческой мифологии. Мифологические персонажи многократно упо­минаются в произведениях западноевропейской и русской литературы.

В обыденной речи часто употребляются фразеологизмы сизифов труд, танталовы муки, ахиллесова пята, олимпийское спокойствие, гоме­рический смех и другие, первоначальный смысл которых восходит к гре­ческой мифологии.

Человек, полагали древние греки, не должен забывать об ограни­ченности своих возможностей, своем бессилии перед стихийными си­лами — и во многих мифах осуждается надменность, самонадеянность героя, возомнившего себя равным богам. Царица Ниобея решила, что превосходит богиню Латону, и богиня жестоко покарала ее, убив всех ее детей. Благородный Беллерофонт приказал крылатому коню Пегасу перенести его к богам на Олимп, и был сброшен конем с неба на землю. Царь Ойней не пожелал принести жертву богине-охотнице Артемид и поплатился за это смертью жены и сына.

Проверка учебных достижения