Основное меню

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Методическая копилка

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Обучение грамоте

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Русский язык

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Литературное чтение

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Математика

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Окружающий мир

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Природа и экология

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Цели: обобщить знания детей по теме «Самое великое чудо на свете»; дать дополнительные сведения о первых летописях и первопечатнике Иване Федорове; закрепить знания о руко­писных книгах Древней Руси; прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи; от­рабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представ­ление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, рассказывать о своем отношении к книге; читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосо­четания, увеличивая темп чтения при повторном чтении текста; обобщать полученную информацию по истории создания книги; работать в паре, выслушивая мнения друг друга; составлять сооб­щение на тему «Первопечатник Иван Федоров».

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, с посло­вицами и заданиями; выставка книг, «Рассказы начальной рус­ской летописи»; на доске запись: «Самое великое чудо на свете».

Предварительная подготовка. К этому уроку нескольким уча­щимся дается дополнительный материал. Можно приготовить тексты на карточках.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте медленно жужжащим способом.

У всего свое начало:                

У домов, у кораблей,

У дороги от причала

Через тридевять морей.

У хлебов — в полях раздольных,

У комбайна, у станка -

Все идет от двери школьной

И от первого звонка.

— Как вы понимаете это стихотворение?

— Прочитайте выразительно.

III. Постановка цели урока

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в да­лекое путешествие, в прошлое. Туда, где еще не было того, что мы сейчас с вами имеем, - самого великого чуда на свете.

Мы узнаем много нового о древних книгах, о том, как созда­вались первые книги, об их издателе. Итак, в путь!

IV. Первое путешествие в Древнюю Русь

1. Беседа

— Отгадайте загадку.

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

— Существовали ли книги в Древней Руси? Какими были первые книги? (Первые книги существовали в Древней Руси. Но они были не такие, как сейчас, а рукописные, т. е. их пи­сали от руки.)

— Ребята, как же нам попасть в Древнюю Русь, какой вид транспорта мы выберем?

(Предположения детей. Скорее всего, они выберут машину времени.)

— В какой год нам лучше всего отправиться, кто из вас знает? (Дети предполагают. Учитель помогает определить время: на­чало XII века.)

2. Путешествие в XII век

— Путешествие в XII век начинается... Закройте глаза, сосчи­тайте от 5 до 1.

(Дети считают: 5,4, 3, 2, 1... пуск!)

— Приземлились. Откройте глаза. Что вы видите? Кого види­те? (Видим Печерский монастырь, келью, т. е. жилище мона­ха. Нестор пишет летопись.)

— А знаете ли вы, почему летописи получили такое название? Послушайте рассказ, который подготовили для вас одно­классники.

Ученик 1. С развитием на Руси письменности, она появи­лась у нас более тысячи лет тому назад, отдельные предания стали записывать, а затем их соединяли. Таким образом создавалась ис­тория народа и всей страны.

Ученик 2. Когда же появилось желание точно узнать о том или ином событии, стали проставлять даты. В то время на Руси год называли летом, и обычно рассказ о каком-то важном исто­рическом событии начинался словами: «В лето...» Так появилось название «летопись».

3. Знакомство с первым русским летописным сводом

— Сейчас вы получите карточки с небольшим текстом о пер­вом русском летописном своде. (Учитель раздает карточки с текстом.)

— Я вам дам на подготовку грамотного выразительного чтения 5 минут. После чего вы должны будете прочитать по цепоч­ке так, чтобы всем все было понятно.

(Подготовка учеников к чтению вслух.)

— Итак, слушаем вас. Стараемся запомнить как можно боль­ше информации.

(Дети читают по карточкам.)

Первый русский летописный свод

1. Первый дошедший до нашего времени русский летописный свод «Повесть временных лет» называется так по начальным словам, которые в подлиннике звучат так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».                                                                        

2. Итак, задача «Повести...» — рассказать о происхождении Руси и русского народа, о первых русских князьях, вместе с тем в ней говорит­ся о соседних народах, о том, как была создана русская грамота, о походах русских князей, о нападениях первых кочевников — хазар и печенегов; далее летописец пишет о том, чему сам был современником, часто оче­видцем.

3. «Повесть временных лет» составлена в 1113 г. и связывается с име­нем монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Но дошла она в пе­реработке 1116г., сделанной игуменом Выдубицкого монастыря Силь­вестром, о чем мы и читаем соответственную запись.

4. Труд Сильвестра переписывался много раз. До нас дошел список, сделанный монахом Лаврентием в 1377 г. в Нижнем Новгороде и поме­щенный им в начало летописи, называемой по его имени Лаврентьевской.

5. И до Нестора русские книжники записывали события, свидете­лями которых они были или знали о которых от своих предшественни­ков. Все, что они записывали, вносили под соответствующим годом. Год в Древней Руси назывался летом, отсюда слово «летопись».

6. Нестор стремился как можно полнее отразить и современные ему, и минувшие деяния и для этого использовал самые разнообразные ис­точники: устные предания «старины далекой», связанные с местностью, городом или селением, рассказы очевидцев, песни, слагавшиеся в дру­жинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.

7. Все события, о которых узнавал летописец, он помещал в строгой хронологической последовательности, соединяя, сводя вместе различные источники. Тем же методом работали и последующие летописцы.

8. В каждом своде отражались разные, иногда противоречивые точки зрения. Летописец мог что-то опустить или прибавить, предпочесть одни свидетельства другим, но он никогда не искажал записей предшествен­ников.

9. Каждая эпоха находила в летописи что-то созвучное себе. В годы разделения Руси на уделы «Повесть...» напоминала об исконном единстве Русской земли и ее людей, о братстве русских князей, которые имели одного прародителя.

10. В XIII—XIV веках, в годы монголо-татарского нашествия, по­следующего ига был особенно актуален призыв к единению для отпора степному врагу. В период собирания русских земель вокруг Москвы мо­сковские великие князья находили в «Повести...» подтверждение того, что они — преемники князей киевских.

11. Составителю «Повести временных лет» свойственно уважение к предкам и доблестным традициям прошлого, высокое сознание чести и воинского долга. Нестор призывает защищать Русскую землю от внеш­них врагов и гневно обличает тех, кто бросает нож, — сеет вражду среди соплеменников.

12. Он осуждает князей, проявляющих жадность, «несытство», за­бывающих интересы родной земли ради приобретения чужих владений.

13. Напротив, летописец восхваляет князей-миротворцев, высоко ставит щедрость, заботу о людях, скромность, верность своему слову. Этический идеал был высок. Отклонение от него называлось грехом, то есть преступлением не только перед людьми, но и перед Богом.

14. «Повесть временных лет» — первое дошедшее до нас историче­ское произведение и первый памятник отечественной литературы. Она замечательна связностью и ясностью изложения. Ее повествование спо­койно, просто и сдержанно. Она рассказывает только о самом главном и значительном, оставляя без внимания мелочи.

15. Язык летописи точен и лаконичен. Краткость, отсутствие приукрашенности подчас кажутся излишними. Только постепенно под­даемся мы обаянию летописи, ее образности, начинаем чувствовать ее поэтичность, ценить ее скупые выразительные средства.

По Т.Н. Михельсон

4. Ознакомление с отрывком из летописи

Славяне пришли и сели по Днепру

Так начнем повесть сию.

Сели славяне по Дунаю, где ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по ме­стам, где селились. Так одни пришли и сели на реке по имени Мора­ва, и прозвались моравами, а другие чехами назвались. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на славян на ду­найских и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли и поселились на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались поляна­ми, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Дви­не и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и имену­ется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Сулеи и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

V. Физкультминутка

Кот и мыши

(Один из играющих — «кот Васька», остальные «мыши». «Васька» ходит по кругу, «мыши» поют.)

Ходит Васька серенький,

Хвост у Васьки беленький,

Глазки закрываются,

Когти расправляются.                                    

Шерсть у Васьки пышная,

Поступь еле слышная,

Зубы - как игла.

(Все разбегаются. «Васька» ловит «мышей».)

VI. Путешествие продолжается

1. Работа над прочитанным текстом

— Как называется первый дошедший до нашего времени рус­ский летописный свод? («Повесть временных лет».)

— Какова была задача «Повести...»? (Рассказать о происхожде­нии Руси и русского народа и т. п.)

— В каком году составлена «Повесть временных лет», с чьим именем она связывается? (Она составлена в 1113 году, свя­зывается с именем монаха Нестора.)

— Какие источники использовал Нестор при записи? (Устные предания «старины далекой», рассказы очевидцев, песни, сла­гавшиеся в дружинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.)

— Чем нам, людям XX века, близки идеи «Повести временных лет» ? (Ее основной мотив — любовь к родине, к Русской земле.)

2. Чтение и обсуждение отрывка из летописи

— А сейчас послушайте отрывок из летописи «Славяне при­шли и сели по Днепру».

(Читают ученики, которые получили эти карточки.)

3. Беседа после чтения

— Где селились славяне?

— Как назывались славяне, расселившиеся по Днепру?

— Как назывались славяне, расселившиеся около озера Ильмень?

— Как называлась грамота? (Славянская.)

4. Кроссворд

— Разгадайте кроссворд.

 

 

По вертикали:

Г. Фамилия первопечатника. (Федоров.)

2. Самое великое чудо на свете. (Книга.)

3. Город, в котором установлен памятник Ивану Федорову. (Москва.)

4. Первый летописный свод назывался «Повесть времен­ных...». (Лет.)

По горизонтали:

5. Имя летописца «Повести временных лет»? (Нестор.)

6. В «Повести временных лет» рассказано о... Руси и русского народа. (Происхождении.)

VII. Второе путешествие в Древнюю Русь. Первопечатник Иван Федоров

1. Беседа

- Садимся в машину времени и отправляемся туда, где пе­чатались первые книги. В какой век отправляемся? (Печа­тать книги люди научились только в середине XVвека. Первая печатная книга в нашей стране появилась в 1564 году. От­правляемся в XVI век.)

- Итак, откройте глаза. Мы на месте... Откройте с. 8—9 учеб­ника. Что и кого вы видите? (Ивана Федорова за станком.)

Обратите внимание на памятник Ивану Федорову. Он уста­новлен на народные деньги в 1909 г. в Москве недалеко от того места, где раньше находился печатный двор.

- Как выглядит Иван Федоров? (Примерный ответ. Иван Федоров изображен во время работы. Он без шапки, лишь ремешок-наголовник поддерживает густые волосы. В одной руке у него только что сделанный оттиск страницы буду­щей книги, другой рукой он поддерживает поставленную на скамью печатную доску. На скамье возле доски — ручной инструмент для пользования типографской краской.)

2. Рассказ об Иване Федорове

(Под музыку заранее подготовленные ученики читают или рассказывают.)

Иван Федоров (ок. 1510—1583) - основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Москов­ском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой ано­нимной типографии в Москве. Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563—1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Фео­досия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма се­редины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была осно­вана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечата­ны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570). Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием. В том же году он выпустил букварь — первый русский печатный учебник. Четвертая типография Федорова ос­нована в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на сла­вянском языке (1580-1581) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки, изобрел многостволь­ную мортиру. Умер во Львове.

VIII. Возвращение домой

1. Обсуждение итогов урока

— Мы с вами дома, в XXI веке. Ребята, что мы считаем самым великим чудом на свете? (Самое великое чудо на свете — книга.)

— С помощью пословиц докажите, что это так. (Дети читают пословицы и поговорки на карточках.)

•   Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

•   Испокон века книга растит человека.

•   Книга подобна воде — дорогу пробьет везде.

• Хорошая книга ярче звездочки светит.

•   Книга поможет в труде, выручит в беде.

— Какая из этих пословиц вам больше всего понравилась? Объясните ее смысл.

2. Правила пользования книгой

— Ребята, а где хранятся книги? Где мы их можем взять? (Мы можем найти нужную книгу в библиотеке.)

— Какие правила пользования книгой вы помните? (Ответы детей.)

А знаешь, что раньше

При банях книги выдавали,

В Риме в отдаленный век,

Чтобы не брался человек

За книгу грязными руками!

3. Заключительное слово учителя

Закончить наш урок мне хотелось бы строками стихотворения.

В одиночестве, в покое

Дремлют книжные герои

На страницах книг своих.

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд!

Вам, друзья, и книги в руки,

Пусть герои оживут!

IX. Подведение итогов урока

— Когда на Руси появились первые книги?

— Почему появление первой печатной книги на Руси было великим событием?

— Что вы узнали об Иване Федорове?

Домашнее задание

Дополнить свои сообщения материалами, изученными на уроке.

Наша родина

Рисование

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Проверка учебных достижения

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Мы - всезнайки