Цель: обобщить знания детей по разделу «Зарубежная литература».
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, для проведения сегодняшнего развивающего часа разделимся на 2 команды. Сядьте за 2 стола — так вам удобнее будет работать.
II. Конкурсы
Конкурс «Путешествие»
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по двум странам: «Мифология» и «Сказки Андерсена». Команды будут отвечать по очереди, за правильный ответ получая жетон.
- Узнайте сказки Г.Х. Андерсена по последним буквам названий.
...аба («Жаба»), ...вочка («Дюймовочка»), ...ловей («Соловей»), ...лочка («Русалочка»), ...ниво («Огниво»), ...нопас («Свинопас»), ...ашка («Ромашка»), ...ая ...лева («Снежная королева»).
Конкурс «Угадай, о ком речь»
1. Знаменитый греческий герой, который поймал кериней-скую лань, критского быка, коней-людоедов, добыл пояс царицы амазонок, золотые яблоки, очистил стойла на скотном дворе царя Авгия. (Геракл.)
2. Герой, обладатель шапки-невидимки. Он добыл голову Медузы Горгоны, убил морское чудовище и освободил Андромеду. (Персей.)
3. Титан. Похитил с Олимпа огонь и принес его людям. (Прометей.)
4. Чудовище, обитавшее в лабиринте на острове Крит. (Минотавр.)
5. Царь острова Итака, герой Троянской войны. Возвращаясь с войны на родину, пережил множество необыкновенных путешествий. (Одиссей.)
6. Бог морей. (Посейдон.)
7. Чудовище. Убивало путников, которые не могли разгадать такую загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» (Сфинкс.)
8. Юноша, который не мог наглядеться на самого себя. Боги превратили его в цветок. (Нарцисс.)
9. Участники похода в Колхиду за шкурой волшебного барана. (Аргонавты.)
10. Юноша, улетевший из плена с помощью крыльев из перьев, скрепленных воском. Он поднялся слишком высоко, солнце растопило воск, и юноша упал в море. (Икар.)
Конкурс «Выразительное чтение»
Представители команд получают карточку с заданием подготовить за 2-3 минуты выразительное чтение в лицах.
1. «Храбрый Персей» со слов «В том же городе в великолепном дворце жил царь Полидект» до слов «Сказав это, он повернулся и быстрыми шагами ушел из подвала».
2. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». со слов «В избушке жила старуха со своей курицей и котом» до слов «И утенок ушел».
Минутка отдыха
Раз — присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Конкурс «Знаете ли вы сказки?»
— Вы получите карточки с отрывками из сказок. Задание: вам нужно громко, выразительно прочитать его всем, сказать автора и название сказки.
1. «В богатых уборах Элиза была так прекрасна, что весь двор преклонился перед ней, а король провозгласил ее своей невестой. Но королевский епископ покачал головой и стал нашептывать королю, что немая красавица, должно быть, лесная колдунья — она околдовала сердце короля». (Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди».)
2. «Оле на цыпочках подходит к детским кроваткам, брызжет детям в глаза сладким молоком и осторожно дует в затылок. Вы думаете, им больно? Да нисколько, они даже не замечают этого. Просто веки у них начинают слипаться, голова сама собой клонится к подушке, и они засыпают. А как только дети уснут, Оле садится к ним на кровать, на самый краешек, и раскрывает зонтик». (Г.Х. Андерсен «Оле-Лукойе».)
3. «Батюшки, сколько тут было золота! На это золото можно было бы купить целый столичный город, все игрушки, всех оловянных солдатиков, всех деревянных лошадок и все пряники на свете. На все хватило бы. Тут солдат повыкидывал из карманов и ранца серебряные деньги и обеими руками начал выгребать из сундука золото». (Г.Х. Андерсен «Огниво».)
4. «Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. Только она его посадила, зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона». (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».)
5. «Искусственного соловья заставили петь одного. Он имел такой же успех, как настоящий, но был куда красивее, весь так и блестел драгоценностями! Тридцать три раза пропел он одно и то же и не устал. Окружающие охотно послушали бы его еще раз, да император нашел, что надо вставить спеть и живого соловья. Но куда же он девался?» (Г.Х. Андерсен «Соловей».)
6. «Давным-давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги. Он устраивал парады, загородные прогулки, каждый день ходил в театры только для того, чтобы показаться в новом наряде. Король переодевался каждый час, и один наряд был у него лучше другого. Про других королей часто говорили: "Король
совещается с министрами", а про этого короля только и было слышно: "Король переодевается"». (Г.Х. Андерсен «Новый наряд короля».)
Конкурс «Творческое задание»
— Этот конкурс состоит из двух разделов.
1. Сказки любят везде: в Европе и в Азии, в далекой Америке и в жаркой Африке. Подумайте и ответьте, что общего в сказках русского народа и других народов. Чем они отличаются? Докажите это примерами из прочитанных сказок.
2. Сочините и расскажите сказку с хорошим концом. Используйте в ней такие сказочные выражения, как «жили-были», «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «летели они в дальние края, за синие моря», «стали они жить-поживать и добра наживать».